Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта.
Воспитатели первой младшей группы.
Дети первой младшей группы.
Родители и другие члены семьи.
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
 Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Игры с пальчиками не только  эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.
Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.
Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.
Задачи для детей:
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
Задачи для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
Анализ и сбор информации из различных источников.
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
Создание предметно-развивающей среды.
Мониторинг результатов.
Ожидаемый результат:
Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
Интеллектуальное развитие детей.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев». - Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети. - Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);   - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения.
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.
Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2009-2010 учебный год (один год).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2010-2011 учебный год (первый год).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2011-2012 учебный год (второй год).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Перспектива на будущее: Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
 
Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».
Месяц
Тема
Содержание

Ноябрь
«Рисуем на манке»
Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Февраль
Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»
Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Май
Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!
Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

 




ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Месяц
Раздел образовательной деятельности
Темы игр-занятий
Оборудование



сентябрь


«Игры из ничего»
«Прищепки в корзинке»
Прищепки, корзина



«Перекладывание двумя пальчиками»
Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы



«Скрути нитку в клубок»
Поднос, клубок шерстяных ниток



«Вышивание на картоне»
Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок


октябрь


«Игры из ничего»
«Игры с карандашом»
Карандаш с гранями



«Игры со шнурками»
Разноцветные веревочки



«Игры с шариком»
Шарик, игрушка



«Идеальный урок»
Кусок плотной ткани, застежки разного типа



ноябрь


«Игры из ничего»
«Наждак»
Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости



«Нанизывание»
Колечки, шнурки



«Игры на кухне»
«Маленький помощник»
Миска с водой, овощи



«Взбиваем крем»
Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня


декабрь



декабрь

«Игры с крупой»


«Игры с крупой»


«Помочь Золушке»
Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)



«Волшебное сито»
Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)




«Пересыпаем ложкой»

Поднос, две чашки: слева чашка с крупой, а справа пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка



«Рисуем дорожки»
Спички, манная крупа





январь



«Игры с крупой»

«Сюрприз»
Банка или глубокая миска с крупой, одна две маленькие игрушки



«Шуршалки и гремелочки»
Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.



«Пальчиковые игры с бумагой»
Игрушки из комканой бумаги
Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки




февраль




«Наш разноцветный мир»

«Сгибаем бумагу»

Листы бумаги



«Рвем бумагу»
Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман



«Пальчиковые игры на бумаге»
Лист бумаги, краски, пальчики



«Рисунки ладошками»
Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)





март




«Игры в ванной комнате»







«Водяные струйки»
Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками




«Шариковые бои»
Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками



«Напои зверей»
Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины



«Игры с водой»
Поднос, две миски





апрель




«Игры в ванной комнате»

«Игры с водой»
Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка



«Игры с водой»
Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками



«Выловим из воды»
Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 34 шарика (разного цвета)



«Выжимание губки»
Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка)


май

«Игры в ванной комнате»

«Капли в ячейках»
Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой



«Расти, расти, цветочек»
Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа


май
«Чудеса на песке»
«Отпечатки наших рук»
Поднос с песком, ванночка с водой



«Что же спрятано в песке»
Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице



июнь
Самомассаж
«Массаж своими руками»
Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями


«Ласковые игры для пальчиков»
Варианты игр
Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.





   



















13PAGE 15


13PAGE 14415




Root EntryArial Cyr начало годаконец годаразвитие мелкойразвитие речи_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·конец года9развитие речи