ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Краеведение»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением химии и биологии»

Рассмотрена на педагогическом Совете
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №26 с углубленным изучением химии
и биологии»
Протокол № от 201 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ««Средняя общеобразовательная
школа №26 с углубленным изучением химии
и биологии»
_____________________Н.А.Творогова
Приказ № от




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Краеведение»


Возраст обучающихся: 7 -11 лет (1- 4 кл.)
Время реализации: 4 года





Составитель: учитель начальных классов
Николаева Ольга Юрьевна





Великий Новгород
2014 год
Пояснительная записка
              Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».  
          В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Курса по краеведению  стало  отсутствие  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана  подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ  для  начальной школы  федерального значения.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного  города.   Такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом» наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение.
               Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций . Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, гражданском воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
        Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
           Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного города,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время.  
            Настоящий    курс  «Краеведение»  предусматривает  реализацию  регионального  компонента  содержания  образования  по  предмету  «Окружающий  мир».   Принципиальной особенностью  краеведческого курса  является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона  проживания,  города Великого Новгорода.
Содержание  предмета  отражает  комплексно-системный  подход  к  изучению  родного  города,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  город  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  единого  государства.  Такой  подход  даёт  возможность   рассматривать  природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  родного  города.
Курс  призван  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление  об  историческом  прошлом края и  Великого Новгорода,  его  настоящем.  Практические,  частично-поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы  организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  рукописными  материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.
Цели  курса.
(           Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой   город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.  
(           Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.
Задачи   курса.
(         Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения Новгородской области и  Великого Новгорода,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России.
(         Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему городу;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.
(         Изучение  родственных  и   семейных  связей  ,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.
(         Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.
(         Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.
(         Использование начальных  форм  исследовательской деятельности, в т.ч. умение поиска и работы с информацией.
(         Ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умение применять данную технологию в самостоятельной работе.
Курс ориентирован на систематическую творческую деятельность младших школьников,  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют творческую работу; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют творческие работы, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
  Курс рассчитан на 4 года , 1 класс- 33 часа во 2-4- 34 часа в год .
Курс  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с учащимися.  Это и традиционные занятия с применением иллюстративных материалов и  презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации.  А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в кинотеатр и библиотеку города.
           Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает  выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания.  Изучение дополнительной литературы,  поиск  иллюстративного  материала   и  фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих   работ.
Содержание курса
Курс содержит четыре раздела:
«Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».
Каждый разд
·ел поделен на темы, которые ежегодно расширяются  и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации курса  «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по курсу «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Великого Новгорода, чувства сопричастности и гордости за свой город.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Великого Новгорода;
чувства гордости за свой город,  за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения творческой работы;
вносить необходимые изменения  в исполнение своей работы.
Познавательные  действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
узнавать символику  города;
описывать достопримечательности г. Великого Новгорода;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства при выполнении творческой работы, в том числе модели, схемы, контурные карты, карту Новгородской области и атлас;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и исторических связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:  
готовить и выступать с сообщениями;
формировать  навыки  коллективной деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, края;
аргументировать свое мнение, соотносить его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственной творческой работы;
создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
участия в конференциях разного уровня.







Тематическое планирование
«Краеведение»
1 класс


Тема занятия


Введение. Что такое краеведение?


Моя Малая Родина.


Новгород и я.


Почему Новый город?


Юный археолог.


Где находится старый город?


Кто такой Рюрик?


Детинец.


Каменные богатыри.


Башня Кокуй.


Владычий двор.


История исчезнувших башен.


«Во славном Новеграде жил купец Садко»


Церковь построенная на средства Садко.


Чем жил древний Новгород?


Былинные герои древнего Новгорода.


Памятные места военных лет.


20 января – освобождение Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.


Герои живут рядом с нами.


Древнерусская живопись.


«И бысть свеча и чудо велико»


Феофан Грек.


Дорога к храму.


Путешествие во времени.


Язык волшебной страны.


Деревянная усадьба.


Князь и его дружина.


Образ А. Невского в творчестве новгородских художников.


Воины русской земли.


Никто не забыт, ничто не забыто.


Их именами названы улицы В. Новгорода


Двойные названия улиц. Почему?


Подведение итогов за год. Защита творческих работ



Тематическое планирование
«Краеведение»
2 класс

Тема занятия


Наши предки – древние славяне.


Верованье и поверье (во что верили древние новгородцы)


Перымский скит.


Детские проекты.


У стен Великого Кремля


Кремль. Башни Кремля.


Где София – тут и Новгород.


Памятники истории и архитектуры Древнего Кремля.


Загадки и тайна Новгородского Кремля.


Творческие работы на тему «Новгородский Кремль»


Каменная летопись Великого Новгорода.


Искусство древних мастеров.


Памятники округи: Хутынский монстырь.


Юрьев монастырь.


Десятинный монастырь его прошлое и настоящее.


Музей современного искусства.


Творчество художников земли Новгородской.


Творческие работы на тему «Новгородские монастыри»


Новгород музыкальный.


Арсений Аренский.


Сергей Рахманинов.


Творческие работы на тему «Новгород музыкальный»


Великие люди земли Новгородской.


В. Бианки и его творчество.


М. Пришвин на Новгородчине.


Природа в рассказах писателей, которые жили на земле Новгородской.


Творческие работы на тему «Новгород литературный»


Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.


Обряды и обычаи древних новгородцев.


Обряды и обычаи древних новгородцев.


Сказка как памятник устного народного творчества.


«Берёзка- русская краса»


Подведение итогов за год. Творческие работы.


Подведение итогов за год. Творческие работы.






















Используемая литература:
В. Смирнов «Великий Новгород в веках», М: «Вече», 2008г.
Достопримечательности Новгородской области, Лениздат, 1982г.
Ю.Б. Демиденко «Крепости России», С-П.: НП-Принт, 2012
Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
Исторический и культурологический портал Family-History.ru. Основные тематики - история, генеалогия, краеведение, архивы, наука, литература, биографии, ономастика.
Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http//www.it-n.ru
Детский краеведческий сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя Россия», М: Просвещение, 2007г.
Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя Россия», М: Просвещение, 2007г.
История Новгорода, © «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», 1998-2014.




15