Методические рекомендации к модулю Трансформер для создания условий трансформируемости РППС

Аннотация
ФГОС ДО делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Цель данных методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам-практикам в создании трансформируемой, полифункциональной, вариативной развивающей предметно-пространственной среды ДО.

Ожидаемый результат – создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ценностью данных рекомендаций является то, что на данный момент очень сложно обеспечить трансформируемость, полифункуциональность пространства в стандартных, типовых зданиях ДОУ, отсутствуют конкретные рекомендации по данному направлению. В данной работе даны конкретные практикоориентированные рекомендации по трансформируемости РППС.

Сведения об авторе: Рылова Светлана Олеговна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №74», 1 квалификационная категория, т. 8 912 59 98 137








Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №74»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к комплекту модулей
«ТРАНСФОРМЕР»










разработала: Рылова
Светлана Олеговна, воспитатель
I квалификационной категории















г. Березники
2015
Содержание

Пояснительная записка

3

Комплектация модулей

5

Задачи, решаемые с помощью комплекта модулей «Трансформер»

11

Использование комплекта модулей «Трансформер» в различных видах деятельности детей

13

Этапы внедрения комплекта модулей «Трансформер»

18

Заключение

19

Литература

20

Отзывы

21










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социокультурными условиями, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов ДОО в помощь по организации развивающей предметно-пространственной среды как средства для создания оптимальных условий (трансформируемость, полифункциональность, доступность и т.д.) развития детей.
Источником для практического опыта являются требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Данные рекомендации могут быт быть использованы для организации различных видов деятельности дошкольников по всем пяти образовательным областям: социально-личностное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКТА МОДУЛЕЙ «ТРАНСФОРМЕР»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Используемые модули. Для самостоятельного создания детьми условий развития игровой деятельности детей и организации сюжетно-ролевых игр используются модули «дом», «театр», «корабль», «кукольный театр», «паутина», ширмы «безопасность», «радуга», «времена года».

Образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Используемые модули: «паутина», ширмы «безопасность», «радуга», «времена года», «космос».

Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Используемые модули: «дом», «театр», «корабль», «кукольный театр», «паутина», ширмы «безопасность», «радуга», «времена года», «космос»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Используемые модули: «театр», «кукольный театр», ширмы «радуга», «времена года», «космос».
Образовательная область «Физическое развитие»
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Используемые модули: «паутина» (веревочный курс); стойки для создания спортивных снарядов (волейбол, баскетбол, футбол), тренажеров (прыжки, подлезание, перепрыгивание) и гимнастических атрибутов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА МОДУЛЕЙ «ТРАНСФОРМЕР»
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ФГОС указывет на то, что конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская; а также восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование, включая конструкторы, модули и иной материал; и двигательная форма активности ребенка.
Игровая деятельность
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
«Дом»
«Шатер»




Ширма «Безопасность»
«Корабль»




Коммуникативная деятельность.

Коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность отличается наличием мотивов и цели. Можно выделить следующие виды коммуникативной деятельности:
- экспрессивная деятельность (выразительная);
- интеракционная (взаимодействие);
- гностическая (информативная).

Упражнение на развитие гностической коммуникативной деятельности.
«Узнай по описанию».
Оборудование: ширма «крест», 4 стола, предметы для описания, карандаши, бумага для рисования.
Краткое описание:
1. Дети делятся на команды, рассаживаются по секторам ширмы.
2. Команды по очереди описывают предмет.
3. Отгадывающие команды предмет зарисовывают, размещают на ширме.

Упражнение на развитие экспрессивной коммуникативной деятельности.
«Определи по голосу настроение».
Оборудование: ширма, карточки с лицами людей, отображающими разное настроение, литературные произведения.
Краткое описание:
1. Дети за ширмой зачитывают литературные отрывки, изображая разное настроение, несвойственное теме отрывка.
2. Дети группы определяют настроение и обозначают соответствующей карточкой.

Ширма «Крест»
«Уголок уединения»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Цикл мероприятий по знакомству детей с театром.
Оборудование: модуль «Театр» (ширмы, занавес), костюмы, реквизит для постановки.
Краткое описание:
1. Знакомство с понятием «театр» (драматический, кукольный) и его оборудованием (сцена, кулисы, ширма, персонажи, костюмерная, зрительный зал). Посещение городского театра.
2. Выбор материала для драматизации, разучивание ролей.
3. Создание театральной сцены (занавес, кулисы, задник), реквизита, костюмов (с помощью родителей).
4. Репетиции постановки.
5. Представление постановки для воспитанников учреждения и родителей.

«Театр» (занавес)
«Кукольный театр»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Познавательно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская работа «Животный мир»
Оборудование: модуль «Радуга», набор к модулю «Животные и птицы» на липучке, детские энциклопедии.
Краткое описание:
1. Воспитанникам необходимо определить, какому цвету модуля «Радуга» будет соответствовать та или иная природная зона.
Например: красный – горы, оранжевый – тропики, желтый – пустыня, зеленый – лес, голубой - реки, синий – моря, фиолетовый – океаны, белый – северный полюс.
2. Дети делятся на подгруппы.
3. Каждая подгруппа получает комплект из разных животных (или природную зону), изучает энциклопедии и распределяет животных по природным зонам их обитания.
4. Каждая подгруппа кратко презентует своих животных, давая характеристику или сообщая интересные факты (или особенности данной природной зоны и характеристики и особенности животного мира).

Ширма «Радуга»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Цикл занятий по знакомству дошкольников с космосом.
Оборудование: модули «Космос», «Паутина», набор «Планеты солнечной системы», воздушные шары, клей ПВА, цветные нитки, ножницы, бумага, энциклопедия «Космос», мультфильм «Астрономия для маленьких».
Краткое описание:
1. Просмотр мультфильма «Астрономия для маленьких», знакомство с понятием «космос», космическими телами.
2. Изучение планет «Солнечной системы» при помощи энциклопедии, используя модуль «Космос», и материалов Интернета (дома с родителями).
3. Создание макетов планет в пропорциональном соотношении (шарики, нитки, клей ПВА).
4.Создание 3-D модели Солнечной системы, используя модуль «Паутина».

Ширма «Космос»
«Паутина»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Стойки для знаков по ДД






Двигательная активность

Волейбол
Гимнастический тренажер

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКТА МОДУЛЕЙ «ТРАНСФОРМЕР»

1 этап. Подготовительный.
Задачи:
Анализ содержания разделов образовательной программы и подбор материалов и пособий.
Создание модулей «Трансформер» и дидактических пособий для организации и проведения занятий, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Подбор и отбор дидактических материалов необходимо проводить в соответствии с программным содержанием выбранных направлений образовательной работы, с целью формирования предпосылок универсальных учебных действий, а также в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей своей группы.
На данном этапе необходимо подключить к процессу создания модулей родителей воспитанников.
2 этап. Реализация
Задачи:
Опробовать механизм использования модулей на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Продолжить формирование базы дидактических материалов модулей, необходимых для организации образовательного процесса с привлечением к этому детей и родителей.
Проведение мастер-класса для педагогов учреждения по использованию модулей «Трансформер».
На данном этапе непосредственно с использованием модулей «Трансформер» проводятся занятия, совместная и самостоятельная деятельность согласно образовательной программе, тематическим планам и циклограмме деятельности. Осуществляется трансляция опыта.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Задачи:
Анализ эффективности использования модулей «Трансформер» для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития детей.
Разработка рекомендаций для педагогов по созданию и применению модулей «Трансформер» и использованию их в образовательной деятельности.
На данном этапе подводятся итоги работы использования модулей «Трансформер» в образовательной деятельности, разработка рекомендаций по внедрению данных модулей в других группах учреждения и обмену опытом с другими ДОО.
ЛИТЕРАТУРА

Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова), 1993.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы – М.: Сфера, 2015.
Рисунок 1;ђ Заголовок 215