Из опыта работы «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями речи в различных видах деятельности»


«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
с нарушениями речи в различных видах деятельности»
Миронова Наталья Павловна
старший воспитатель
СП детский сад «Колобок»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

Основным условием развития ребенка и мощным фактором формирования его личности является общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, влияет на развитие личностных, эмоциональных, поведенческих и других особенностей детей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств: экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых. Следует отметить, что уровень развития речи во многом определяет коммуникативные способности ребенка-дошкольника.
Речь – одна из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний,  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Нередко, плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Таким образом, нарушаются умения общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения. Дети исключаются из игровой деятельности, испытывают недостаток общения, ограничивается круг социального взаимодействия, снижается качество личных контактов.
Взаимоотношения дошкольников разнообразны. Они дружат, ссорятся, мирятся, ревнуют, обижаются. Часто приходится наблюдать проявления таких качеств, как жестокость, неумение уступать, сочувствовать.
Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений особенно часто наблюдается во вновь организованных группах для детей с нарушениями речи (старшая логопедическая), которую начинают посещать дети из разных детских садов. Иногда в старшей логопедической группе приходится наблюдать проявление таких качеств, как нежелание и неумение помочь сверстнику и даже жестокость. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому, немало важной задачей в работе педагога является – формирование межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.
Исходя из вышеперечисленного, целью работы всего педагогического коллектива ДОО является – создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, с другими людьми.
Работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет следующие направления.
Первое направление - развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятие сверстников на положительной эмоциональной основе, развитие сотрудничества и общих игровых интересов.
Второе направление - развитие у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление - формирование у детей в игровой деятельности представлений о различных видах социальных отношений. 
Все эти направления обеспечивают:
повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
развитие игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (мимика, жесты), использование их в практике общения;
развитие диалогической речи;
развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей
умение анализировать свой собственный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт;
развитие связной речи;
снятие напряжения в коллективе;
раскрепощение неуверенных в себе детей;
сплочение группы.
Основными формами работы с детьми являются игры и игровые упражнения, этюды, занятия, имеющие определенную структуру (организационная часть, направленная на настрой и активизацию детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения; основная часть направлена на разбор проблемных ситуаций с целью развития навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействию; заключительная часть – подведение итогов, закрепление нового опыта). Кроме того проводятся специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей: коллективные работы, проектная деятельность (создание проблемных ситуаций и их решение), праздники и развлечения.
Немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков и создании положительного микроклимата в группе играет развивающая предметно-пространственная среда:
– «Уголки настроения» (отслеживание причин плохого настроения у детей и его дальнейшая коррекция);
- «Центры творчества» для совместной деятельности детей (изодеятельность, лепка, конструирование);
- «Центры науки» для организации совместной исследовательской деятельности по изучению объектов и явлений природы, окружающих предметов;
- «Театрализованные уголки» для развития способностей и умений договариваться, распределять роли, развития навыков публичного выступления.
Главное требование к педагогам, работающим с детьми – умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, совместные досуги.
Представленная система работы дает хорошие результаты по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями речи - способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу, развитию таких социальных качеств и чувств, как:
- самоуважение и уверенность в себе;
- уважение к другим людям, открытость, доброжелательность, толерантность;
- оптимизм, стрессоустойчивость, уравновешенность;- находчивость и готовность к преодолению трудных ситуаций;
- любознательность и интеллектуальная активность;
- нравственные чувства: добра и зла, справедливости, честности.