«Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями» Писарева Ольга Алексеевна Воспитатель ГККП Ясли – сад «Ж?лдызай»


Тема:
«Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями»
Писарева Ольга Алексеевна
Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай»
при акимате Ерейментауского района
Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.(Е.А. Мухачёва).
1.Введение.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
2.Теоретическая часть
Развитие системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Казахстан. В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» Глава государства Н.А. Назарбаев определил приоритеты в системе образования и поставил перед педагогами серьезную цель – стать центром знаний мирового уровня.
Главной задачей системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы является: совершенствование качества дошкольных образовательных услуг на основе обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и внедрение в образовательный процесс инновационных методик и технологий.
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, обеспечивает единые требования к содержанию дошкольного образования, системность, целостность, преемственность и непрерывность с использованием новых методик и технологий.
Одна из задач: оказание консультационной помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольных организаций с семьей.
3. Актуальность
Именно семья и детский сад - первоочередные институты социализации. Правильно построенное взаимодействие между ними способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Напротив, существующие противоречия между воспитателями и родителями, могут привести к нежелательным последствиям, таким как трудности в социализации и неготовность к школе. Семья и детский сад должны построить взаимодействие в одном направлении. Целью этого взаимодействия должна стать развитая личность ребенка, а весь воспитательный процесс должен быть построен на принципе гуманизации.
Воспитание детей дошкольного возраста стремится целенаправленно развить уникальной человеческую индивидуальность ребенка, обеспечить совершенствование и рост его нравственности и творческих сил. Помогая друг другу, детский сад и семья должны в первую очередь думать о ребенке, как отразится на нем воздействие каждой из сторон, поэтому взаимодействие должно быть построено на доверии друг к другу, уважении, взаимопомощи. Только тогда, общими усилиями семья и детский сад сможет добиться блестящих результатов. Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Эффективность проводимой в дошкольной организации работы с родителями:
во-первых, заинтересованность родителей к содержанию образовательного процесса с детьми в дошкольной организации, в конкретной группе;
во-вторых, возникновение дискуссий по инициативе самих родителей;
в-третьих, ответы на вопросы родителей ими самими;
в-четвертых, приведение родителями примеров из собственного опыта, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
в-пятых, стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
в шестых, повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Условия, необходимые для реализации и доверительного взаимодействия между ДО и семьей:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями
Алгоритм активных форм работы с родителями.
. Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Информационно – аналитический блок
-анкетирование;
-экспресс-опрос;
-интервьюирование;
-наблюдение;
-изучение мед – карт;
-диагностика специалистов;
-посещение семей.


Организация сотрудничества
(педагоги, родители, дети).
-день открытых дверей;
-ток – шоу;
-КВН;
-совместный досуг.
Просвещение родителей.
-папки передвижки;
-индивидуальные и групповые консультации;
-информационные листы, газеты,
-листы – памятки,
-телефон доверия


Практический блок.
-родительские собрания;
-круглый стол;
-час интересных встреч;
-устный журнал;
- консультационный пункт;
-семейный клуб «Папамамая»;
-совместные досуги;
- организация деловых игр.


Контрольно – оценочный блок.
-опрос – анкетирование;
-оценочные листы;
-экспресс – диагностика;
-вечер вопросов и ответов;
-час откровений;
-гостиная для родителей;
-собеседование, наблюдение, отзывы.

1.Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а так же выявление готовности семей сотрудничать с педагогическим коллективом.
2. Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
а) просвещение родителей, передача необходимой информацией по тому или иному вопросу.
б) организация совместного, продуктивного общения и взаимодействия всех участников образовательного пространства.
в) практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем, развитием, воспитанием и обучение детей.
г) контрольно – оценочный блок анализирует эффективность мероприятий
В своей работе я использую как хорошо известные, традиционные формы работы с семьёй, так и новые, найденные в результата творческого поиска.

Первым шагом к сотрудничеству является знакомство с семьёй. Родители и дети с большим нетерпением ждали нашего прихода, готовились. Посещение проводилось с целью консультирования по оформлению игрового уголка дома, расположение игрушек, совместного проведения игр родителей с детьми. Разговаривая с родителями, мы советовали приобретать развивающие игры: «Где, чей дом?», «Кто, что ест?», «Мой день», «Мозаика», «Конструкторы» - которые способствуют развитию мышления, внимания, развивают фантазию, творчество, учат мыслить логически. Мы очень заинтересованы в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому прилагаем максиму усилий для того , чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребёнка. Только так получается возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем позитивно отразится на установлении доверительных отношений между педагогом и родителями.
Важно помнить:
- воспитатель партнёр в воспитании и становлении личности ребёнка.
Поэтому я добиваюсь активной воспитательной позиции родителей, стараюсь вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствую его интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы, повышается педагогическая культура родителей. Каждая встреча даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Родительские собрания проводятся с использованием деловых игр, практических заданий, бесед с детьми, записанных на видео, и аудио кассеты и диски, анкетирование « Знаете ли вы своего ребенка», « Скоро в школу», памятки « Как отвечать на детские вопросы», тестирование. Родительские собрания проводятся на определённые темы: «Что должен знать ребенок 6-7 лет», « Речевое развитие детей», «Скоро в школу».
В Семейном клубе «Папамамая» ,родители не только зрители,слушатели,но и участноки,где разнообразны контакты родителей и воспитателей, которые доставляют радость всем участникам встречи, а также впоследствии лучше решаются вопросы воспитания и обучения детей: «Здоровье ребенка», « Детский сад и семья в едином игровом пространстве», «Родители на пути к школе».
Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. На мини-собрании две-три семьи раскрывают секреты в семейном воспитании, делятся о традициях воспитания в семье.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью педагогов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Живой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
Вечера вопросов и ответов - позволяют уточнить свои педагогические знания, применять их на практике, узнавать новое, обсуждать некоторые проблемы развития детей.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, моё стремление дать квалифицированную помощь. Предложила родителям консультации: « Что должен знать ребенок 6-7 лет», « Дружеские отношение взрослых и детей в семье», « Значение режима в воспитании старшего дошкольника», « Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Занимательные опыты на кухне», «Общение детейсо свестниками», «Будущий первокласник», «Адаптация в школе».
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Играя - познаём».
Хорошо сплачивают детей и родителей совместные мероприятия праздники, развлечения, досуги: « Страна волшебная – здоровье».
Одной из нетрадиционных фрм работы с родителями является оформление семейных газет. В течении года описываются интересные события, случаи из жизни семьи, ребенка, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам детей на различные темы: «Моя семья» ,«Выходной день семьи», «Я дома» .
Информационные Папки–передвижки формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей», «Нет ученья без игры», «Хочу все знать» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям.
В группе на каждого ребёнка заведён портфолио. В него дополняются все работы ребят, начиная с младшего возраста. По завершении учебного года в портфолио вкладываются итоговые записки об успехах ребёнка и помещаются дипломы о переходе в следующую возрастную группу. На каждом родительском собрании родители с интересом просматривают содержимое портфолио, анализируют происходящие изменения. Большинство родителей заинтересованы в знаниях о том, как их ребёнок проявляет себя в социуме. Таким образом, формируя портфолио, и у педагогов, и у родителей есть возможность проследить динамику развития каждого ребёнка.
Трудности.
- Средний уровень социально психологической культуры некоторых родителей.
-Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.
-Игнорирование некоторыми родителями информацией содержании, формах работы детского сада;
-Незнание психологических особенностей жизни и деятельности детей;
Вывод: С учетом данных трудностей, педагогам следует осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому члену семьи, поддерживать тесную связь с узкими специалистами (психологами, врачом, логопедом)
Перспективность.
Дети – дошкольники будут с гордостью и уважением относится к своим родным.
Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретут опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и коллективом специалистов: методистами, врачом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, преподавателем изодеятельности, казахского и английского языков, преподавателем театральной студии и самопознания.
Педагоги: партнёрские отношения, качество образовательного–воспитательного процесса.
Заключение:
При проведённой работе с родителями, можно сделать вывод:
Приобщать семью к образовательному процессу в детском саду необходимо, т.к. родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознать свою роль в его воспитании и обучении.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложились определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали еще больше проявлять искренний интерес к жизни группы, выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90 % родителей посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях.
.