Отчет об участии в проектной деятельности учащихся МБОУООШ №19 учителя математики Буравлевой Ирины Ивановны.


Отчет об участии в проектной деятельности учащихся МБОУООШ №19 учителя математики Буравлевой Ирины Ивановны.
Одним из наиболее продуктивных методов преподавания в современной педагогике становится метод проектов, в основе которого лежит организация творческой, исследовательской деятельности учащихся.
Назначение метода проектов – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В нашей школе использование метода проекта в преподавании математики становится все более широким. 9 класс в этом учебном году были участниками проекта по разработке математического КВН для 5-9 классов, ученица 8 класса составила свой проект по теме «Площади»
Можно сказать, что уже накоплен определенный опыт работы в коллективных проектах, с которым мне хотелось бы поделиться.
При проведении проекта к нему создается сопровождение. Это может быть сайт или презентация, которые доступны учащимся в школьной локальной сети, на которых размещены цели, задачи проекта, направления исследовательской деятельности учащихся, творческие задания, справочный материал, а также список литературы и источников, которые необходимы учащимся для работы. Все это требует глубокой и всесторонней подготовки и, прежде всего, самого учителя. Нельзя начать проект просто с чистого листа. У педагога должны быть идеи воплощения проекта, и уже потом, в процессе совместной деятельности, эти идеи обрастают конкретными задачами, направлениями. Координируя деятельность учащихся, учитель становится равноправным партнером в проектной деятельности.
Приведу изучение вопросов из презентации проекта “Площади”.
“Площадь треугольника”
“Площадь параллелограмма”
“Площадь трапеции”
“Теорема Пифагора”
Основная цель: создать условия для формирования учащимися понятия площади, развития умений вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, а также теорему Пифагора.
Данный проект по теме “Площади” проводится для отработки навыков применения формул при вычислении площадей фигур, нахождении неизвестных сторон и высот плоских фигур.
Проект (презентация) разработан на основе программы и УМК учебника “Геометрия 7-9” авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, и других на основе применения технологии И. С. Якиманской.
Представленная разработка соответствует содержанию, целям и задачам геометрии указанной теме поекта. Предложенный проект обобщающий, он обобщает, структурирует и систематизирует ЗУНы по теме “Площади плоских фигур. Теорема Пифагора”. Развивает геометрические представления, унифицирует систему определения площадей геометрических фигур.
Предлагаемые формы, приёмы и методы работы используемые средства обучения логически последовательны, адекватны содержанию, разнообразны, имеют аргументированную мотивацию, позволяют учащимся выбрать уровень сложности контроля самостоятельной работы сообразно личностных качеств, уровня ЗУНов, что позволяет создавать комфортную творческую обстановку в процессе учебных коммуникаций на протяжении использования проекта. При применении данного проекта (презентации) на уроке способствует продуктивному решению познавательных учебных и личностных задач, отслеживать динамику личностного продвижения.
Диалогический характер обучения, основанный на технологии ЛОСО И. С. Якиманской, формирует гуманистические начала, развивает гуманитарное и математическое мышление, логику учащихся, учит само – и взаимооценке учебных достижений, что помогает максимально избегать возможных пробелов усвоении знаний.
Большой объем, рассмотренного на уроке учебного материала проекта- презентации, подтверждает не только его разнохарактерную и многосложную насыщенность урока его плотность, хорошей темы, качество подготовки учащихся.
Цель проекта: создать условия для
закрепления знаний, умения и навыков учащихся по теме “Площади”,
совершенствования навыков решения задач на применение теоремы Пифагора,
обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по теме “Площади” и “Теорема Пифагора”,
обобщение понятий: теорема Пифагора; основание, высота, диагонали.
Материалами сайта учащиеся могли пользоваться при работе над творческими заданиями в компьютерном классе по локальной сети.
В рамках проекта часть уроков отводилась под обсуждение в классе основных теоретических положений в рамках учебных тем с использованием методических материалов учителя.
Творческие группы школьников проводили самостоятельные исследования, как у себя дома, так и в школьном кабинете информатики при работе с мультимедийными энциклопедиями с последующей систематизацией и оформлением в электронном виде.
Промежуточные результаты заслушивали и обсуждали на уроках. Итоги работы над проектом были подведены на конференции учащихся.
Как и ожидалось, самостоятельная работа по проектной методике позволила заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладели основными теоретическими положениями учебных тем и приобрели начальные исследовательские навыки.
Основополагающий вопрос проекта: Как вычислить площади фигур?
Проблемные вопросы:
- Площадь треугольника”
- “Площадь параллелограмма”
- “Площадь трапеции”
- “Теорема Пифагора”
Творческие задания для групп:
1. Из истории вычисление площадей фигур (презентация)2. Площадь треугольника (презентация)3. Площадь параллелограмма (презентация)4 Площадь трапеции (презентация)5. Теорема Пифагора (презентация))Цели проекта:
Развитие аналитических умений учащихся, способности самостоятельного поиска информации.
Развитие у учащихся способности видеть и использовать в учебной деятельности межпредметные связи, знания других наук.
Продолжить знакомство учащихся с проектным видом деятельности.
Изучение темы "Площади фигур на плоскости".
В ходе реализации проекта учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК), моделированию геометрических тел, учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.Учащимся было предложено работать в трех направлениях: теоретики-математики – рассматривали проблемные вопросы с научной точки зрения; историки – рассматривали развитие теории геометрии с исторической точки зрения; и, наконец, практики – рассматривали практическое применение теории в жизни.
Основополагающий вопрос: "Что люди научились делать раньше: измерять или вычислять?"
Проблемные вопросы:
1) Всегда ли можно вычислить площади фигур?2) Открытие верной формулы нахождение площади треугольника?3) Потребность в вычислении площадей?4) Как вычислять площади криволинейных фигур?5) Какой вклад внес Архимед в геометрию?6) Как вычислить площадь поверхности объемных фигур?
ТЕМЫ самостоятельных исследований:
Группы "Теоретиков-математиков" 1. Изучение геометрических тел. 2. Понятие площади. 3. Площадь треугольника. 4. Площадь прямоугольника. 5. Площадь параллелограмма. 6. Площадь трапеции. 7. Теорема Пифагора.
Группы "Историков" 1. Первые сведения о площадях. 2. Формула Пика. 3. Первые шаги Архимеда и итальянского монарха XVII Бонавентура Кавальери. 4. И.Ньютон и Г Лейбниц в решении проблемы нахождения площадей.
Группы "Практиков"1. Комфортность в помещении.2. Геометрия в жизни. 3. Практическое нахождение площадей.
Любая деятельность должна иметь завершение. Любая учебная деятельность должна быть оценена. Любая творческая деятельность должна иметь продолжение и развитие. Ведь сегодня развитие становится ключевым словом педагогического процесса. Какие же направления развития можно наметить в перспективе? Во-первых, это внедрение проектной деятельности в классах среднего звена. Начав работу со старшеклассниками, мы убедились, что проектная деятельность нужно начинать раньше, формируя у своих учеников такие учебные компетентности как:
- компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;- компетентности в сфере социально-трудовой деятельности;- компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности;- компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности,(включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовного развития личности);- компетентности в бытовой сфере (включая вопросы собственного здоровья, образа жизни, семейного бытия).
Во-вторых, необходимо переосмыслить школьную программу, рассмотрев ее содержание с точки зрения возможности использования в обучении проектной деятельности учащихся. Ведь не так все просто. Без соответствующей практики, творческого подхода, трудно увидеть в рамках сухой учебной программы будущий исследовательский проект своих учащихся.
В-третьих, необходимо начать работу по созданию на базе класса (параллели) творческой лаборатории, как базы для систематической исследовательской деятельности учащихся, и не только по математике. Задачами творческой лаборатории должны стать задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности;
знакомить учащихся с методами научного поиска;
учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы и определять пути их решений, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии;
способствовать профессиональному самоопределению личности.
Такая лаборатория может стать отправной точкой для внедрения в образовательный процесс проектной деятельности учащихся.