выступление на методическом совете Тема: «Оптимизация процесса выявления, изучения, обобщения и распространения ППО. Деятельность администрации школы по обобщению ППО»


«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру, дене тәрбиесі және спорт бөлімінің Қарағайлы орта мектебі» КММ
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования, физической культуры и спорта акимата Алтынсаринского района»
Выступление на районном методическом совете
Тема: «Оптимизация процесса выявления, изучения, обобщения и распространения ППО. Деятельность администрации школы по обобщению ППО»

Автор: Баймухаметова
Батила ТургинбаевнаЗам. директора по УВР
с.Шокай-2015 год
Тема: «Оптимизация процесса выявления, изучения, обобщения и распространения ППО. Деятельность администрации школы по обобщению ППО»
"Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине"  (амхарская пословица)Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном
применении всего того, что знаешь.
А.Дистарвег.
На сегодняшний день обобщение и диссеминация ППО является одной из актуальных тем как для казахстанского образования, организаций образования, так и каждого педагога.
Актуальность обобщения и диссеминации передового педагогического опыта обусловлена рядом факторов:
-казахстанское образование движется быстрыми темпами, а педагогическая наука не всегда вовремя реагирует на потребности практики, и передовой опыт оказывается наиболее оперативным способом решения возникающих в практической деятельности проблем, одним из самых доступных источников новых идей, подходов и технологий;
-передовой опыт становится ресурсом для эффективной реализации задач государственной образовательной политики, как потенциальные «точки роста» системы образования;
- выводит педагога на новый профессиональный уровень, являясь способом профессиональной рефлексии, и служит развитию методологической культуры педагога.
Кроме того, следует отметить, что в действующей модели аттестации педаго-гических кадров (Порядок аттестации педагогических работников в сфере образо-вания и науки, утвержденный приказом Министерства образования и науки РК от 7 августа 2013 года №323) аттестация на квалификационную категорию предполагает наличие инновационной практики, активную деятельность педагога по ее распространению.
Так, в потребностях к аттестующимся на заявленную категорию указано: «вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания», что означает умение педагога творчески приметить, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы, средства и формы обучения и воспитания, из чего и складывается собственный опыт педагогической деятельности.
Педагогам претендующих на первую и высшую категорию в п.31 от 7 августа 2013 года №323 в правилах проведения и условия аттестации гражданских служащихв сфере образования и науки требуются сведения о профессиональных достижениях (при их наличии):      материалы обобщения педагогического опыта: эссе, творческий отчет, самоанализ профессиональной деятельности.
Таким образом, для педагогов аттестация является еще одним фактором, стимули-рующим формирование и диссеминацию опыта собственной педагогической деятель-ности.
Анализ информации по обобщению опыта педагогов показал, что существуют определенные сложности в формировании, обобщении и диссеминации инновационного педагогического опыта.
В чем состоит трудность:
-отсутствует или недостаточно эффективна нормативно-правовая база, регулирующая процессы обобщения и диссеминации инновационного опыта;
-не понимание педагогами, что тематика обобщенного опыта должна быть связана с разработкой и внедрением передовых технологий, нацеленных на получение качественно новых образовательных результатов, а не на опыт применения давно апробированных в практике, всем известных средств и способов работы, не имеющих инновационной ценности для педагогической практики;
- обобщение опыта требует времени, усилий и знания технологии обобщения.
Ввиду того что для педагогов обобщение опыта является делом добровольным, материально не подкрепляемым педагоги не хотят нагружать себя. Не пришло еще осознание педагогами, что это необходимо ему самому для профессионального роста, для улучшения материальной стороны (аттестация).
-не всегда творчески работающий учитель готов к созданию своего опыта на уровне теории, самоанализу и структурированию своей педагогической практики, предоставлению деятельности коллегам и экспертным комиссиям разных уровней.

Знание технологии обобщения, оформления наиболее эффективных форм диссеминации инновационного опыта намного облегчит педагогу этот процесс.
Для любой профессиональной деятельности человека характерны нововведения, инновации. Инновации являются результатом научных поисков как отдельных педагогов, так и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он становится предметом изучения, анализа и внедрения в практику.
Передовой педагогический опыт обеспечивает:
решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;
внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;
выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;
корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования;
выработку рекомендаций для педагога.
Вместе с тем единой точки зрения на определение и понимание передового педагогического опыта не существует. По мнению Я.С.Турбовского , в педагогической литературе насчитывается до 40 различных определений понятия «передовой педагогический опыт». Я.С. Турбовский рассматривает передовой педагогический опыт, как итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя.
По определению В.И. Загвязинского, педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. В широком смысле «передовой педагогический опыт» следует рассматривать как высокое профессиональное мастерство педагога, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.
В узком смысле «передовой педагогический опыт» несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и рассматривается как новаторство. Новаторским называется абсолютно новый, ранее неизвестный опыт, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, общественное педагогическое знание, высокая эффективность которого была доказана в процессе педагогической практики. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что именно он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке.
«Передовой педагогический опыт» в зависимости от количества его авторов может быть коллективным, групповым и индивидуальным.
Опыт может быть комплексным, функциональным, локальным.
Комплексный охватывает разные вопросы воспитательно-образовательного процесса, функциональный отражает один из видов работы с детьми, отдельные вопросы или аспекты обучения или воспитания; локальный опыт чаще всего раскрывает определенную проблему.
Педагогический опыт может быть зафиксированным (опубликованным), когда сообщение о деятельности педагогов и ее результатах представлены в личных записях или докладах на совещаниях, статьях, и незафиксированным (неопубликованным), когда совокупность профессионально значимых качеств, технологических приемов и методов не нашли отражения в средствах массовой информации.
Педагогический опыт рассматривается как исторический, когда результаты педагогической теории и практики получены на протяжении всей истории образования, и как массовый, когда совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых в ходе повседневной воспитательно-образовательной деятельности, становится основой профессионального мастерства педагога и применяется в практике большинством педагогов.
По степени проявления творческой новизны передовой опыт подразделяют на исследовательский, частично-поисковый или репродуктивный. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров. В частично-поисковом педагог вносит элементы нового в известный передовой опыт и методические рекомендации. Об исследовательском можно говорить в том случае, если педагог или педагогический коллектив предлагают принципиально новые пути решения учебно-воспитательных задач и экспериментально доказывают их высокую эффективность.
По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии эмпирического или научно-теоретического обоснования.
По характеру научной обоснованности передовой опыт можно подразделить на психолого-педагогический и практически обоснованный.
По уровню эффективности опыт может давать более высокие результаты, чем в массовой практике при меньших затратах средств, усилий и времени педагогов и детей.
По продолжительности функционирования может быть длительным (к примеру, функционирующим более трех лет) и кратковременным (функционирующим до трех лет).
Педагогический опыт может быть перспективным и бесперспективным; реальным, состоявшимся, отражающим то, что «имело место», было, уже прошло, и потенциальным, обращенным в будущее, позволяющим предполагать, прогнозировать, предугадывать то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств. Педагогический опыт может быть положительным и отрицательным. Положительный опыт требует развития, закрепления, поощрения, отрицательный опыт требует исключения.
Педагогический опыт может быть стихийным и планомерно (целенаправленно) сформированным. Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой. Невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, действует, не осознавая, что получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные). Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой теоретически обоснованный замысел, по необходимости осуществляя коррекцию.
Приведенные выше классификации позволяют характеризовать передовой педагогический опыт с различных точек зрения. Однако не менее значимым в этом процессе является понятие «педагогическая инновация» (нововведение), под чем понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, методов, методик, технологий, программ); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в воспитательно-образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Педагогические инновации классифицируются по видам деятельности: на педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, и управленческие; по характеру вносимых изменений: на радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);по масштабу вносимых изменений: на локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные(взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные(полная реконструкция системы как целого); единичные и диффузные; по источнику возникновения и по масштабу использования: внешние(за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
В качестве опыта могут выступать:
технология или элементы технологии;
авторские программы;
система методических приемов;
эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
эффективная система оценки знаний и др.
К передовому педагогическому опыту относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны. Именно он ценен потому, что прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно он в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, так
как, овладев известными принципами и методами обучения, педагог обычно начинает поиск усовершенствования полученного опыта [1,25] . Из этого следует, что распространять и внедрять в практику организации образования (ОО) надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
Работа с передовым педагогическим опытом (ППО) — одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности» Передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса [2,113]. Обобщение ППО требует как от администрации, так и от учителя выполнения определенной последовательности действий, результатом которых является представление передовых идей, разработок творчески работающих педагогов, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, делать его более эффективным.
Цель этой деятельности - повышение качества образования и воспитания.
Предполагаемый результат - совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы [3,28].Алгоритм работы администрации и учителя по выявлению и обобщению ППО:
1. Выявление ППО
-мониторинг деятельности учителей с целью выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
-анализ полученных данных;
-сопоставление данных мониторинга с критериями ППО
2. Изучение ППО
- классификация передового педагогического опыта;
- выработка рекомендаций, памяток и т.д. для учителя по обобщению опыта.
3. Работа учителя над по представлению своего опыта своего опыта
4. Анализ и обобщение ППО

Остановимся более подробно на первом шаге алгоритма, а именно на выявлении передового педагогического опыта, т.к. именно выявление вызывает наибольшее затруднение.
На данном этапе предстоит выявить в чем заключается положительный педагогический опыт. Это могут быть:
алгоритмы учебных действий по предмету;
технология урока или элементы технологии;
авторская программа (учебного курса, воспитательная);
система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
эффективная система оценки знаний и др [4,7].
Таким образом, для выявления передового педагогического опыта администрацией школы должна быть проведена работа по следующей схеме:
1.Мониторинговая деятельность.
2672715203835Мониторинг деятельности учителя
267271525209500Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся
2672715236855Мониторинг достижений учащихся
Мониториг достижений учителя
2. Анализ полученных данных.
При проведении анализа опыта необходимо мысленно расчленить целостный педагоги-ческий процесс на составляющие его элементы. Выделенные элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. А именно:
Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо
выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание
обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание
на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации [5,35].
3.Сопоставление данных мониторинга с критериями ППО.
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев:
Первая группа – это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения).
Вторая – критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
В целях всестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применять системный подход, который заключается в том, что педагогический объект рассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных между собой определенными отношениями.
Терегулов Ф.Ш. считает, что каждому этапу изучения опыта (обнаружение – изучение – обобщение – распространение – внедрение) соответствуют свои критерии.
На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты в воспитательно-образовательном процессе.
На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. Основной критерий – в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике.
На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.
Первым важным признаком или критерием передового педагогического опыта выступает его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным интересам; решению задач, вытекающих из социального заказа государства в области образования, интересов личности.
Второй признак передового педагогического опыта – высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать «обильный урожай», высокое качество образования, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Третий показатель передового педагогического опыта – оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: «Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил». Высокая эффективность педагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, он обеспечивает значительные сдвиги в общем развитии дошкольников. Показателями этого могут служить возросшая наблюдательность; умение анализировать и обобщать, в области практических действий – наличие соответствующих умений и навыков, способность контролировать свои действия, сформированность ценностных ориентаций в деятельности, социальная адаптивность дошкольников; познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний; уровень воспитанности.
Четвёртый показатель передового педагогического опыта – стабильность и воспроизводимость результатов воспитательно-образовательного процесса, сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях на протяжении достаточно длительного времени. Результаты должны быть одинаковыми и в других условиях, и при использовании опыта другими педагогами.
Пятый показатель передового педагогического опыта – наличие в нём элементов новизны. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения; от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда (М.С. Бургин). Новизна предполагает отсутствие аналогов в практике работы. Новизна педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Новизну опыта характеризуют такие показатели: творческая реализация на практике новых теоретических концепций, идей; творческое внедрение новых форм, методов, способов педагогической деятельности с учетом местных условий и специфики; рационализация отдельных сторон личной педагогической деятельности; комбинация элементов известных методик; рационализация, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда; преобразование образовательного процесса.
Шестой показатель передового педагогического опыта – перспективность, возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами.
Седьмой показатель передового педагогического опыта – репрезентативность – достаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельности всех педагогов, взявших этот опыт на вооружение.
Восьмой показатель передового педагогического опыта – соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Таким образом, к специфичным критериям передового педагогического опыта можно отнести:
– наличие элементов творчества, новизны, оригинальности, демонстрация более современных способов работы;
– творческое применение в практике современных научных знаний, открытий, выводов;
– создание из отдельных элементов существующего опыта своего – интегрированного, имеющего новые группы;
– преобладание в опыте новой педагогической идеи как результата существующей практики;
– перенос системы работы других педагогов в свою деятельность при условии глубокого понимания ее сущности и преимуществ;
– применение в своей практике современных научных знаний, достижений, открытий в области педагогики и смежных с ней наук.
Можно выделить следующие критерии передового педагогического опыта [5,39]:

Критерии Характеристика критериев
1. Актуальность
Соответствие:
• социальному заказу государства, общества;
• Закону об образовании Республики Казахстан;
• прогрессивным тенденциям социального развития общества;
• образовательной политике;
• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
• профессиональным интересам определенных категорий педагогов;
Способствовать:
решению актуальных задач общества;
решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
2.Научность, соответствие достижениям науки Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.
3. Результативность
Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.
Результативность может выражаться:
• в уровне обученности учащихся;
• в уровне воспитанности учащихся;
• в личностном развитии учащихся;
• в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Новизна
Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:
• в комбинации элементов известных методик;
• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
5. Стабильность
Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:
6. Оптимальность
Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
7. Перспективность Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.
Представленный алгоритм, на наш взгляд, позволяет более четко организовать работу школьной методической службы, обеспечивающей создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленной на интенсивное развитие и высокое качество образования.
Как же осуществляется деятельность администрации школы по обобщению ППО ? Большой, важной и очень сложной работой администрации школы и методического совета является выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, индивидуального стиля профессиональной деятельности учителей
Работа с ППО — одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования.
Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования.
Предполагаемый результат — совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Работа с ППО ведется на различных уровнях:
• на уровне учителя. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой учителем своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др. Таким образом, самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки учителей; • на уровне руководителя ШМО;
• на уровне творческой группы.
Самоанализ и самооценка деятельности свидетельствуют об уровне сформированности у педагога основных педагогических, методических умений и нравственно-эстетических качеств, способствующих развитию его творчества и профессионального мастерства. Данная работа прослеживается в выступлениях учителя на заседаниях ШМО, МС, педагогического совета и конференциях, при подготовке творческих отчетов и, что самое главное, при составлении описания собственного опыта;
• на уровне администрации школы. Изучение и оценка педагогической деятельности учителя способствуют поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его профессионального опыта среди членов педагогического коллектива, повышению качества образования. Результаты этой работы отражаются в целостном описании опыта учителя, в основе которого, в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта (Методические рекомендации «Целостное описание передового опыта»), а также в составлении информационно-педагогического модуля, который представляется в ИМЦ («Информационно-педагогический модуль передового педагогического опыта»).
Формирование банка адресов ППО с учетом тематической направленности: управление образованием, педагогика, методика преподавания. Преобладающее количество адресов — это ИПМ по методике преподавания, отражающие технологию опыта педагога и способствующие оперативному знакомству с данным опытом, определению его оптимальности, трудоемкости, возможности использования в педагогической деятельности другими учителями на уровне района , области, республики в целом («Адреса педагогического опыта»).
Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения ППО прослеживается также в организации и проведении работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях.
Управление процессом обобщения передового педагогического опыта (далее – ППО) в ОО включает информационное обеспечение, анализ, планирование, организацию, регулирование, контроль, стимулирование и корректирование. Таким образом, можно сказать, что это прогнозируемый и планируемый, а значит – управляемый процесс. Выделим в нем ряд последовательных этапов.
Первый этап. Проведение диагностики профессиональной компетентности. Уровень ОО.
Диагностика позволяет широко представить педагогический опыт, его масштабы, уровень и специфику в данном педагогическом коллективе, делает работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В план работы учреждения обязательно включается график изучения и обобщения опыта, определяются педагоги, чей опыт будет обобщаться в течение учебного года.
Второй этап. Организация посещения открытых уроков (при всех видах контроля деятельности педагога, декады профессионального мастерства, семинары, круглые столы, мероприятия в рамках ШМО и т.д.) позволяет констатировать успехи и достижения, помогает педагогам вскрыть причинно-следственные связи, которые приводят к определенным результатам деятельности.
Предусмотренный самоанализ урока позволяет учителю:
·         осмыслить используемую систему методов и приемов организации учебного процесса;
·         сформировать:
-        приемы анализа педагогической деятельности;
-        умение прогнозировать, планировать, оценивать свою работу;
-        умение наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;
-        умение опираться на достижения науки при анализе своей деятельности.
 Третий этап. Включение авторов опыта в процесс обобщения их ППО.
В психологическом плане это один из самых сложных этапов, поскольку многие учителя обобщать свой опыт не умеют. Поэтому педагоги часто заявляют: «Я дам открытые уроки или буду делать другую работу, только не поручайте мне обобщать свой опыт!» Вот здесь и предстоит большая работа не только администрации, но и психолога, которые обязаны помочь учителю преодолеть психологический барьер и методисту центра.
     Четвертый этап. Постепенное приобщение педагогов к обобщению опыта своей работы.
Руководители методических объединений просят выступить учителей на заседаниях ШМО с докладами, сообщениями о методах, приемах организации учебного процесса на уроке. Это не вызывает, как правило, затруднений у педагогов. Далее переходим к более высокому уровню – рассказу о своей работе на заседании методического совета, а затем и на научно-практической конференции (сначала на школьной, потом на районной, областной и т.д.). К конференции педагоги уже готовят не только доклады, но и презентации, тезисы для публикаций. Работая над докладом, учитель раскрывает систему своей педагогической деятельности, находит «подводные камни» и пути решения проблем.
          Пятый этап. Обобщение ППО в ОО.
Формирование экспертной группы по обобщению ППО.
Составление графика работы экспертной группы.
Формирование Нормативно-правовой базы обобщения ППО в ОО.
Организация проведения процедуры обобщения ППО в ОО.
Написание экспертного заключения об обобщенном ППО в ОО.
Результатом обобщения ППО в ОО является справка или заключение о ППО в учреждении, который формирует банк ППО учреждения. Эта справка или заключение может быть рекомендацией для обобщения ППО педагога на районном уровне. 
Шестой этап. Пополнение банка передового педагогического опыта в ОО.
Источниками информации о передовом педагогическом опыте являются: результаты мониторинга качества образования; результаты анализа деятельности детей в организации образования; заявление педагога – автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты (инициатива самого учителя, предъявляющего свой опыт); мнение коллег; мнение детей и родителей; конкурсы профессионального мастерства.
Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание работы с детьми, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания работы с детьми, уровню подготовленности детей, индивидуальным особенностям детей.
Деятельность детей. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания работы с детьми подобраны и используются наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
Внешние условия, в которых происходит деятельность детей и педагога. При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов.
Результаты воспитательно-образовательного процесса. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровне воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта.
Методы изучения педагогического опыта:
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов и др.
2. Анкетирование коллег, родителей.
3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении
5. Сравнение: проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
6. Метод самооценки: метод оценки педагогом самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства по сравнению другими.
7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
Работа с передовым педагогическим опытом ведется на различных уровнях: на уровне педагога; на уровне руководителя; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне методического объединения.
Обобщение педагогического опыта. Виды обобщения
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Практический (наиболее часто применяемый) – уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
Методический (наиболее продуктивный!) – уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видеоматериалы).Научный – способствующий мотивации самоактуализации обобщения, включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.
Педагогический опыт может быть обобщен и представлен в виде:
описания в полном объеме или отдельных фрагментов;
раскрытия способов и приемов, дающих положительный эффект;
анализа и описания достигнутых результатов;
анализа и описания стиля работы педагога;
длительного анализа и описания системы работы и др. 
Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.
Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.
Обобщение опыта как вид методической деятельности (как процесс) имеет соответствующую технологию, которая подчиняется единым принципам разработки и реализации методики – логики, стратегии, тактики и инструментовки.
Логика раскрывает последовательность этапов обобщения опыта: выявление и изучение, осмысление, анализ и обоснование опыта, его описание.
Стратегия характеризует процесс обобщения опыта с точки зрения того, на что он направлен, какие перспективные цели преследует, ради чего осуществляется обобщение опыта.
Тактика раскрывает подход к организации, осуществлению процесса обобщения опыта.
Инструментовка определяет непосредственно процедурную сторону этого процесса: конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного материала и т.п.
Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога.
К.Д. Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1990).
Существуют два вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное.
Первое предполагает представление объекта в системном виде, когда, например, предварительно задано, что описание должно быть произведено с позиций отечественной традиционной педагогики.
Шаблонное описание педагогических явлений пригодно лишь в тех случаях, когда ему подлежат те педагогические системы, основные свойства и характеристики которых хорошо разработаны.
Структурное описание устанавливает взаимосвязи между элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми в образовательной деятельности, уточняет причинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической структуры. Каждый из отдельных элементов, рассматриваемых в ней, может, в свою очередь, быть объектом, подвергнутым аналитическому описанию. Все это приводит к значительному усложнению процедуры структурного описания педагогической действительности, зато полезно в ситуации функционирования нестандартных объектов с высокой степенью изменчивости, например, для описания индивидуального творческого стиля педагогической деятельности конкретного педагога-новатора.
Как вид обобщения опыта может выступать показ (демонстрация образца выполнения действия). Показ предназначен для педагогов конкретного профиля деятельности, ориентирован на зафиксированную потребность именно в данном опыте, на уровень готовности педагогов к его восприятию и пониманию. Показ, в основном, решает задачи популяризации и пропаганды опыта педагога.
Обобщение - показ должно соответствовать ряду требований:
Выполнять функции обучения тому, что не получается в деятельности конкретных педагогов. Желательно проводить обучение в малых группах с решением индивидуальных проблем в рабочем порядке.
Педагог, представляющий опыт, должен исходить из принципиально иной целевой установки, чем на обычном занятии с детьми («Я для ребят и я для коллег»), с доведением демонстрируемого процесса до результата (применения предлагаемого опыта).
Учитывать психологические и индивидуальные особенности коллег, уровень их готовности к восприятию и пониманию опыта.
Показ опыта может быть повторен полностью или частично в зависимости от степени понимания и усвоения.
Обобщение опыта в виде рассказа.
Обобщение опыта в виде рассказа должно отличаться следующими чертами:
выполнять функции обучения, а не только популяризации и пропаганды;
обобщение включает структурирование целей, конкретных задач рассказа, содержания материала, в котором четко прослеживаются элементы опыта, связи в нем;
обобщение опыта в форме рассказа должно учитывать особенности слухового восприятия;
наиболее важные и значимые моменты опыта могут быть акцентированы и повторены полностью или фрагментарно;
рассказ об опыте может быть разновариантным, в зависимости от тех аспектов в проблеме, которые необходимо вскрыть, от уровня готовности данной аудитории;
для рассказа необходим невысокий темпоритм, ибо высокий темп, насыщенный динамикой речи, не дает нужного эффекта;
создание образа опыта и раскрытие его сущности осуществляется с использованием технологических средств: сравнений, аналогий, аналитических суждений и высказываний; детализаций, обобщенных характеристик и описаний; проблемных вопросов; язык и речь выступающего при этом должны быть максимально точными и однозначными;
рассказ желательно подкреплять наглядно-демонстрационным материалом.
Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии, его презентация
Титульный лист
Введение
Аннотация (данные о носителе; проблемы, решаемые данным педагогическим опытом; идея и закономерности, лежащие в основе; диапазон использования, адресная направленность). Обоснование актуальности опыта на современном этапе (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?). Его значимость и практическая направленность. Объём – 0,5 страницы. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?). Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?).
Вычленить противоречия, которые побудили к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
Выявление трудностей, противоречий, с которыми встретился педагог и которые побудили его искать новые, более продуктивные методы, подходы, решения возможных отрицательных последствий, неучтенных обстоятельств в процессе становления опыта, условий, при которых его использование нежелательно.Например, противоречия:
между возможностями обучения и условиями развития детей;
между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;
между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;
между разнообразием интересов и дарований дошкольника и единым учебным планом;
Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов). Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
Далее надо сформулировать идею опыта. Идея – центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
Цель = конечный результат / средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна соответствовать теме, а опыт – раскрывать идею.
Четкое определение наименования опыта. Уже в самом наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения («Развитие речи детей дошкольного возраста на основе индивидуализации обучения»).
Показ, какими путями он шел, какой теорией, какими достижениями науки пользовался автор, какие технологические варианты использовал.
Показ опыта как процесса, который включает в себя выдвижение цели, планирование действий, логику достижений результата.
Сведения об авторе опыта: Ф.И.О., место работы, образование, специальность по диплому, должность, педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, квалификация, категория, награды и звания, контактный телефон.
Условия, при которых создавался опыт
Наименование опыта (отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности). Необходимо начинать с выявления и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития.
Показ системы условий в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения наивысших результатов. Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения о ДОУ, микрорайоне, социальной среде, группе.
Указать условия становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.
Теоретическая база опыта
В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).
В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения: это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности:
Идея личностного подхода к воспитаннику.
Идея практико-ориентированного обучения.
Идея использования новых информационных технологий.
Идея здоровьесберегающего обучения.
Идея опережающего обучения.
Идея гуманизации образовательного процесса.
Идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
Идея обучения и воспитания в деятельности.
Идея неразрывного единства обучения и воспитания.
Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
Идея развивающего обучения.
Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
Идея интеграции содержания и др.
Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего рода принципах, основных положениях, которыми руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.
Концептуальная идея инновации (описывается основной замысел, суть инициативы; формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование).
Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая возможности новых открытий, педагог должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.
Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:
работу в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский);
идею амплификации дошкольного образования, т.е. его обогащения, а не ускорения (А.В. Запорожец);
систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков);
преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л.А. Венгер);
построение образовательного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин);
теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин),
личностно-деятельностный подход (В.В. Давыдов) и др.
Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия, умение сделать прогноз, комбинировать известные способы или элементы, видеть предмет в его необыкновенных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т.е. все, что характеризует креативность (творчество) самой личности педагога.
Актуальность и перспективность опыта
Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий образовательной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.
Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики: обучать всех и каждого качественно и быстро; радостно и победно; напряженно и без перегрузки.
Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ДОУ; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.
Новизна опыта
При описании сущности педагогического опыта необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну, степень новизны.
Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.
Адресность опыта
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.), определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции и т.д.).
Трудоёмкость опыта
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта).
Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, непосредственно образовательная деятельность, система воспитательно-образовательной деятельности, единая система организации непосредственно образовательной деятельности, лекционно-семинарская система, проектная деятельность, организация воспитательной системы и т.п.).
Технология опыта
Надо отразить последовательность действий: осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами (алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Содержание и этапы реализации (какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте, какие этапы реализации инновации можно выделить, в чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
Раскрытие методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.
Цель (для чего), содержание (что), методы и средства (как), результат (какой)Это основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания), в том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание.
К данной части описания есть ряд обязательных требований:
отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
выбрать структуру описания технологии (по этапам и типам занятия (непосредственно образовательной деятельности), по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.);
показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»);
содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.
Раскрывая особенности технологии работы, надо действия педагога соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описаниях не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
8. Результативность опыта
Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).
Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений дошкольников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки (вид полученного результата; на что нацелен опыт; какие диагностические методики используются); определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта.
Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат, стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.
Оценивая результаты, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий. Педагог-мастер работает не на сегодняшние знания, а на приращение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей; наличие интереса у детей; сформированность знаний в образовательной области и умений ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп образовательной деятельности; умение работать с оборудованием в процессе непосредственно образовательной деятельности; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).
Критерии развития: широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи); овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей; степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация, престиж ДОУ и педагогов).
Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).
Динамика показателей здоровья.
Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффективные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.
Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.
Основные выводы:
какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;
возможности и условия использования данного опыта в массовой практике;
точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.
В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.
Приложение к опыту работы
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:
авторские программы, модифицированные программы, проекты;
алгоритм проведения различных видов деятельности;
видеоматериалы (фотоматериалы, компьютерные презентации опыта);
выступления на методических мероприятиях;
данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы;
дидактический материал;
материалы, подтверждающие результативность опыта;
педагогическую диагностику;
планы работы с детьми;
продукты детской деятельности;
публикации в СМИ;
творческие работы.
Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта и делают возможным его воспроизведение.
Заметим, что обобщению и описанию подлежат система или отдельные компоненты опыта педагога, которые стабильно дают положительные результаты.
Следовательно, в конкурсные материалы целесообразно включать подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах работы с детьми совершенно недостаточно только перечислить их. Важно показать, что нового в их использование привнес автор, как методы работают у него; привести два-три ярких примера из личной практики.
Презентация опыта необходима для того, чтобы:
Дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, выделить противоречия, трудности, с которым автор столкнулся в своей практической деятельности.
Вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части. Это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам автора, его позиции.
Отразить теоретическую базу опыта. Описать, на какие научные (или практические) изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов (известных большинству педагогов или менее известных) использует в работе.
Раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и воспитанника, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного дошкольника.
Показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии педагога и детей.
Провести самоанализ результатов профессиональной деятельности. Показать изменения:
– в овладении практическими умениями и навыками;
– в овладении специальной терминологией;
– в уровне воспитанности (характер отношений в коллективе, культура поведения, характер изменений личностных качеств, приобщенность воспитанников к культурным ценностям);
в развитии интереса к предмету и др.
Если есть необходимость, показать результаты медицинского обследования, психологического тестирования, анкетирования родителей, результаты итогового контроля, олимпиад, конкурсов; можно представить общий результат в виде диаграмм, схем.
Презентация системы работы осуществляется в рамках авторской педагогической концепции. Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы: альбомами, папками с подборкой определенных материалов, фотографиями, печатными изданиями, работами воспитанников и др.
Формы обобщения опыта:
аукцион «педагогических идей»;
банк педагогического опыта;
защита авторских проектов и разработок;
мастер-класс;
методическая неделя;
методические рекомендации;
научно-методическая и научно-практическая конференции;
неделя изучения наилучшего опыта, накопленного педагогом;
общественная презентация опыта;
открытые занятия по различным темам и вопросам;
панорама педагогических достижений;
педагогическая мастерская;
педагогические чтения;
печатные способы распространения педагогического опыта; (публикации в газете, брошюры);
практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
школа передового педагогического опыта;
школа профессионального мастерства.
Типичные ошибки при обобщении опыта:
Описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
Отсутствие анализа и наличие только констатации фактов.
Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами.
Преобладание эмоционального характера описания опыта.
Не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства).
Отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т.е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей).
Отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности.
Не всегда осмысливаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.
Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций.
Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации.
Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении. Отсутствие инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс ДОУ.
Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.
Инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогическим инновациям.
Без экспертизы Ваш педагогический опыт останется опытом для Вас.
Карточка передового педагогического опыта работы
Автор опыта………………………………………………………………
Адрес ……………………………………………………………………..
Район………..……………………………………………………………..
ОО………………..………………………………………………………
Тема работы…………………………………………………………..…..
Теоретическая интерпретация опыта (его сущность, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения) …………..
Основное содержание опыта работы…………………………………….
Творческие находки автора ……………………………………………….
Публикации …………………………………………………………………
Кто, когда изучал эту проблему …………………………………………
Решение об обобщенном опыте…………………………………………..
Наличие обобщенного материала…………………………………………
Поощрения педагога (награды, звания)…………………………………
Проверка эффективности опыта…………………………………………..
Последователи……………………………………………………………...
Экспертное заключение ……………………………………………………
Распространение опыта (диссеминация)…………………………………
Автор опыта (подпись)
Эксперт (подпись)
Научный руководитель (подпись)
Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.
С процессом освоения опыта связаны такие процессы, как «внедрение», «трансляция», «распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания».
Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах – как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Одним из условий диссеминации – распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта – является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
информационные – выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;
коммуникационные – профессиональные события;
обучающие – организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
экспертные – оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта.
1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:
1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те педагоги, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;
2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до муниципального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду).2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) вызвать заинтересованность педагогов в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
ознакомление желающих педагогов с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
«показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приемов (курсы, семинары, практикумы);
свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих педагогов.
В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта в современной образовательной практике наиболее распространенными являются следующие мероприятия: участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; стажировки на базе лучших ДОУ; консультации, практикумы, открытые мероприятия; обучающие и деловые игры; мастер-классы, педагогические мастерские, студии, конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ, семинары-практикумы, презентации, фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта, авторские школы инновационного опыта.Внедрение передового педагогического опыта неправомерно отождествлять с распространением и педагогической пропагандой опыта. Использование опыта следует рассматривать как осуществление мер по включению передовых методов и приемов в практику работы педагогов. Внедрение предполагает разработку специальной системы, направленной на совершенствование учебно-воспитательной деятельности.
Усовершенствование передового опыта. Передовой педагогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенствуется и в практике работы педагога, создавшего его, и в работе педагогов, взявших опыт на вооружение, использующих его в своей работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой.-2007.- №13. – С.24-26.
2. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта // Завуч.- 2006.- №6. – С.113-116.
3. Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. // Пазашкольнаевыхаванне. – 2006.- №5. – С.27-30.
4. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта // Практика административной работы
в школе. – 2005.- №7. – С.6-9.
5. Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений // Директор школы. – 2006.- №6. – С.34-43.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.
Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.
7. Лизинский В.М. О методической работе в школе. -М.: Педагогический поиск, 2001. -167 с.
8..enu.kz/repository/repository2012/Semenova.doc
9..www.minobr.orb.ru/dou/2012-zebzeeva.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классификация передового педагогического опыта
  Комплексный (взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания.
  Коллективный, групповой и индивидуальный – в зависимости от того, кто является его автором.
  Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов –мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  Эмпирический, научно-теоретический – определяется по степени научной обоснованности.
  Психолого-педагогический, практический – определяется по характеру научной обоснованности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта
1. Ф.И.О., год рождения педагога ______________________ ___________________________________________________2.Учреждение__________________________________________________________________________________________
3. Должность _______________________________________ ___________________________________________________
4. Категория, год присвоения__________________________ _____________________________________________________________________________________________________
5.Тема работы по обобщению передового педагогического опыта, краткая аннотация ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Стадия: * изучение * обобщение * внедрение 7. Кем изучается_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________
8. Методические разработки___________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Публикации (указать полные данные)______________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога-носителя передового опыта
1. Решение педсовета (методсовета) ОО об изучении и обобщении передового опыта работы педагога по конкретной проблеме.
2. Краткая характеристика работы педагога – носителя передового опыта.
3. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.
4. Доклады (тезисы выступлений) педагога – носителя передового опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т.п.
5. Подборка творческих работ педагога по совершенствованию методики преподавания и воспитания: - изложение отдельных тем программы;
- система дидактических материалов;
- сценарии мероприятий и др.
6. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.
7. Публикации об опыте работы.
8. Данные об использовании изучаемого опыта в учебном заведении, районе и т.д.
9. Приложение: материалы по учебному кабинету, образцы конспектов занятий, работы учащихся и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Материалы, необходимые при изучении деятельности коллективного носителя передового педагогического опыта (творческой группы, методического объединения, учебного заведения в целом)
1. Решение педсовета (совета РОО) учебного заведения об изучении и обобщении передового опыта работы творческой группы (методического объединения, учебного заведения в целом) по конкретной проблеме.
2. План работы МО (творческой группы, учебного заведения) за последние 2-3 года.
3. Перечень основных проблем, над которыми работает коллектив, их актуальность и значимость.
4. Анализ знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных за последние два учебных года. Перечень научно-методических вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического объединения с приложением тезисов выступлений педагогов.
5. Протоколы заседаний МО за последние 2-3 года.
6. Материалы по самообразованию педагогов.
7. Характеристика учебно-материальной базы, которой располагает методическое объединение (творческая группа, учебное заведение), ее использование в учебно-воспитательном процессе.
8. Приложение: материалы по проводимой учебно-воспитательной работе, план работы с молодыми специалистами, работы учащихся и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка учителю, обобщающему свой опыт
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья, тезисы, портфолио и др. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
5. При оформлении материала в форме реферата, доклада, статьи, тезисов сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
6. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
7. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
8. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
9. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Памятка зам.директора по УВР, изучающему опыт работы педагога
 Просмотрите, изучите литературу по вопросам ППО.
 Соберите педагогическую информацию об учителе.
 Наблюдайте, посещайте занятия, воспитательные мероприятия различной тематики, позволяющие сравнить опыт работы педагогов.
 Определяйте влияние учителя на участников образовательного процесса.
 Проведите мониторинг образовательного процесса.
 Изучите педагогическую деятельность учителя вне урока: участие его в работе методического формирования, тематических педсоветов, методических декад и др.
 Изучите педагогическую продукцию учителя (разработки наиболее сложных тем преподаваемого предмета для коллег, написание методических рекомендаций, памяток, статей из опыта работы).
 Определите форму обобщения и описания опыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Примерный план совместной  деятельности учителя и администратора по обобщению ППО
№ п/п Содержание деятельности Сроки поэтапно-го подведе-ния итогов Характер помощи Кор-рек-цияИнформационно-аналитическая деятельность 1. Изучение научно-методической литературы   Рекомендации по подбору научно-методической литературы  
2. Изучение материалов из опыта работы    Подбор материалов из опыта работы  
3. Формирование каталога   Систематизация     литературы  
4. Определение характера и объема микроисследований   Подбор и разработка программ микроисследований  
5. Составление графика открытых уроков и мероприятий   Согласование графика открытых уроков и мероприятий  
6. Отбор методик анализа деятельности   Рекомендации по апробации методик анализа деятельности  
7. Подготовка материалов по итогам обобщения опыта работы для распространения   Собеседование по итогам обобщения опыта, формам распространения опыта и этапах подготовки материалов  
Работа с плановыми документами 1. Определение целей работы   Собеседование по определению целей работы  
2. Формирование плана работы   Собеседование по содержанию и организации деятельности  
3. Определение форм подведения промежуточных итогов   Рекомендации по формам подведения итогов  
4. Выявление проблем и определение деятельности  по их устранению   Рекомендации по коррекции деятельности  
         
Создание условий успешности обобщения опыта        
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте
 Обложка (титульный лист):
 название учреждения, представляющего материал;
 заглавие (название представляемого материала);
 Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
 год представления материала.
2. Информационный лист:
 сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
 сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
 сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
 Рецензия.
Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
 Аннотация.
Это сокращенное изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
 представление автора, составителя;
 основное содержание материала об опыте;
 назначение материала.
5. Оглавление.
Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.
6. Введение.
Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.
7. Научная основа опыта.
Даются теоретические положения, концепции, послужившие основной точкой для формирования опыта.
8. Основная аналитическая часть.
Выявляются  и обосновываются те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Описываются достигнутые результаты. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему. Прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами.
9. Выводы и рекомендации.
Могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.