Мастер-класс как форма распространения продуктивного педагогического опыта


Мастер-класс как форма распространения продуктивного педагогического опыта
Определение
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Задачи мастер-класса:
передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Алгоритм технологии мастер-класса
Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
кратко характеризуются основные идеи технологии;
описываются достижения в работе;
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Представление системы учебных занятий:
описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Моделирование:
учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного
Афиширование-представление выполненных работ.Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
развитие способности к рефлексии;
развитие коммуникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Мастер-класс
по теме
Геометрические задачи
Проблема:
Что должны знать учащиеся для решения задач на олимпиадах и ЕГЭ?
Аналитическая геометрия на плоскости
Точка, прямая, площадь
Расстояние между двумя точками
Координаты середины отрезка
Пряма линия на плоскости. Уравнение прямойУравнение прямой, проходящей через две заданные точки
Расстояние от точки до прямой
Определение точки пересечения двух прямых
Перпендикуляр к прямой, проходящей через заданную точку
Построение окружности, описанной около треугольника
Вычисление площадей плоских фигур
Площадь круга с радиусом R
Принадлежность точки фигуре
Принадлежность точки треугольнику
Принадлежность точки отрезку
Принадлежность точки прямоугольнику
Принадлежность точки внутренности многоугольника
Минимальная выпуклая оболочка
Выпуклость многоугольника
Построение минимальной выпуклой оболочки множества точек
Основные соотношения в треугольнике
Основные соотношения в прямоугольном треугольнике
Основные соотношения в произвольном треугольнике
Практическая часть мастер-класса
(решение олимпиадной задачи)
I (школьнывй) этап Всероссийской олимпиады школьников
2013/14 учебный год
Задача 1. (20 баллов)
406717559690Даны целочисленные координаты точек 1 и 2 квадрата, представленного на рисунке. Найдите координаты точки 3 квадрата. Результат должен быть представлен в виде двух целых чисел. Если результат получается дробным, то его дробная часть должна отбрасываться (округление отбрасыванием).
Входные данные
Входной файл input.txt состоит из двух строк. В первой строке находятся координаты X и Y точки 1. Во второй строке - координаты точки 2. Первое число строки соответствует координате X, второе - координате Y. Координаты точек отделены друг от друга символом пробел, все координаты являются целыми числами в десятичной системе счисления и принимают значения от -100 до 100 включительно.
Выходные данные
В выходной файл output.txt вывести целочисленные координаты X и Y точки 3 в десятичной системе счисления, разделенные пробелом. Первое число строки соответствует координате X, второе - координате Y.
Примеры:
input.txt output.txt
10 10
20 0 30 10
 





ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ
var x1,y1,x2,y2,x3,y3,a,b:integer; // целый тип данных
k:real; //вещественный тип данных
BEGIN
Writeln(‘Введите координаты 1-й точки через пробел и нажмите ENTER’);
readln(x1,y1);
Writeln(‘Введите координаты 1-й точки через пробел и нажмите ENTER’);
readln(x2,y2);
writeln; //коэффициенты прямой, проходящей через точки 1 и 2 a:=y2-y1;
b:=x1-x2;
//вычислим координаты точки 3
//если k= ∞ для прямой, проходящей через точки 1 и 2
if x1=x2 then
begin x3:=x2+a;writeln(x3,' ',y2);
x3:=x2-a;writeln(x3,' ',y2);
end else begin k:=-a/b;
//если k >= 0 для прямой, проходящей через точки 1 и 2
if k>=0 then
begin x3:=x2+abs(a); y3:=y2-abs(b);writeln(x3,' ',y3);
x3:=x2-abs(a); y3:=y2+abs(b);writeln(x3,' ',y3);
end;
//если k <= 0 для прямой, проходящей через точки 1 и 2
if k<0 then
begin x3:=x2-abs(a); y3:=y2-abs(b);writeln(x3,' ',y3);
x3:=x2+abs(a); y3:=y2+abs(b);writeln(x3,' ',y3);
end;
end;
writeln;
END.
Ключи
N тестаinput.txt output.txt баллы
1 0 00 10 10
-10 10 4
2 0 20
20 200
20 40 4
3 30 3050 70 50
10 90 4
4 -4 2
2 5 -1
-1 11 4
5 2 5
5 -1 -1 -4
11 2 4