Программа Играй, слушай, познавай!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
филиал начальная школа – детский сад
Оханского муниципального района
Пермский край
«Утверждаю»____________
«___»_____________ 2014г.
Зав.филиалом: Болотов А.Ю.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № ___
от «___»________2014г.
Образовательная программа
«Играй, слушай, познавай»
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Разработчик программы:
Югова Людмила Николаевна
2014г.
Пояснительная записка
Актуальность. По статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГТ, ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга. Важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны. Для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения.
Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. У таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д.
Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с нарушением речи, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать, но и верно подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Дети с нарушениями речи требуют особого внимания со стороны педагогов, так как внимание у таких детей непроизвольное, неустойчивое. Эти дети часто моторно неловки, у них плохо развита координация движений, наблюдаются неполное понимание речи взрослых, речевой негативизм. Все эти нарушения, если вовремя их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Целесообразность. Эта программа дает воспитаннику реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, овладеть основами коммуникативной культуры и способствует более быстрому устранению имеющихся речевых недостатков.
Направленность – социально-педагогическая.
Новизна – содержание программы построено по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и содержит систему формирования речевой и познавательной активности воспитанников.
Цель: создание условий для формирования навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Задачи:
1. Образовательные:
1) создать положительный эмоциональный настрой в группе;
3) уточнять и расширять пассивный и активный словарный запас;
4) освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
2. Развивающие:
1) развивать наблюдательность и внимание;
2) развивать общую моторику;
3) развивать игровые навыки; тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию;
4) развивать слуховое и зрительное восприятие, связную речь.
3. Воспитательные:
1) воспитывать межличностное доверие;
2) воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Структура занятий разработана с учётом возрастных особенностей детей. В группу входят дети с различными речевыми нарушениями.
Формы работы – занятия, игры (подвижные, пальчиковые, имитационные, музыкальные); упражнения (артикуляционные, дыхательные, релаксационные); рисование; оригами; соревнования.
Режим занятий – 2 часа в неделю, по 1 часу в понедельник, среду, во второй половине дня; 68 часов в год.
Ожидаемые результаты:- создан положительный эмоциональный настрой в группе;
- дети выполняют первоначальный звуковой анализ и синтез;
- пополнен и расширен пассивный и активный словарный запас;
- преодолен речевой негативизм;
- развита наблюдательность и внимание; общая, мелкая и артикуляционная моторика; речевое дыхание; игровые навыки; тактильная чувствительность и зрительно-двигательная координация; слуховое и зрительное восприятие, связная речь;
- дети доверяют друг другу, доброжелательно относятся к сверстникам.
Способы их определения:
- мониторинговые исследования уровня речевого развития;
- ведение диагностических карт;
- оценка состояния всех параметров исследования по уровням (ниже среднего, низкий, средний, высокий) 2 раза в год.
Формы подведения итогов – итоговое занятие, участие в концерте, родительское собрание.

.
Учебно-тематический план (первый год обучения)
тема Кол-во часов
всего теория практика
Вводное занятие. 1 0,5 0,5
Мониторинг речевого развития. 5 0 5
Осень. 4 1 3
Овощи. 4 1 3
Фрукты. 4 1 3
Деревья. Листья деревьев. 4 1 3
Лес. Грибы. 4 1 3
Одежда. 4 1 3
Зима. Новый год. 4 1 3
Обувь. 4 1 3
Головные уборы. 4 1 3
Игрушки. 4 1 3
Весна. Весенние цветы. 4 1 3
Человек. Части тела. 4 1 3
Мой дом. 4 1 3
Дикие животные. 4 1 3
Домашние птицы. 4 1 3
Мониторинг. 2 0 2
Итого: 68 15,5 52,5
Учебно-тематический план (второй год обучения)
тема Кол-во часов
всего теория практика
Осенний лес. 4 1 3
Лес. Ягоды. 4 1 3
Перелётные птицы. 4 1 3
Зимующие птицы. 4 1 3
Зима. Зимние забавы. 4 1 3
Домашние животные. 4 1 3
Защитники Отечества. 4 1 3
Мамин праздник. 4 1 3
Домашние животные. 4 1 3
Транспорт. 4 1 3
Мебель. 4 1 3
Рыбы. 4 1 3
Цветы. 4 1 3
Профессии. 4 1 3
Насекомые. 4 1 3
Школа. Школьные принадлежности. 4 1 3
Мониторинг. 4 0 4
Итого: 68 16 52
Вводное занятие – 1 час (адаптация детей, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика, фонематические игры).
Мониторинг речевого развития – 5 часов (уровень развития активной речи, состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения, иннервация мимической мускулатуры, строение и подвижность артикуляционного аппарата, состояние дыхательной и голосовой функций).
Осень. – 4 часа (Времена года. Приметы осени. Игра «Закончи предложение», «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Ветер дует», загадки, игра «Приметы осени»).
Осенний лес. – 4 часа (Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», игра «Закончи предложение», «Назови ласково», «Листопад»).
Овощи. – 4 часа (Обобщающее понятие «Овощи». Игра «Закончи предложение», «Жадина», «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла», загадки; игра «Что приготовим?», «Закончи предложение»).
Фрукты – 4 часа (Названия фруктов. Подбор антонимов. Игра «Расскажи о фрукте», «Хлопки», «Назови ласково», «Составь предложение», пальчиковая гимнастика «В сад за сливами», «Компот», загадки; дыхательная гимнастика «Яблоки и груши»)
Овощи – фрукты. – 4 часа (Что такое овощи, фрукты; где растут. Игра «Четвёртый лишний», «Один – много», «Хлопки»; дыхательные и артикуляционные упражнения).
Деревья. Листья деревьев. – 4 часа (Игра «Один - много», «Жадина», «Назови ласково», «Разноцветные листья», «Посчитай до 5». Отличия и внешний вид деревьев (дуб, клён, берёза, рябина, ель).
Лес. Ягоды. – 4 часа (Обобщающее понятие «Ягоды». Игра «Жадина», «Хлопки», «Один – много», «Закончи предложение», пальчиковая гимнастика «По ягоды», заучивание стихотворений).
Лес. Грибы. – 4 часа (Внешний вид и отличительные особенности грибов. Игра «Хлопки», «Назови ласково» «Подскажи словечко» «Скажи наоборот», пальчиковая гимнастика «Грибы», загадки).
Одежда. – 4 часа (Мужская, женская одежда. Игра «Жадина», «Хлопки», «Один – много», «Закончи предложение», «Я знаю 5 названий», «Скажи наоборот», «Назови ласково», загадки, ).
Обувь – 4 часа (Разновидности обуви. Игра «Закончи предложение», «Пара», «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Один-много», «Чей, чья, чьё, чьи?», пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», заучивание стихотворений ).
Головные уборы – 4 часа (Разновидности головных уборов (кепка, платок, косынка, панамка, берет, шляпа), заучивание стихотворения «Головные уборы» В.Азбукин, игра «Четвёртый лишний», «Скажи ласково», «Один-много», загадки) .
Игрушки. – 4 часа (Из чего изготавливают и как можно играть игрушками. Игра «Жадина», «Хлопки», «Один – много», «Подсажи словечко», «Скажи ласково», пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек», «Не плачь, куколка моя!», самомассаж «Обезьяна», загадки, дыхательная гимнастика «Надуй шар». Составление рассказа.)
Человек. Части тела и лица. - 4 часа (Называние частей тела. Игра «Жадина», «Художник», «Один – много», «Мои пальчики», «Великан и гномик», «Подумай и ответь», «Что будет, если». Пальчиковая гимнастика «Братцы», стихи).
Мой дом – 4 часа (Игра «Наоборот», «Назови ласково», «Скажи много», «Чей домик?», «Подбери действие», пальчиковая гимнастика «Пальчики-строители», загадки, чистоговорка «Этажи», разучивание стихотворений.)
Зима. Новый год. – 4 часа (Рассказ «Зима». Игра «Снежок», «Хлопки, «Доскажи словечко», пальчиковая гимнастика «Пирог», «Снежная баба», разучивание стихотворений, оригами «Снежинка», дыхательная гимнастика «Вьюга»)
Зима. Зимние забавы. – 4 часа (Зимние развлечения. Рассказ «Зима». Игра «Снежок», «Хлопки, самомассаж «Наступили холода», загадки, дыхательная гимнастика «Снежинки»)
Зимующие птицы. – 4 часа (Строение, питание, характерные особенности птиц. Игра «Назови ласково», «Друзья птиц», «Сколько?», «Хлопки», «Доскажи словечко», дыхательная гимнастика «Птицы поют», пальчиковая гимнастика «Птички», «Кормушка», загадки, разучивание стихотворений).
Дикие животные. – 4 часа (Жилища диких животных. Употребление предлога В. Игра «Чей хвост?», «Накорми зверей», «Хлопки», «Длинный или короткий?», «Доскажи словечко», пальчиковая гимнастика «Белка», Ира и ёж», загадки, чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк», И.Соколов-Микитов «В берлоге»).
Домашние птицы. – 4 часа ( Игра «Кто с кем живёт?», «Сравни», «Посчитай до пяти», «Кто как разговаривает» «Один-много» «Исправь ошибку», пальчиковая гимнастика «Петушок», «Уточка с утятами», загадки, заучивание стихотворений).
Домашние животные. – 4 часа (Части тела животных. Домики для животных. Польза для человека. Голоса животных. Игра «Назови ласково», «Посчитай до пяти», «Подбери признак», загадки, пальчиковая гимнастика «Дай молочка, Бурёнушка!», чтение с последующим обсуждением: В.Сутеев «Кто сказал мяу?», А.Шибаев «Кто кем становится?»).
Защитники Отечества. – 4 часа (Игра «Внимательные ушки», «Солдатик», пальчиковая гимнастика «Танки», «Бойцы-молодцы», игра « Скажи много», «Стрельба», чтение с последующим обсуждением: С.Алексеев «Первая колонна», А.Митяев «Мешок овсянки», заучивание стихотворений).
Транспорт. – 4 часа (Загадки, игра «Назови ласково», «Жадина», «Один-много», «Скажи по-другому», пальчиковая гимнастика «Самолёт», «Путешествие», «Шоссе», чтение худ.текстов: М.Ильин «Как ребята переходили улицу», Б.Житков «Железная дорога»).
Мебель. – 4 часа (Части мебели. Игра «Назови ласково», «Жадина», Что для чего?», пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире», «Мебель», «Пол», К.Чуковский «Мойдодыр»).
Весна. Весенние цветы. – 4 часа (Подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, ландыш, незабудка. Игра «Садовник», «Повтори и запомни», «Доскажи словечко», «Скажи правильно», «Подбирай, называй!», пальчиковая гимнастика «Апрель», загадки, стихи про весенние цветы).
Мамин праздник. – 4 часа (Пальчиковая гимнастика «Мамин день», игра «Запомни и повтори», «Подбери признак», «Назови ласково» «Мама умеет», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Е.Благинина «Посидим в тишине», заучивание стихотворений.)
Профессии. – 4 часа (Игра «Магазин», «Назови ласково», «Доскажи словечко», «Кто что делает?», «Найди ошибку», дыхательная гимнастика «Футболисты», пальчиковая гимнастика «Напёрсток» «Почтальон», загадки, В.Маяковский «Кем быть?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»).
Перелётные птицы. – 4 часа (Части тела. Игра «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Улетает – не улетает». Пальчиковая гимнастика «Ласточка, «Птичек стайка», «Птичка песенку поёт», загадки).
Насекомые. – 4 часа (Бабочка, стрекоза, пчела, жук, муравей. Части тела. Игра «Чьё крыло?», «Посчитай до пяти», «Бывает или не бывает?», «Дополни предложения», «Узнай по описанию» пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Пчёлка», «Надоедливые мухи», стихи).
Посуда. Продукты питания. – 4 часа (Чайная, столовая, кухонная посуда. Игра «Жадина», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Покупаем масло», «Продолжи предложение», «Исправь ошибки Незнайки», «Отгадай и назови», пальчиковая гимнастика «Мамины помощницы», «Можно и нельзя», «Машина каша», загадки, И.Калинина «Мамина чашка»).
Рыбы. – 4 часа (Пальчиковая гимнастика «Акула», «Щучки», «Налим», загадки, игра «Назови ласково», «Подбери слово», «Рыбы-великаны», «Рыболов», заучивание стихов).
Цветы. – 4 часа (Разновидности цветов. Игра «Понюхай одуванчик», «Садовник», «О чём я говорю?», «Один-много», «Букет цветов», «Найди причину», «Я знаю 10 названий», пальчиковая гимнастика «Цветочек», «Хризантемы», описательные загадки, дыхательная гимнастика «Веточка мимозы», «Василёк»)
Животные жарких стран. – 4 часа (Загадки, игра «Четвёртый лишний», «Скажи правильно», «Кто у кого?», «Чьё это?», «Составь слово», «Кого мы видели?», стихи).
Школа. Школьные принадлежности. – 4 часа (Игра «Весёлые слоги», «Скоро в школу», «Азбука», «Измени слово», «Подскажи словечко», «Четвёртый лишний», загадки, стихи).
Мониторинг речевого развития – 5 часов (уровень развития активной речи, состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения, иннервация мимической мускулатуры, строение и подвижность артикуляционного аппарата, состояние дыхательной и голосовой функций).
Игра «Хочу говорить правильно!» – 1 час (Подведение итогов.)
Летние игры-развлечения – 20 часов (повторение и закрепление изученного материала)
Предполагаемые результаты реализации программы:
Предметными результатами является формирование следующих умений:
правильная и четкая артикуляция;
правильное речевое дыхание;
понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
сформированная мелкая моторика
Личностными результатами является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, правильности, тактичности в данной ситуации;
овладение значимыми качествами: эмоционального восприятия речи, внимания, памяти, образного мышления, воображения.
Метапредметными результатами является формирование учебных действий:
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы.
Методическое обеспечение
1. Методические разработки (обследование речевого развития, конспекты, сценарии).
2. Оборудование:
1) наглядные пособия (картинки, игрушки, раздаточный материал);
2) игры (логопедические кубики, лото);
3) ТСО (магнитофон);
4) индивидуальные зеркала, индивидуальные трубочки и др.;
3. Педагогические кадры (воспитатель, музыкальный руководитель, медик).
4. Методическая литература.
Список литературы, используемой педагогом:
1. Играй, слушай, познавай! Л.Д.Постоева, Л.А.Мартыненко. С-П, 2010г.
2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.Цвынтарный.
3. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. И.А.Смирнова. С-П, 2004г.
4. Логопедический альбом для обследования фонематической стороны речи. И.А.Смирнова. С-П, 2004г.
5. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Е.В.Кириллова. М, 2010г.
6. Развитие связной речи у шестилетних детей. О.С.Гозмяк, М, 2007
Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. Н.В.Курдвановская, М, 2007
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.Санкт-Петербург, 2009
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996
Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1959.
Развитие связной речи у шестилетних детей. О.С.Гозмяк, М, 2007
Журнал «Логопед». М, 2010 г. – 2014г.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
Коноваленко В.В. Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения.М.,2001
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет. Н.Л.Стефанова. Волгоград, 2011г.
Волшебный мир звуков и слов. Е.А.Пожиленко. М, 1999г5.
Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова. С-П, 2002г
6. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. Е.А.Савельева. С-П, 2010г.
7. Энциклопедия логопедических игр. О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. С-П, 2004
8. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. О.В.Жохова, Е.С.Лебедева. М, 2010
9. Развитие связной речи у шестилетних детей. О.С.Гозмяк, М, 2010. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983