Дидактическое пособие (игра) Познавай-ка

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ИГРА) «ПОЗНАВАЙ-КА»


Многофункциональная дидактическая игра «Познавай-ка» (за основу взяты кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях) является авторской разработкой и является универсальной , в чем и отражается ее актуальность, новизна и достоинства: используя лишь одно пособие можно формировать каждый из компонентов языка: фонетику, лексику и грамматику и придумывать множество вариантов игр. Данное пособие (игра) используется в работе с детьми 4-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Игра способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снижает психологическое и психическое напряжение, повышает эффективность восприятия нового и изученного материала детьми с нарушениями речи. Описано подробное изготовление игры, подготовка к работе, варианты колец и примеры игр с ними. Представлено наглядное изображение игры и вариантов колец к ней. Все игры автором разработаны в соответствии с особенностями новой программы ФГОС ДО. Также пособие развивает память, внимание, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук, что, несомненно, актуально и важно для развития речи детей. Простота конструкции и универсальность позволяет применять ее в детском саду , создавать многочисленные новые игры и использовать пособие не только учителями-логопедами, но и воспитателями, психологами и дефектологами.


Изготовление игры.

Берется два прямоугольных куска ДВП шириной, равной диаметру грампластинок и длиной на 2-4 сантиметра меньше двух диаметров грампластинок. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. По периметру сделайте небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепите ножки. Вырежьте в верхнем прямоугольнике (крышке) окошечко так, чтобы были видны совмещенные на разных кругах картинки (крышка просто накладывается на бортики основания, не крепится).
На вырезанных из бумаги кругах (которые и есть, собственно различные игры), разделенных на 4, 6, 8 секторов в середине вырезают дырочку (чтобы положить на штырь и грампластинку). В каждый сектор помещают картинку. Например, на одном кольце – животные, на другом – их «дома». Раскручивая кольца за выступающие края пластинки, дети находят и совмещают в окошке крышки медведя и берлогу, собаку и конуру и т.д.

Подготовка к игре:

Установить пособие на столе.
Снять крышку.
На пластинки положить выбранные кольца с картинками.
Закрыть крышкой.
Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.

Варианты колец:

№ 1. Петух, рука, собака, зонт, сыр, слон, лампа, медведь.
№ 2. Звуковые схемы вышеперечисленных (№ 1) слов.
№ 3. Жираф, дом, очки, сосна, шары, замок, кит, стул.
№ 4. Буквы, на которые заканчиваются вышеперечисленные (№3) слова.
№ 5. Ножницы, книга, зонт, машина, сыр, воробей, шапка, рыба.
№ 6. Буквы, на которые начинаются вышеперечисленные (№ 5) слова.
№ 7. Учитель, парикмахер, швея, почтальон, повар, врач.
№ 8. Букварь, письмо, швейная машинка и нитки, сковорода, градусник и аптечка, расческа.
№ 9. Дом, собака, огурец, стул, заяц, мешок, коза, лист.
№ 10. Те же картинки (№ 9) во множественном числе (дома, собаки и т.д.)
№ 11. Стол, морковь, стул, диван, дом, яблоко, мяч, шкаф.
№ 12. Вышеперечисленные картинки (№ 11) меньшего размера (домик, стульчик и т.д.).
№ 13. Гриб, кораблик, самовар, петух, бабочка, пирамида, заяц, карандаш.
№ 14. Схемы вышеперечисленных (№ 15) слов (черта, разделенная на количество слогов и приставленным ударением).
№ 15. Морковь, яблоко, мяч, карандаш, листья, солнце, кошка, рубашка (все картинки бесцветные, только черный контур).
№ 16. Разноцветные облака: синее, оранжевое, голубое, желтое, зеленое, черное, белое, красное.
№ 17. Помидор, редис, клубника, капуста, яблоко, апельсин.
№ 18. Коробка сока, кастрюля и миска с супом, банка с вареньем, миска с кашей, кусочек пирога на тарелке, миска с салатом.
№ 19. Шесть сюжетных картинок для составления предложений.
№ 20. Схемы предложений (в предложении от 2 до 7 слов).

Игры на подбор пары:

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

Игра «Подбери звуковую схему (кольца 1 и 2)
Цель: закреплять умение подбирать к словам звуковые схемы.
Игра «Последний звук» (кольца 3 и 4)
Цель: развивать фонематический слух и восприятие; закреплять навык выделения последнего звука в слове.
Игра «Первый звук» (кольца 5 и 6)
Цель: развивать фонематический слух и восприятие; закреплять навык выделения первого звука в слове.
Игра «Кто? Без чего?» (кольца 7 и 8)
Цель: активизировать словарь по теме «Профессии»; закреплять умение образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных; формировать умение составлять предложения по данным картинкам.
Игра «Один - много» (кольца 9 и 10)
Цель: учить образовывать именительный падеж множественного числа существительных.
Игра «Назови ласково» (кольца 11 и 12)
Цель: закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных существительных.
Игра «Угадай по схеме слово» (кольца 13 и 14)
Цель: закреплять умение отыскивать по схеме слово или находить схему данного слова; умение делить слова на слоги; определять место ударения в слове.

Игры с элементом случайности в установке колец:

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. В таком варианте игры любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго и наоборот. Иногда может получиться так, что того, что выпало в окошках, не бывает (например, синяя кошка). В этом случае ребенок дает объяснение, что этого не бывает.
Игра «Разноцветные картинки» (кольца 15 и 16)
Цель: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
Игра «Поварята» (кольца 17 и 18)
Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Игра «Составь предложение» (кольца 19 и 20)
Цель: развивать умение составлять предложения с определенным количеством слов в них (используя схему предложения) с опорой на картинку.











15