Рабочая программа внеурочной деятельности: Познавай и действуй


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________А.Г. Тарасова
«_____» ___________2015
Заместитель директора
___________С.А.Коноваленко«____» ____________2015 Пункт 2.2. Основной образовательной
программы основного общего образования
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальноеНазвание: «Познавай и действуй»
Классы: 6
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
 Данная программа внеурочной деятельности составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе программы развития познавательных способностей учащихся. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. 5—8 классы. — М.: Просвещение, 2012.
Программа рассчитана на учащихся 6 классов (17 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из блока развитие интеллектуальных умений
Общая характеристика курса
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность, учебные умения не достаточно формируются, обогащаются и развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, то есть формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы – формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, создание условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- развить психические познавательные процессы: мышление, восприятие, внимание, память, воображение у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- сформировать учебно-интеллектуальные умения, приёмы мыслительной деятельности, освоить рациональные способы её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- сформировать собственный стиль мышления;
- сформировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приёмы работы с разнообразными источниками информации, умения структурировать информацию, преобразовать её и представлять в различных видах;
- освоить приёмы творчества и методы решения творческих задач;
- сформировать общественную активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Описание места программы в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса в 6 классе отводится 17 часов.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
Личностные результаты
• Понимать смысл своей деятельности;
• определять роль результатов выдающихся географических открытий;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Метапредметные результаты
получат возможность научиться:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Система оценки курса беотметочная. Контроль за освоением курса осуществляется через представленные презентации, проекты, публичные выступления, дискуссии. Итоги подводятся на последнем занятии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Развитие интеллектуальных умений классы (17 ч)
1.1. Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
Тематическое планирование, 6 класс
Развитие интеллектуальных умений, 6 класс (17 ч)N» п/п Тема Содержание Основные виды учебной деятельности
1
Человек и его интеллект Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры
2 Диагностическое тестирование 3 Обобщение и ограничение понятий Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. \ Практические задания, развивающие игры
4 Обобщение и ограничение понятий Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры
5 Выделение существенных признаков Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры
6 Обобщение понятий при построении определений Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры
7 Отношения между понятиями: ря-доположности, часть - целое Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры
8 Сравнение понятий. Установление сходства и различий Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры
9 Сравнение понятий. Отношения противоположности Тренинг внимания. Отношение противоположности. Сравнение понятий. Практические задания, развивающие игры
10 Установление причинно-следственных связей Тренинг внимания, функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры
11 Логические задачи Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры
12 Классификация понятий Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры
12 Классификация понятий Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры
13 Сравнение понятий. Аналогия Понятия. Аналогия Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры
14 Поиск закономерностей Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры
15 Выделение существенных признаков предметов Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры
16 Объяснение понятий в зависимости от контекста Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры
17 Логические задачи Итоговое тестирование Повторение: отношения между понятиями. Классификация Практические задания, развивающие игры
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое
кол-во
1 2 3
Стандарт общего образования по географии Д
Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы. — М.: Просвещение, 2012. Д
Айзенк Г.Дж. Проверьте свои интеллектуальные способности / пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола / Г.Дж. Айзенк. – Рига: Виеда, 1992. Д
Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск: Детство, 1993. Д
Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996. Д
Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности / С. Барретт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. Д
Берулава Г.В. психодиагностика умственного развития учащихся / Г.В. Берулава. – Новосибирск. Изд-во НГПИ, 1990. Д
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. Д
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. –М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. Д
Д
Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. –М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М .: НИИ школьных технологий, 2004. Д
Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н.А. Криволапова. –Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.Д
Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: учебное пособие / Т.А. Ратанова. –М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. Д
Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы / Е.С. Смирнова. –М.: УЦ «Перспектива», 2004. Д
11.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. –М.: Изд-во «Барс», 1997. Д
Карты мира Мультимедийный компьютер Д
Средства телекоммуникации Д
МультимедиапроекторД
Экран навесной Д
Принтер лазерный Д
Видеомагнитофон Д
Телевизор Д
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Развитие интеллектуальных умений, 6 класс (17 часов)
№ п/п Тема Содержание Дата проведения
план факт
1
Человек и его интеллект Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. 1-6 сентября 2 Диагностическое тестирование 8-13 сентября 3 Обобщение и ограничение понятий Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. \ 15-20 сентября 4 Обобщение и ограничение понятий Тренинг внимания. Ограничение понятий. 22-27 сентября
5 Выделение существенных признаков Интеллектуальная разминка. Что такое признак. 29 сентября-4 октября
6 Обобщение понятий при построении определений Обобщение понятий и формулирование определений. 6-11 октября 7 Отношения между понятиями: ря-доположности, часть - целое Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. 13-18 октября 8 Сравнение понятий. Установление сходства и различий Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. 20-25 октября 9 Сравнение понятий. Отношения противоположности Тренинг внимания. Отношение противоположности. 27 октября-1 ноября 10 Установление причинно-следственных связей Тренинг внимания, функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. 10-15 ноября 11 Логические задачи Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры 17-22 ноября 12 Классификация понятий Классификация понятий. Правила классификации. 24-29 ноября 12 Классификация понятий Классификация понятий. 1-6 декабря 13 Сравнение понятий. Аналогия Понятия. Аналогия 8-13 декабря 14 Поиск закономерностей Закономерность. Закон. 15-20 декабря 15 Выделение существенных признаков предметов Существенные и несущественные признаки. 22-30 декабря 16 Объяснение понятий в зависимости от контекста Объяснение значений слов. 12-17 января 17 Логические задачи Итоговое тестирование Повторение: отношения между понятиями. Классификация 19-24 января