Аналитическая справка по итогам административной контрольной работы по математике в 5-х классах


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах административной контрольной работы по математике в 5-ых классах
в МБОУ «Петровская школа №1».
Дата проведения: апрель 2016 г.
Форма проверки: контрольная работа
Цель: определение уровня знаний учащихся 2015-2016 учебного года; выявление и определение проблемных тем курса, оказание методической помощи учителям математики, разработка рекомендаций по ликвидации выявленных пробелов.
Задачи работы:
изучение выполнения государственного образовательного стандарта по математике;
выявление уровня обученности учащихся 5-х классов для дальнейшего планирования работы.
Характеристика структуры и содержания тестовой работы.
Работа состоит из 5 заданий с развёрнутым ответом.
Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.
Содержание работы соответствует следующим блокам, выделенным в содержании:
Варианты работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Распределение заданий по блокам содержания примерной программы представлено в таблице 1.
Таблица № 1.
Блоки содержания Число заданий в работе Номера заданий в работе Кол-во баллов
Сократить дробь 1 1А 1
Выделить целую часть дроби 1 1Б 1
Сравнение обыкновенных дробей 1 2 1
Задача на движение 1 3 3
Задача на совместные действия 1 4 2
Пример на все действия с обыкновенными дробями 1 5 4
Итого 12
Кодификатор элементов содержания административнойработы по математике
Включенные в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности:
Знание и понимание содержания понятий, их свойств, отношений, приемов решения задач;
Владение основными правилами и алгоритмами действий;
Умение решать задачи, не сводящиеся к прямому применению правил, алгоритмов действий;
Умение применять знаний в практических ситуациях.
Время выполнения работы.
На выполнение тестовой работы отводится 45минут.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
№ Содержание За правильное
решение Дробление баллов
1А Сократить дробь 1 1Б Выделить целую часть дроби 1 2 Сравнение обыкновенных дробей 1 3 Задача на движение 3 1.Расстояние №1 -1
2.Расстояние№2- 1
3.Общее - 1
4 Задача на совместные действия 2 1.Общая часть работы за 1 час – 1
2.Часы совместной работы - 1
5 Пример на все действия с обыкновенными дробями 4 1.Деление – 1
2.Вычитание – 1
3.Умножение – 1
4.Сложение - 1
Таблица 2
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение
работы в целом в отметку по математике
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Суммарный балл за работу вцелом0 – 3 4-6 7-10 11-12
Характеристика участников мониторинга
Класс Писали Учитель
5А 18 ..........................
5Б 22 ...........................
5В 18 ...........................
Итого 58 Результаты выполнения тестовой работы в целом по математике по классам
класс писали «5» «4» «3» «2» %
успеваемости %
качества знаний средний оценочный балл
5А 18 3 8 5 2 89% 61% 3,7
5Б 22 6 9 6 1 95% 68% 3,9
5В 18 1 2 9 6 67% 17% 2,9
итого 58 10 19 20 9 84% 50% 3,5
Анализ и интерпретация результатов административной контрольной работы
№ Требования (умения), проверяемые заданиями административной работы % справившихся
5А 5Б 5В
1А Сокращение обыкновенных дробей 83,3% 77% 72,2%
1Б Выделение целой части неправильной дроби 83,3% 86% 81%
2 Сравнение дробей 77,8% 91% 66,6%
3 Решение задач на движение 66,7% 77% 27,7%
4 Решение задач на совместную работу 50% 45% 16,6%
5 Решение примера на несколько действий 27,8% 41% 5,5%
7 Показатели, представленные в таблицах свидетельствуют о том, что на достаточно хорошем уровне у обучающихся 5-А класса отработаны задания № №1,2, 3. Это следующие задания:
Уметь выполнять сокращение дробей
Уметь выделять целую часть
Уметь сравнивать дроби с разными знаменателями и смешанные дроби
Уметь решать задачи на движение
Уметь решать задачи на совместную деятельность.
Наиболее трудными заданиями оказались задания:
№4 на совместную деятельность. Не решали задание 2-е обучающихся, т.е. 11,1%.
С ошибками: ход решения (логика) - 1обучающийся -5,6%; в выполнении действий- 6 обучающихся – 33,3%.
№5, в которых проверялось умение работать со всеми действиями с обыкновенными дробями: вычитание - 4 обучающихся -22,2%; умножение – 2 обучающихся -11,1%; деление – 4 обучающихся -22,2%. К данному заданию на приступили 5 обучающихся – 27,7% всех писавших работу.
Показатели, представленные в таблицах свидетельствуют о том, что на достаточно хорошем уровне у обучающихся 5-Б отработаны задания № 1,2,3. Это следующие задания:
Уметь выполнять сокращение дробей
Уметь выделять целую часть
Уметь сравнивать дроби с разными знаменателями и смешанные дроби
Уметь решать задачи на движение
Уметь решать задачи на совместную деятельность.
Наиболее трудными заданиями оказались задания:
№4 на совместную деятельность. 50% обучающихся совершили ошибки вычислительного характера,4,5% не решали это задание.
№5, в которых проверялось умение работать со всеми действиями с обыкновенными дробями:
Вычитание – 4 обучающихся – 18%; сложение – 2 обучающихся – 9%; умножение – 2 обучающихся – 9%; деление - 4 обучающихся – 18%. А так же к заданию не приступили 3 обучающихся – 14% всех писавших работу.
Показатели, представленные в таблицах свидетельствуют о том, что на достаточно хорошем уровне у обучающихся 5-В отработаны задания № 1,2. Это следующие задания:
Уметь выполнять сокращение дробей
Уметь выделять целую часть
Уметь сравнивать дроби с разными знаменателями и смешанные дроби.
Наиболее трудными заданиями оказались задания:
№3.Ошибки в алгоритме решения задачи допустили 66,6% обучающихся класса
№4. В задаче на совместную деятельность допустили ошибки или не приступили к решению - 77,7% обучающихся.
В №5 допустили ошибки при решении примеров на все действия с обыкновенными дробями -94,4%.
Рекомендации по совершенствованию методики обучения математики
Анализ результатов позволяет выявить некоторые проблемы в системе обучения математике.
Некоторые обучающиеся продемонстрировали не владение важнейшими элементарными умениями, безусловно, являющимися опорными для дальнейшего изучения курса математики и смежных дисциплин.
Анализ решаемости заданий по категориям познавательной деятельности показал, что наибольшую трудность для обучающихся 5-х классов, как и ранее, составляет категория «решение задачи», а также примеры с большим количеством действий.
На основе проведенного анализа можно сделать некоторые общие рекомендации учителям, ведущим преподавание математики, а в дальнейшем и подготовку к экзаменам. Необходимо обращать внимание на формирование в ходе обучения основ знаний и не форсировать продвижение вперед, пропуская или сворачивая этап введения новых понятий и методов. Важно для обеспечения понимания привлекать наглядные средства. Важно постоянно обучать приемам самоконтроля.
Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно так, же не надо без необходимости задерживать «сильного» ученика на решении заданий базового уровня. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.
Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ (www.fipi.ru):
- Рекомендации администрации образовательного учреждения:
Изыскать возможность выделения в учебном плане дополнительных учебных часов на обучение математике в 5 классах, на проведение элективных курсов по математике, на проведение консультаций учителями математики.
Изыскать возможность для мотивации учителей к качественной учебной работе, а также повышению квалификации в области технологии преподавания математике.
Осуществлять контроль за целевым использованием учебных часов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения, на обучение математике (не заменять уроки разного рода общественными мероприятиями, строго отслеживать посещаемость уроков учащимися).
Систематически проводить плановый внутри школьный контроль за обучением математике в 5 классе. При необходимости осуществлять независимый аудит преподавания математики в школе.
Заместитель директора