Разработка урока по русскому языку на тему Незаменимые помощники словари (4 класс)

Урок по русскому языку для 4 класса «Незаменимые помощники словари»

Цель: познакомить учащихся со словарями; показать их назначение, выработать навыки работы со словарями
Задачи:
- Расширить словарный запас, развивать умение использовать в речи вновь полученные знания, совершенствовать умения работать со справочным материалом.
- Развивать умение группировать необходимый материал для запоминания, развивать умения выделять смысловые опорные пункты, развивать выражение мыслей в рисунке, точность в передаче фактов.
- Воспитывать в детях самостоятельность, навыки самоконтроля, умение работать в группе.
Содержание:
Выставка словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»; карточки со словами, иллюстрации к словам, карточки «Помощь» и «Рабочий лист», фонограмма песни
МО: эвристический, частично-поисковый
ФОПД: групповая, индивидуальная

Ход урока
Организация детей
Психологический настрой
- Ребята, начинаем урок, урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами красноречия.
2. Повторение изученного материала
Речевая разминка.
1. Проговаривание чистоговорки:
Чтобы четко и красиво говорить, необходимо выполнить упражнение для губ и языка.
- Кто хочет разговаривать?
- Мы будем разговаривать.
- Тот должен выговаривать.
- И будем выговаривать.
- Все правильно и внятно
- Чтобы было все понятно.
2. Выбор интонации.
Проговаривание скороговорки
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки
- Если произнести восторженно, то какая при этом возникает ассоциация?
(Какой усердный ученик!)
- С осуждением
(Какой неаккуратный ученик!)
- С удивлением
(Почему щеки в чернилах?)
3.«Превращения слов»
Кружатся снежинки.
Давайте попробуем это предложение сделать распространенным, добавляя последовательно по одному слову. Побеждает ученик, составивший самое длинное слово.
В воздухе тихо кружатся и падают на землю пушистые снежинки.

3.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
- Молодцы, ребята! У вас получилось очень красивое предложение. У кого-нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке? В словарном составе русского языка много тысяч слов , и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они «хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари! Поэтому наш урок, который мы проведем в форме устного журнала, так и будет называться: «Незаменимые помощники - словари».
4. Итак, первая страничка нашего устного журнала – «К несметным сокровищам страны Слов»
Знакомство с толковым словарем
Назначение толкового словаря – толковать слова. Существует несколько авторов толковых словарей: М.С.Лапатухин, Г.П.Снетова. толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой толковый словарь – 17 томов, а в нем объясняется 120 тысяч слов.
Работа по группам
Предварительно дети распределены по группам методикой «Любимый цвет»: на столе лежат бумажные кружки 5 цветов. Дети выбирают свой любимый цвет. По одинаковому цвету кружков формируются команды. Для каждой команды приготовлены слова для дальнейшей работы.
Красного цвета - слово «Колибри»
Синего цвета – слово «Гиппопотам»
Зеленого цвета – слово «Аллигатор»
Желтого цвета – слово «Олимп»
Коричневого цвета – слово «Панда»
Дается задание каждой команде – нарисовать те ассоциации, которые возникают при произношении этого слова.
Для дальнейшей работы каждой группе дается «Рабочий лист»
Работа выполняется по пунктам, коллективно. В группе назначается лидер. Который защищает работу, выступление его строится по каждому пункту «Рабочего листа».

Рабочий лист (карт. №1)
Узнайте лексическое значение слова.
Найдите информацию о предмете, который обозначает это слово.
Нарисуйте этот предмет.
Сделайте вывод: изменился ли ваш рисунок, что на это повлияло.
Запишите вывод по рисункам.
Представьте результаты исследования группы

Помощь (карт. №2)
Мы узнали
Мы исследовали
Мы можем сделать вывод, что
Наше мнение изменилось (не изменилось) в результате

Сравнить рисунки.
- Почему получилось, что слово одно, а предметы – разные?
- Что повлияло на изменение в изображении предмета? Какие знания?
5. Вторая страничка журнала.
«К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»
Знакомство со словарем синонимов.
Синонимы (слова - друзья) обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е.Александрова.
Практическая работа.
Подобрать синонимы к словам: врач, большой, ограда, богатырь, летчик.
(работа по группам со словарем)
Найти синонимы в стихотворениях.
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина.
И наступила тишина.

6. Третья страница журнала.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. В словаре представлено 20 тысяч антонимических пар.
Из какого произведения эти строчки? Кто автор этого произведения?
«Крошка – сын к отцу пришел
и спросила кроха:
- Что такое х о р о ш о и что такое п л о х о?»
вы хорошо помните стихотворение В.Маяковского. Напишите примеры антонимов из этого произведения.
Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость или грубость, скупость или щедрость?
Знакомство с выставкой словарей «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Мы познакомились с несколькими словарями. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них можно найти ответ на любой вопрос. Главное уметь ими пользоваться.
Итог урока.
Рефлексия.
С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке.
Прощаться настала пора
Журнал закрывать нам пора!
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их, не зря урок наш был потрачен.

Большое спасибо вам за активную работу на уроке. Вы сегодня хорошо поработали и говорю вам всем «Молодцы!»
15