Конспект урока русского языка на тему Незаменимые помощники- словари


Устный журнал
«Незаменимые помощники - словари»
Урок риторики
Учитель: Ребята! Сегодня мы будем знакомиться с секретами богини красноречия – Пейто. Что такое красноречие? (ответы детей).
Учитель: Чтобы чётко и красиво говорить, давайте выполним ряд упражнений для губ и языка.
Учитель: Кто хочет разговаривать? (Мы будем разговаривать)
Учитель: Тот должен выговаривать …(И будем выговаривать…)
Учитель: Всё правильно и внятно…(Так правильно и внятно…)
Учитель: Чтоб было всё понятно…(Чтоб было всё понятно…)
Учитель: Сейчас проверим, как вы будете выговаривать скороговорку:
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Чтение предложений с разной интонацией:
1). восторженно: «Какой усердный ученик!»
2). с осуждением: «Какой неаккуратный ученик!»
3). с удивлением: «Почему щёки в чернилах?»
Игра «Дополни предложение»
Учитель: Ученик в тетради написал нераспространённое предложение : Кружатся снежинки.
Давайте поможем ему увеличить предложение, последовательно добавляя по одному слову (В воздухе кружатся пушистые снежинки.)
Проверяются разные варианты. Побеждает тот, у кого длинное предложение.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы составили красивые предложения. Думаю, что в вашем лексиконе, т.е. в словарном запасе есть ещё много замечательных и нужных слов.
Ребята, а задумывались ли вы когда – нибудь, сколько же в русском языке слов? Учёные предполагают, что в русском языке более 500000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал такое количество слов. Но есть справедливое изречение (высказывание): «Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
Сегодня мы и узнаем, где «хранятся» слова, что поможет нам найти их. А «хранятся» слова в словарях. Существует множество словарей: одни помогают правильно писать слова; другие говорят об истории слова; третьи – приобщают вас к культуре.
Видите, какую помощь могут оказать нам словари. Ребята, я хочу тему нашего урока, которую мы проведём в форме устного журнала, так и сформулировать: «Незаменимые помощники – словари».
Учитель: Ребята, давайте прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои вопросы:
1). Чем являются для нас словари? (помощники)
2). Какие помощники – словари? (незаменимые)
3). Что является для нас незаменимыми помощниками? (словари)
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы и будем учиться сегодня.
Открываем первую страницу устного журнала «К несметным сокровищам Страны Слов».
Знакомство с «Толковым словарём» (К доске выходит мальчик, в руках которого толковый словарь.Ученик: Я – Толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы
и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей. Среди них: «Толковый словарь » Ожегова С.И., «Школьный толковый словарь» Лапатухина М.С., Г.П. Снетовой, «Толковый словарь»
Даля.
Учитель: А какой самый большой толковый словарь?
- В самом большом толковом 17 томов, в нём более 12тысяч слов. (показать имеющиеся словари).
- Какое же основное назначение толкового словаря? На уроках русского языка мы пользовались орфографическими словарями. Вспомните, как располагаются слова в словарях?
В толковом словаре словарная статья построена в научном стиле, потому что основная её цель – сообщить точную информацию о слове. Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
Учитель: Рассмотрим толковый словарь.
Работа над словами:
Автобус: 1) существ., м.р., Р.п. – автобуса;
2) многоместный автомобиль для перевозки пассажиров;
3) автобусный – прилагат., И.п. (м.р.- ый / ж.р. – ая / ср.р. – ое)
Страница «Какого роду - племени»
Продолжаем работать над словами, используя словари.
Комплимент: 1) существ., м.р.;
2) любезные, приятные слова, лестный отзыв;
3) сказать кому – нибудь комплимент;
Игра «Комплименты»
Сейчас мы поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалу в свой адрес? А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, своё доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (мягкая игрушка) вместе с комплиментом кому – то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передаёт сердце следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д. (проводится игра)
Учитель: подведём итог игры.
А теперь я хочу эту страничку закрыть словами поэта В. Бокова: «Следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей ».
Открываем следующую страницу: «К словам разнообразным, близким, но чуточку разным». (знакомство со Словарём синонимов. К доске выходит ученик со словарём синонимов.
Ученик: Я – Словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой, избежать повтора. В словаре более 9000 слов (синонимических рядов). Автор словаря Александрова З.Е.
Учитель: Назвать слова – синонимы к слову беседовать. (учащиеся подбирают слова)
Словарь, стр 37, 1столбик, добавить слова к тем, которые подобрали.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь?,- сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша?
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.- Ура – а – а!!! – сказали оба.
Учитель: этот текст – диалог. Какой речевой недочёт вы заметили? Какие синонимы можно подобрать к слову «сказал»? (спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнули).Учитель: Открываем четвёртую страницу:
«Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий, осторожный.
Все антонимы всегда –
Противоположны».
Страница «Минус – плюс, огонь – вода» (знакомство со Словарём антонимов).
Учитель: Это Словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо? или плохо?» «Ещё рано или поздно?». В словаре представлено более 2000словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары. Автор словаря - М.Р. Львов.
- Подберите антоним к слову веселье.
Игра «Магнит»
На магнитной доске рисунок магнита, на красной половине которого – солнышко, цветы, на синей – небо с чёрными тучами, голые поля, пни. Красная часть магнита со знаком + притягивает добрые слова, синяя со знаком – (с противоположным значением). На карточках слова: ласково, нежность, трудолюбивый, храбрец, щедрость, любить, внимательный, грубость, ленивый, трус, жадный, ненавидеть, уважать.Выставка словарей (знакомство)
Учитель: Мы познакомились с разными словарями.
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь пользоваться словарём. Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями. С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь), покажите, понравилось ли вам на уроке. Что понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)
Прощаться настала пора…
Журнал закрывать нам пора!
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин.
И если запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке и во время подготовки к уроку. Давайте поблагодарим и риторику.
Люблю тебя, Риторика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя Риторика,
Осилю понемногу я!
Подводится итог урока.