Упражнения для развития речевого дыхания. Памятка для родителей.


-6057904762500Государственное автономное учреждение
Саратовской области
«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями »
Упражнения для развития речевого дыхания.Недочеты детского дыхания преодолеваются:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и в старшем и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3—5 минутами.
Для развития дыхания ребенка пользуется следующими методами.
-286540479200Дыхательные игры:
а)сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
б) дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик по лотку вверх в лузу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, флажки, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая), всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков; игры на детских духовых музыкальных инструментах — дудочках, трубах, губных гармошках;
в)надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки; особенно полезна игра в мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха;
г)поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.
Во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? Логопед Е.Н. Елисеева.