Доклад «Развитие интонационной стороны речи»


Доклад на тему:
«Развитие интонационной стороны речи»


Подготовила: Надеждина О.Е.
Роль интонации в речи огромна. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Она усиливает само значение слов. Значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, что влияет на понимание смысла воспринимаемой речи. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
- мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Можно показать просодему - различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений - повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении;
- темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. Изменение темпа речи, наблюдаемое на протяжении одного предложения, в некоторых случаях имеет грамматическое значение: убыстренным темпом произносят вводные слова. Например, слушая предложения: « Он может быть в саду. » и «Он, может быть, в саду», мы понимаем, что в первом случае может быть - сказуемое, а во втором - вводное слово. Смысл подчеркивается разницей в темпе речи, которым произносится может быть. Но чаще темп речи указывает на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, увлеченность излагаемыми событиями (быстрый или постепенно убыстряющийся темп речи), намерение растолковать что-либо слушающему, сосредоточить его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает ее, как однообразие темпа.
- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
- фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.д.);
- пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей; Умение правильно интонировать предложение связано с умением пользоваться паузами. Пауза обязательна между предложениями. Часто она нужна и внутри фразы. Пауза служит, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения особенностей связи между ними. Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Например: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать».
- сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.
У детей с умственной отсталостью особое место занимают трудности овладения мелодической (просодической) стороной речи, которая представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: интонация, ритм, темп, речевое дыхание. Одной из характерных особенностей устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.
Если дети без особенностей в развитии достаточно легко владеют основами просодических возможностей, то дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в овладении данными возможностями. Зачастую их речь монотонна, невыразительна, громка, насыщена простыми речевыми конструкциями. Поэтому у данной группы детей одной из центральных задач в развитии речи является формирование просодических возможностей, умение не только грамотно, но и достаточно выразительно и точно передавать эмоциональные переживания по средствам просодики при общении с окружающими.
Решение данной задачи возможно путём комплексного коррекционного подхода, уделяя, таким образом, внимание данной проблеме в течение всего дня. Ребёнок непроизвольно погружается в атмосферу наполненную разнообразием игр и игровых упражнений по формированию просодических возможностей.
Арттерапия – основной инструмент развития просодических возможностей, позволяет легко мотивировать детей на занятии, переключать от одного вида деятельности к другому, доступно преподносить изучаемый материал.
Педагоги группы в содружестве с дефектологом организуют театрализованные и сюжетно – ролевые игры, где отрабатывают умения выразительно говорить, самостоятельно строить вопрос, восклицательные и повествовательные высказывания, обращения, ответы. Ребёнок тренирует силу голоса, высоту, темп речи. В дальнейшем отработанные умения переносятся в самостоятельные игры в группе, в специально организованных уголках сюжетно – ролевых и театрализованных играх.
Формирование просодических возможностей – это длительный процесс, неразрывно связанный с повседневной жизнью ребенка. Поэтому он осуществляется в разных видах деятельности: на всех занятиях и в режимных моментах дня. Таким образом, в это процесс вовлечены все участники образовательного воздействия: педагоги группы, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог физкультуры, а так же библиотекарь, дополнительные кружки и т.д.
Дефектолог и логопед на специально организованных занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром формирует просодические возможности с использованием многообразного речевого материала: слушание рассказов, сказок, стихотворений, загадок, разучивание, чтение по ролям, где у ребёнка формируется умение читать выразительно, эмоционально, живо, адекватно тексту. На данных видах занятия специалисты развивают просодические возможности по средствам составления рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, при разучивании логоритмических заданий. Дети соотносят темп речёвки с движением рук, ног, туловища; ритм текста с динамикой движения тела.
На коррекционных логопедических занятиях учитель логопед развивает просодические возможности по средствам подобранных игровых упражнений, скороговорок, чистоговорок, речетативов, где темп и ритм легко воспроизводится детьми.
В комплексе с музыкальным руководителем, педагогами группы и дефектологом продолжается формирование просодических возможностей по средствам музыкальных произведений, используя как активное так и пассивное участие детей, начиная от восприятия музыкальных произведений до самостоятельного выполнения специальных упражнений под музыку. Обогащая при этом эмоциональную сферу ребёнка весёлой и грустной музыкой, бодрой и спокойной, где формирование темпа, ритма, мелодики является первостепенной задачей.
Вывод: Таким образом, специально организованное комплексное воздействие всеми специалистами образовательного процесса на развитие просодических возможностей у детей с умственной отсталостью является важной и продуктивной формой работы.