Статья на тему Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.


Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников
в рамках школьной программы внеурочной деятельности
в условиях введения ФГОС.
Подготовила учитель начальных классов Серебренникова Е. Ю.
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.
Особое значение театральное творчество приобретает в связи с введением ФГОС. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр.
Основные задачи программы
Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
В зависимости от содержания, цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся используются следующие типы занятий:
занятие-рассказ;
занятие-упражнение;
занятие-игра.
При работе с младшими школьниками в 1 полугодии я использую комбинированное занятие, на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения. Такое занятие строится следующим образом:
Организационный момент
Повторение предыдущего материала
Изложение нового материала
Упражнения
Этюд для выработки умения действовать в предлагаемых обстоятельствах
Основные направления работы с детьми
Основы театральной культуры
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пополнять словарный запас.
Театральная игра
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту детей, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнёром, использовать мимику и жесты; развивать фантазию, воображение; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Чаще всего ребята работают парами или в группах. Один и тот же этюд разыгрывают по-разному. Например, действующие лица: сварливая старая женщина и дети. Старуха всегда прогоняет детей из своего сада. Это надо сыграть – посмотреть на реакцию детей. Одни убегают из сада, другие смеются над ней, переговариваются, а одна группа предложила бабушке вскопать ей грядки. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Работа над спектаклем
Во втором полугодии я провожу занятия – работа над спектаклем, которое делится на занятие – обсуждение сценария, занятие – пробу на роль, занятие – репетицию.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у детей отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. В конце мая мы показываем спектакль ребятам 1-2 классов и родителям. В 1 классе мы показывали спектакль по сказке «Теремок» С. Я. Маршака. Во 2 классе спектакль по сказке Сутеева «Под грибом». (Смотрите приложение) В 3 классе работаем над сказкой «По щучьему велению»
Я по этой программе работаю не один год и заметила, что те ребята, которым трудно даётся учёба, на кружке раскрываются, чувствуют себя успешными. К четвёртому классу мои ученики осваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главную мысль, выбрать нужную интонацию, передать своё отношение к прочитанному. На уроках литературного чтения ребята, посещающие кружок, читают не монотонно, а выразительно. Кроме того, на школьном конкурсе выразительного чтения, посвящённому поэту юбиляру С. Я. Маршаку в прошлом году заняли призовые места. Очень жаль, что не проводится муниципальный конкурс театральных постановок, как в Челябинской области.
На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
Приложение