Обеспечения развития компетентностного подхода в условиях внедрения новых образовательных стандартов

Ямковая Л. И
учитель математики
ОШ № 88 г. Донецка
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация
В работе рассматривается роль школьного образования в формировании ключевых компетентностей обучающихся. Педагогические технологии являются средством формирования творческой личности ученика, помогают активизировать творческую деятельность учеников на уроках математики в современных условиях.
Ключевые слова: компетентность, педагогические технологии, инновационные подходы.
Роль школьного образования в формировании ключевых компетентностей обучающихся.
Задача школы – не просто давать определённый объём знаний ученикам, а формировать у них познавательные навыки, умения, продолжать учиться самостоятельно, удовлетворяя свои жизненные запросы. Поэтому задача учителя – создавать условия для познавательного процесса.
Инновационные подходы к учебно-воспитательному процессу должны преодолеть разрыв между образованием и требованиями жизни.
Школа – это целая система, образованная и существующая, благодаря целеустремлённому взаимодействию многих людей. Её задачами является развитие личности обучающегося, его жизненное и социальное становление. Это и есть задача формирования жизненных компетенций, которые и представляют собой знания, умения, жизненный опыт личности, необходимый для решения жизненных задач. [1] Значит, перед школой стоит важное задание – реализовать в своей педагогической деятельности компетентностно-ориентированное обучение.
Компетентность называют интегрированным результатом учебной деятельности учащихся. Компетентностный подход заложен в основу образовательных стандартов. Содержание базового и полного среднего образования создают условия для внедрения личностно-ориентированных технологий, формирования социальной, коммуникативной, компьютерной и других видов компетентностей учеников. [2] Старшая школа, функционирующая в большинстве как профильная, своим основным заданием ставит формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической учеников на до профессиональном уровне.
Такая модель является инновационной с новыми целями, новым содержанием образования, из которого следует новый результат.
Каждый учитель чётко определяет составляющие и содержание ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в обучающихся. Это не значит, что мы, отказываясь от высокого уровня знаний, умений и навыков, должны обучать школьников использовать эти знания для решения практических заданий. На практике в преподавании математики используется проектная технология, технология ситуационного обучения, технология саморазвития обучающихся.
При переходе от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат, обновилась и функция школы. Это расширило образовательные задачи: не только обучение и воспитание, но и социализация школьника, формирование жизненных компетентностей, развитие социально значимых качеств личности являются важными приоритетами образовательной деятельности.
Цель образования – это формирование личности, способной приобретать глубокие знания, профессиональные навыки, свободно ориентироваться, само реализоваться и самостоятельно принимать правильные, морально-ответственные решения в условиях изменчивого мира.
Поэтому выпускник средней школы – это поликультурная, интеллектуальная, физически здоровая личность, обладающая развитыми чувствами, познавательными потребностями и умениями действовать с другими людьми, применять теоретические знания на практике. [3]
Быть компетентным человеком – это значит научиться познавать, научиться работать, научиться жить.
Педагогические технологии как средство формирования творческой личности ученика
Педагогическая технология по определению – это комплексный беспрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по планированию, обеспечению, осуществлению, руководству и решению проблем, касающихся всех аспектов усвоения знаний. [4]
Познание окружающего мира у каждого человека начинается с нуля. Каждое новое поколение поднимает планку знаний, а человечество поднимается на более высокий уровень познания и себя и окружающего мира. В процессе развития цивилизации школе предоставляется задание формировать у подрастающего поколения целостную картину окружающего мира. Учитель и творчество – единые понятия. Увлекаясь технологиями, не следует забывать об участниках учебно-воспитательного процесса.
- Какие современные технологии помогают формировать творческую личность?
Для уроков математики характерно применение технологий, которые содействуют индивидуализации обучения, активизируют творческую активность учеников, благоприятствуют диалоговому взаимодействию между учителем и учеником (педагогика сотрудничества).
Широкое использование информационных технологий как программное обучение, мультимедиа, предметные компьютерные уроки повышают учебный интерес школьников, дают возможность совершать личностный подход к ним и поэтапное усвоение знаний, умений и навыков.
Метод проектов ориентированный на самостоятельную деятельность учеников: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют некоторое время.
- Каким должен быть участник учебно-воспитательного процесса – ученик?
Необходимо создать модель выпускника, которая бы была ориентиром школьной деятельности.
Коммуникативная компетенция определяет знания и умения, обеспечивающие объективное восприятие окружающего мира, поиск адекватного стиля и тона общения, способность эмоционально отзываться на других людей, учитывая особенности и психологическое состояния собеседника.
Готовность к беспрерывному образованию. Выпускник должен иметь представление об основных школьных дисциплинах, необходимых для дальнейшего продолжения образования в избранной профессии.
- профессионально-трудовая компетентность;
- общественно-правовая компетентность;
- семейно-бытовая компетентность;
- культурно- развлекательная компетентность;
- психофизиологическая зрелость.
Новая система обучения направляет учебный процесс на преобразование каждого ученика в условиях благоприятной атмосферы в субъект познания, реализацию его творческого потенциала, развитие одарённости, креативности, новаторства.
Активизации творческой деятельности учеников на уроках математики в современных условиях
Место математики в системе школьного образования определяется её ролью в интеллектуальном, социальном и моральном развитии государства. Развитию творческих способностей способствуют инновационные технологии, применение которых характеризуется поиском новых усовершенствованных концепций, принципов, подходов к образованию, существенным изменением в содержании, формах и методах обучения. Образовательная деятельность предполагает развитие творческого потенциала участников учебно-воспитательного процесса, изменения в их способе деятельности в стиле мышления.
Для развития творческой деятельности на уроках математики характерно применение технологий, способствующих индивидуализации обучения, диалоговому взаимодействию между учителем и учеником.
Идеи сотрудничества на уроках стали предметом исследования. Для педагогики сотрудничества характерна доскональная организация учебной работы на уроке. Это и создание творческих групп, это и постановка трудной задачи и её решение.
- Как создать на уроке проблемную ситуацию?
Проблемная ситуация создаётся в результате ознакомления учеников с разно трактовкой одного и того же явления, факта.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда ученик соприкасается с новыми практическими условиями использования имеющихся знаний. Условием для возникновения проблемной ситуации есть противоречие между теоретически возможным способом и практически достигнутым результатом, в след по причине отсутствия его теоретического обоснования.
Пути решения поставленной проблемы раскрывает учитель. Но при этом ставится ряд вопросов или заданий ученикам, что приобщает их к решению проблемы.
Современный уровень науки и техники требует формирования и воспитания творчески мыслящих людей. Современный ученик не только должен поглощать информацию, но и самостоятельно искать способы решения проблем, возникающих в реальных ситуациях в жизни, с будущей деятельностью. Поэтому в учебном процессе полезно применять деловые игры.
Деловая игра – метод активного социального обучения, принадлежит к тренингам. Особенность этого метода заключается в импровизированном разыгрывании участниками игры разных ролей в заданной проблемной ситуации. Игровая технология обеспечивает обучение школьников в деятельности, активизирует коллективную деятельность мышления, развивает умения общаться, мыслить, принимать практические решения.
Решая проблемную ситуацию, строим гипотезы, которые можно доказать с помощью проблемно поисковых методов:
- демонстрационное решение проблемы учителем;
- самостоятельная проблемно-поисковая деятельность учеников;
- коллективная проблемно-поисковая деятельность;
- общая коллективная поисковая деятельность учителя и учеников.
Использование инновационных технологий способствует не только простому накоплению знаний, но и формирует творческое отношение к ним, развивает и воспитывает образованного, творческого человека, соответственно модели современного компетентного выпускника школы.

Литература:

Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления/ -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. -96 с.
Дёмин В. А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие, виды. // Мониторинг образовательного процесса.-2000.-№ 4.
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов– 100 ответов: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368 с.
Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Составитель Радугин А. А. – М., 1996. – 336 с.












15