ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ


Аннотация
Задача формирования новой личности неосуществима через бывшие традиционные подходы. Поэтому введение новых Государственных образовательных стандартов – это жизненная необходимость времени.
Образование должно достичь своей главной цели – научить учиться, постоянно повышать свою квалификацию для решения новых задач, выдвигаемых обществом.
В статье раскрыты значение, функции новых Государственных образовательных стандартов, способы обеспечения качества профессионального образования в условиях их внедрения.
Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт; функции; инновационный характер стандарта; обеспечение качества образования; колледж.

В условиях расширения свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требования к уровню образованности, профессиональной  мобильности и конкурентоспособности выпускников средством формирования единого образовательного пространства является Государственный образовательный стандарт профессионального образования.
Инновационный характер новых Государственных образовательных стандартов обусловлен их целевыми, функциональными, структурно-содержательными компонентами. В соответствии с нормативной базой новые образовательные стандарты станут не только регулировать содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и будут обеспечены гарантиями Республики в отношении достижимости этих результатов в условиях определенной информационно-образовательной среды. В этом ресурсном подходе к проектированию и реализации стандарта выражается инновационный подход к его разработке и внедрению.
Инновационный характер нового стандарта можно выразить следующими концептуальными тезисами:
– определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
– ориентация на развитие вариативности образования;
– системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования;
– определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;
– восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;
– новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.
Новые Государственные образовательные стандарты являются:
– инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и республики в образовании;
– инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;
– инструментом реализации государственной политики в сфере образования.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
- функцию обеспечения права на полноценное образование;
- функцию обеспечения единства образовательного пространства республики;
- функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ СПО;
- критериально-оценочную функцию;
- функцию повышения объективности оценивания.
В целях реализации концепции образования в Донецкой Народной Республике главной перспективой развития является обеспечение качества образовательного процесса. Вопрос качества образования – это не только успеваемость, а способность обучающегося к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность.
Стандарт является основой для объективной оценки как уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, так и деятельности образовательных учреждений.
Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов на соответствие личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально–экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и системы образования в целом.
С внедрением новых образовательных стандартов качество образования рассматривается как понятие, отражающее способность образовательной системы обеспечивать достижение поставленных в образовании целей и задач, удовлетворять потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать его соответствие запросам общества и экономики, т.е. определяется его социально–экономической адекватностью.
Качество образования следует рассматривать не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной изменениями деятельности образовательных учреждений, академических групп и отдельных обучающихся.
Итогом качественного образования являются такие способности личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. Качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование.
Создание системы оценки качества образования в Донецкой Народной республике связана с необходимостью получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами для принятия обоснованных управленческих решений.
Обеспечение качества образования достигается целенаправленным и постоянным воздействием на образовательные системы:
- планирование качества – это определение потребителей м выяснение их потребности, разработка характеристик услуг, доведение планов до исполнителей;
- установление связей качества – виды деятельности, средства обеспечения учебного процесса, коллектив преподавателей, набор обучающихся; организация образовательного процесса в соответствии со стандартной схемой; показатели качества;
- контроль качества – обеспечение измерения показателей качества, анализ показателей качества; корректировка процесса в соответствии с заданным стандартом, создание импульса для усовершенствования стандартного процесса;
- улучшение качества – создание инфраструктуры непрерывного усовершенствования процесса обучения, выявление и устранение главных причин дефектов в образовательном процессе; обеспечение непрерывного обучения преподавательского состава;
- сертификация продукции и услуг – признание заказчиком успеха конкретного образовательного учреждения, достижение высокого уровня конкурентоспособности.
Качество деятельности учебного заведения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности: 
– учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий; 
– обеспечения кадрами; 
– инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.
В условиях модернизации образования в Донецкой Народной Республике, введения новых Государственных образовательных стандартов имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей и методистов. Это ведет к совершенствованию методической работы, росту качества подготовки специалистов.
Обеспечение качества профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов возможно при решении следующих задач:
Повышение профессиональной компетенции преподавателя как ресурса развития качества образовательного процесса.
Применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение образовательного результата обучающихся.
Обеспечение ИКТ-компетентности в сфере медиа-технологий, трансляция собственного педагогического опыта и умение проектировать дидактическую оснащенность образовательного процесса.
Внедрение современных форм коррекционной работы, диагностики и механизма независимой оценки; выработка единых показателей оценивания результатов обучения обучающихся образовательных учреждений.
Системно-деятельностный подход как механизм реализации стандарта.
Достижение поставленных целей и задач осуществляется через различные мероприятия организационного, информационного, методического и управленческого характера.
Работа в Горловском колледже промышленных технологий и экономики в условиях стандартизации образования подтверждает, что качественная реализация новых Государственных образовательных стандартов требует высокого профессионализма кадров.
Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования.
В колледже много внимания уделяется самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких, как научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и др.
Для решения выше указанных задач в колледже разработан ряд мероприятий, в рамках которого:
1. Ежегодно различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проходят педагогические и руководящие работники колледжа. К тому же преподаватели проходят стажировку на предприятиях; участвуют в конкурсах, в международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях; публикуют статьи.
В Республиканском институте последипломного образования инженерно-педагогических работников:
- с целью повышения качества учебной деятельности 27 преподавателей и педагогических работников (87% от общей численности) прошли курсы повышения квалификации;
- администрация колледжа (директор, заместители директора, заведующие отделениями) прошли курсы повышения квалификации на кафедре «Охрана труда и БЖД»;
- заведующие отделениями проходят курсы повышения квалификации руководящих работников.
2. Утверждены учебные планы основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанные на основе Государственных образовательных стандартов по всем специальностям. В целях изучения потребностей работодателей были проведены маркетинговые исследования. По результатам исследований была окончательно сформирована вариативная часть учебных планов. Дисциплины, представленные в вариативной части учебного плана согласовывались с руководящими работниками предприятий города соответствующего профиля. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
3. Преподаватели колледжа подготовили комплексы методического обеспечения дисциплин. Зная адрес электронной почты каждого преподавателя, студенты могут использовать по каждой дисциплине теоретические пособия, методические рекомендации к проведению практических, лабораторных работ, курсовых и дипломных работ (проектов), материалы к семинарским занятиям, которые выставлены в «Облако».
4. Преподаватели колледжа широко используют различные образовательные технологии: предметно-ориентированные, личностно-ориентированного образования, диалоговые, игровые, компьютерные и т.д.
Используемые преподавателями новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающегося, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Широкое использование метода проектов преподавателям колледжа позволяет решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы в знаниях, приобретать опыт решения творческих задач.
В своей практике по дисциплине «Экономика организации» я использую проектную деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий, т.к. вижу огромные преимущества перед традиционной методикой.
Эффективность метода проектов я вижу в том, что он:
- способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;
- способствует реализации принципов личностно- ориентированного обучения;
- обеспечивает содержательное единство тем проектов за весь курс дисциплины;
- способствует разработке готовых медиа - продуктов, которые могут быть использованы другими преподавателями при проведении занятий;
- повышает мотивацию к изучению дисциплины.
При работе над проектом обучающиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций (выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в MS Word, MS Pablisher), тестов и т.д.
Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы аудиторных стен учебного заведения и учебные проекты могут применяться не только на занятии или во внеурочной деятельности, но и реализовываться с помощью сети Интернет, так называемые сетевые (дистанционные) проекты.
Применение инновационных форм, методов и технологий в образовательном процессе по дисциплине «Экономика организации» позволяет повышать результаты академической успешности обучающихся. Положительная динамика качества знаний обучающихся подтверждает заинтересованность обучающихся при изучении данной дисциплины.
Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. За период 2012 – 2016 г.г. качество знаний обучающихся по дисциплине «Экономика организации» имеет тенденцию роста в среднем на 5%. По итогам промежуточной аттестации 2016-2017у.г. успеваемость обучающихся по дисциплине «Экономика организации» составила 100% при качестве знаний 71%.
В целом управление качеством в рамках СПО направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленными Государственными образовательными стандартами. 
Формирование и развитие современных систем управления качеством образования выступает центральной задачей колледжа.
Сотрудники колледжа считают, что усилия инженерно-педагогических работников коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:
Создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении проблем среднего профессионального образования.
Совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебным заведением. 
Разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой.
Реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях.
Разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей.
Разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.
В целях повышения качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо поменять отношение общества, государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности. Именно таким образом можно стимулировать приток в техникумы и колледжи новой генерации высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт работы производственной работы.
Формат реализации новых Государственных образовательных стандартов делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Заголовок 115