Доклад на тему «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках в условиях реализации ФГОС НОО»

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках
Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в  такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске.
Слайд На слайде представлена фотография, где ученица 4 класса рассказывает о своих прабабушке и прадедушке – участниках Вов. Информация о них размещена на сайте нашей школы.
Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате каждый ученик изучает историю страны, узнает, какой вклад привнесла его семья в развитие села, города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим краем, своей Родиной.
Слайд Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть  много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учеников, учителя и родителей. Ведь они -  один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, больше, чем у учителя.   
Начиная с первого класса, в свою работу можно включать задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Слайд Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению Слайд истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Слайд Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.   
Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.
Планируя урок, важно выбирать тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.
Слайд Например, такой текст:
Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.
Стены рушились, казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов.
Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

В чём особенности анализа данной ситуации? Во-первых, дети должны дать оценку поступку, результатам деятельности людей, опираясь на свои знания; во-вторых, они должны найти изучаемые правила по предмету. Очень важно, чтобы полученные знания ребят о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.
Слайд Например, отрывок из рассказа Ушинского. (Этот текст представлен в Азбуке, его можно использовать на уроках русского языка)
«Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (К.Д.Ушинский)
Вначале работаем над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаем задания по русскому языку.
1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.
                                       
  Слайд Обратимся к учебнику окружающего мира «Мир вокруг нас», автор Плешаков  А. А. Изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот  ещё пример. Слайд В учебнике для 2 – го класса  мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы », «История Московского Кремля»,
Слайд «Достопримечательности города Санкт - Петербурга » 
Слайд В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, Слайд есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, приобщаем детей не только к  прекрасному, но и много узнаем об истории нашего государства.                                                                                                                                              Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы  Климанова, Горецкий. В нём  много произведений известных русских писателей. Слайд Много стихотворений о нашей стране, Слайд о красоте нашей природы, Слайд о выдающихся людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.                                                                                                                
Слайд Остановимся на рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения). Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы  он  ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи  настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.

На каждом уроке мы проводим физкультминутки, чтобы немного отдохнуть. В проведение урока можно включать физкультминутки патриотической направленности. !

        В заключении хотелось бы отметить, что работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, его должно волновать, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет достигнут результат данной работы.