Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога


Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………..4
2. Личные данные об аттестуемом педагогическом работнике ...………………..6
3. Инвариантная часть ……..………………………………………………………..8
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.....................................................................................................................8
3.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность ......................................................................................................10
3.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов …………………..………………..………14
4. Вариативная часть ..…………………………………………………...………...16
4.1. Уровень достижений обучающихся …..……………………………………..16
4.1.1. Позитивная динамика развития обучающихся за последние пять лет …..16
4.1.2. Результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах и других мероприятиях ……..….…………………………………...………...…..…25
4.1.3. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения……………………………………………………………………….…26
4.2. Уровень профессионализма……………………………..………..…………..27
4.2.1. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях ……………………..……………………...27
4.2.2. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном и всероссийских уровнях ………………………....32
4.2.3. Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки…………………………………………………………………..…34
4.2.4. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях……………………………………………………………..……………….36
4.2.5. Предоставление дополнительных услуг ……………...……..….…………37
5. Заключение ……………………………………………………………………....38
Приложение № 1. Программы, реализуемые в профессиональной деятельности ……………………………………………………………………………………….39
Приложение № 2. Документы, отражающие наличие профессионального образования и квалификации...................................................................................42
Приложение № 3. Документы о прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.................................................................43
Приложение № 4. Документы, подтверждающие обобщение и распространение опыта работы..............................................................................................................44
Приложение № 5. Документы, подтверждающие результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах и т.д. ……...........................................45
Приложение № 6. Документы, подтверждающие участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях….............46
1. Пояснительная записка.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста педагога-психолога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые психологом в развитии обучающихся, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность психолога за последние пять лет.
Задачи портфолио:
показать умения педагога-психолога решать профессиональные задачи;
проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;
оценить профессионализм педагога-психолога.
Краткая характеристика разделов портфолио.
В разделе «Личные данные об аттестуемом педагогическом работнике» даны общие сведения о педагоге.
В разделе «Инвариантная часть»:
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» - особенности работы педагога-психолога с учетом внедрения ФГОС.
«Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность» - описание технологии, которые психолог активно использует в развитии школьников и их результативность в практической деятельности.
«Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов» - описание используемых диагностических методик.
В разделе «Вариативная часть»:
«Уровень достижений обучающихся» - показана положительная динамика развития учащихся (высокий уровень интеллектуального развития, высокая мотивация к обучению, низкая тревожность, успешность в обучении за последние пять лет, результаты участия в конференциях и конкурсах, активное участие в жизни образовательного учреждения).
«Уровень профессионализма» - отражены выступления на семинарах, конференциях, научно-методических объединениях, педагогических советах, прохождение курсов повышения квалификации, показана работа в творческих, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования.
В «Заключении» обозначены проблемы и направления развития.
2. Личные данные об аттестуемом педагогическом работнике
ФИО:
Дата рождения:
Занимаемая должность, дата назначения:
Место работы:
Сведения о профессиональном образовании:
Квалификация по диплому:
Общий стаж работы
Педагогический стаж:
Стаж работы в занимаемой должности:
Наличие квалификационной категории:
Награды, звания: не имею
Благодарственное письмо Президиума Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» I Региональной конференции «Юность. Наука. Культура - Мурманск» за активную работу по привлечению молодежи к исследовательской деятельности, 2011 г.;
Благодарственное письмо Президиума Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» за подготовку к проведению Российской конференции «Юность. Наука. Культура - Арктика», 2012 г.
Благодарственное письмо Дирекции национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и Президиума Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» за активную помощь в подготовке и проведении Российской научной конференции школьников с участием стран ближнего и дальнего зарубежья «Юность. Наука. Культура – Арктика 2013», 2013 г.
Учёная степень: не имеет
3.Инвариантная часть
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. 
Целью психологического сопровождения является создание условий гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.
Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения:
реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение программ с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей;
создать условия для реализации возрастных и индивидуально-личностных возможностей и способностей учащихся школы;
содействовать в создании психологически комфортной, безопасной образовательной среды, оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности;
исследовать теоретические и практические аспекты психолого-педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.
Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Модель деятельности педагога-психолога
Диагностико-прогностическая деятельность
Экспертно-аналитическая деятельность



Психологический мониторинг
Экспертиза образовательной среды
Экспертиза социального окружения

Индивидуальная углубленная диагностика

Скрининг
развития у учащихся УУД
образовательной среды




Управленческие решения

Социально-педагогическое проектирование
Коррекционно-развивающая деятельность


Реализация технологий проектирования социально-педагогической среды
Реализация технологий развития УУД
Коррекционная работа с ребенком
Коррекция социально-педагогической среды


Предлагаемая модель деятельности школьного психолога - при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвещение - предполагает еще четыре основные деятельности:
диагностико-прогностическая;
экспертно-аналитическая;
социально-психологическое проектирование.
Структура психологического сопровождения реализуются на основе планирования психолого-педагогической работы последовательно для каждой категории участников образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением.
3.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающейся модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание учиться.
Развитие познавательных интересов, способностей и дарований, общенаучных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности школьника является одной из основных целей моей работы.
Для решения поставленных задач ежегодно провожу психолого-педагогический анализ уровня сформированности интеллектуальных, психофизических качеств личности, уровня мотивации к обучению у детей. В результате анализа выявляю следующие группы обучающихся: одаренные дети, социально-запущенные («группа риска»), соматически-ослабленные, с низкой учебной и познавательной мотивацией, дети с особыми образовательными потребностями. Для каждой из приведенной групп мной выбраны современные психолого-педагогические технологии.
Применяя технологию развивающего обучения в течение учебного года работаю по учебно-методическому пособию «Курс комплексного развития младшего школьника» В. Н. Карандашева. Применение данной технологии способствовало развитию у учащихся представлений и знаний о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствованию умения использовать свои возможности запоминания, решать задачи, реализовывать свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов.
Активизацию познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе осуществляю посредством разработанной авторской программы «Я - исследователь», применения информационно-коммуникативных технологий. Для достижения результата в этом направлении мною определены следующие задачи:
способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на занятиях и во внеурочной деятельности;
формировать информационную культуру;
стимулировать учебную мотивацию и интерес к предметам;
повышать уровень сформированности УУД;
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и создавать положительный настрой активной познавательной деятельности.
Программа помогает включиться учащимся в процесс саморазвития и самообразования, повысить уровень их знаний и эрудиции в интересующих областях посредством организации исследовательской деятельности учащихся.
В своей работе также использую здоровьесберегающие технологии, немаловажным фактором которых является развитие психологически здоровой личностии формирование положительной мотивации у ребенка. Реализую данную технологию в профилактической деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников, педагогов и родителей. Результатами работы по данному направлению считаю укрепление взаимосвязи между работой психолога и педагогического коллектива, формирование позитивного плана активной жизни, сформированность адекватного поведения и межличностного взаимодействия учащихся, предупреждение девиантного и аддиктивного поведения младших подростков.
Активно сотрудничаю с Мурманским областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Центром медико-социальной помощи детям и подросткам «ДОВЕРИЕ».
Для педагогов и родителей проводятся психопрофилактические занятия: «Эмоциональная дистанция в подростковом возрасте» (особенности подросткового возраста, влияние окружения на развитие личности подростка), «Отцы и дети» (межличностные отношения в семье).
Для учащихся начальных классов (1-4 класс) в рамках профилактической работы реализую модифицированную программу «Сказка о тебе и других», целью которой является обучение жизненным навыкам.
С 2012 года работаю над методической темой «Сопровождение процесса подготовки дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС НОО», результатом своей работы считаю:
- разработка совместного плана психолого-педагогических мероприятий с дошкольными образовательными учреждениями (МДОУ № 136 и № 138) с целью согласования задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей (консультации, тренинги, семинары);
- обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении (построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности), так и в начальной школе (опора на наличный уровень достижений дошкольного детства).
Реализуя программу «Ведение в школьную жизнь» в группах «Будущий первоклассник» с детьми 6-7 лет использовала предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, которые в полной мере способствовали формированию у детей активного словаря, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции познавательных процессов. Данные технологии позволили качественно подготовить детей к обучению, сгладить трудности адаптационного периода в первом классе.
В совершенстве владею современными технологиями психологического консультирования - ежемесячно выступаю на педагогических советах, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.
Работая в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей реализую диагностические и коррекционно-развивающие технологии: осуществляю комплексное диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные особенности личности ребенка, разрабатываю и реализую индивидуальные развивающие программы с тесным взаимодействием с учителями, педагогом-логопедом, и другими специалистами, отслеживаю результаты; составляю рекомендации для родителей и педагогов.
Успешно работаю по развивающим программам (см. Приложение № 1).
Работу строю с учетом обязательного развития у обучающихся интеллектуальных способностей, самосознания, социальных навыков, индивидуально-возрастных особенностей учащихся и с учетом преемственности между содержанием образовательных программ.
Результаты деятельности педагога-психолога по основным видам работы
(количество психологических услуг)
учебный год психологическая диагностика профилактика просвещение консультирование коррекция и развитие
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 627 9 42 87 168
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 965 20 205 127 402
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 975 30 271 231 503
В своей практической деятельности реализую следующие направления:
Создание комфортной безопасной, образовательной среды - это прежде всего, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, формирование базовых компетентностей
Изменение сознания учителя, развитием необходимых профессиональных компетенций.
Осуществление психологической поддержки , психологического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии, поведении, работу с факторами, блокирующими это развитие.
3.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов
Диагностическая деятельность способствует проведению эффективной развивающей работы и внесению изменений в учебно-воспитательный процесс (индивидуальная траектория развития обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса).
В течение учебного года в системе провожу следующие комплексные диагностические исследования:
- методика ФИПИ (автор Г.С. Ковалева), направленных на диагностики изучения готовности первоклассников к обучению в школе;
- «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика обучения в начальной школе», «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» (автор Л. А. Ясюкова) для углубленного и прогностического исследования;
- комплекс методик направленных на мониторинг сформированности УУД и метапредметных УУД;
- комплекс методик определяющих готовность обучающихся к обучению в среднем звенеи адаптационный период учащихся 5 классов: тест Филлипса (уровень школьной тревожности), тест Кеттела, тест Амтхауэра;
- метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС), Овчарова Р.В.;
- анкеты и проективные методики, направленные на изучение эмоционально-личностных особенностей обучающихся, уровень сформированности жизненных навыков, способность к саморазвитию и совершенствованию и т.д.
4.Вариативная часть
4.1.Уровень достижений обучающихся
4.1.1.Позитивная динамика развития обучающихся за последние пять лет
В результате применения развивающих, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих и других технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний обучающихся.
Показателями результативности своей работы в первых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у первоклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика» и наделение взрослого ролью учителя, повышение уровня интеллекта и учебной мотивации (см. Таблица № 1).
Таблица № 1. Положительная динамика изменений в показателях готовности к обучению в школе (методика Л.А.Ясюковой)
Диагностика Готовность к обучению
Начало года Окончание года
Учебный год мышление (в.ур.) внимание
(в.ур.) память
(в.ур.) личн.
тревожность (н.ур.) мышление (в.ур.) внимание
(в.ур.) память
(в.ур.) личн. тревожность (н.ур.)
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 47% 37% 42% 37% 80% 60% 60% 73%
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 42% 39% 40% 29% 60% 68% 68% 89%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 47% 30% 40% 33% 87% 67% 67% 87%
Большинство первоклассников имеют средний уровень готовности к обучению в школе. Во всех классах, в равной степени есть дети, имеющие низкий уровень готовности.
После проведения развивающих занятий у учащихся повысился уровень познавательного развития, значительно улучшилось речевое развитие, зрительная память, понятийно-интуитивное мышление, внимательность, возросла скорость переработки информации.
Результаты обследования подтвердили мнение учителей о неготовности таких детей к школьному обучению. С психологической стороны это проявлялось, прежде всего, в несформированности необходимых элементов произвольного поведения. С педагогической — у них отсутствовали знания и умения, необходимые для успешного овладения основными учебными предметами.
В дальнейшем необходимо психологическое сопровождение учащихся на следующих ступенях развития.
Таблица № 2. Положительная динамика изменений в показателях уровня школьной мотивации (методика определения мотивов учения) и уровня школьной тревожности (тест Прихожан)
Учебный год Показатели адаптации
Мотивация
(высокий уровень) Школ. тревожность
(низкий уровень)
начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 78% 91% 27% 91%
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 78% 84% 34% 87%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 65% 86% 31% 89%
Результаты исследования уровня школьной мотивации показали: большинство первоклассников имеют положительную школьную мотивацию, дети с удовольствием идут в школу. От 15 - 20% детей имеют внешнюю мотивацию, т.е. школа привлекает их больше внешними сторонами. От 1 - 10% детей имеют повышенный уровень школьной тревожности, от 4-11 % - школьную дезадаптацию - негативное отношение к школе.
Главным в своей работе считаю достижение максимального результата в общем развитии учащихся. Осуществляю отбор методов работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. При прогнозировании индивидуального развития применяю различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование. Освоила и результативно применяю методику диагностики сформированности УУД.
Таблица № 3. Положительная динамика сформированности УУД 1-х классов
Учебный год Диагностика
Стартовая Итоговая
Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 65% 36% 36% 57% 72% 64% 72% 75 %
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 57% 33% 33% 43% 73% 67% 73 % 70 %
У большинства учащихся 1 класса наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, а также ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.
Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении морального содержания действий и ситуаций. Положительная динамика в развитии данного вида УУД у учащихся наблюдается.
Развитие универсальных учебных действий по выделению морального содержания действий и ситуаций у первоклассников соответствует норме. Т.е. большинство учащиеся могут самостоятельно ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм.
У большинства учащихся 1 класса регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.
Таблица № 4. Положительная динамика сформированности УУД 2-х классов
Учебный год Диагностика
Стартовая Итоговая
Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 68% 49% 36% 57% 74% 52% 72% 75 %
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 57% 26 % 43% 43% 63% 69% 73 % 76%
1. Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) сформировано у большинства учащихся.
2. Регулятивные УУД – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.
3. Познавательные УУД – ученики научились ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
4. Коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться друг с другом о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Все УУД формируются не только в урочной, а также во внеурочной деятельности.
Таблица № 5. Положительная динамика сформированности УУД 3-х классов
Учебный год Диагностика
Стартовая Итоговая
Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 65% 36% 46% 57% 72% 54% 72% 75 %
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 57% 43% 43% 53% 63% 77% 73 % 70 %
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся
Таблица № 5. Положительная динамика сформированности УУД 4-х классов
Учебный год Диагностика
Стартовая Итоговая
Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные Лично
стные Регуля
тивные Коммуни
кативные Познава
тельные
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 72% 54% 52% 75 % 88% 70% 75% 89%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 63% 47% 53 % 50 % 89% 78% 78% 89%
В 4-х классах психолого-педагогическое сопровождение решает задачи определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута. По результатам диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого-педагогическая поддержка в средней школе, составляется итоговая справка. Учителя, работающие в 4 – 5-х классах, знакомятся с полученными данными, родители приглашаются на консультации.
Психологическая готовность к обучению в основной школе представляет собой интегративное образование. Это сплав личностно значимых для него стремлений к "присвоению" учебной деятельности, а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности.Результаты стартовой диагностики показали, что не все учащиеся четвертых классов готовы к переходу в среднее звено на высоком уровне. Некоторые школьники требуют организации с ними дополнительной работы педагогов, психологов и родителей.
После проведения развивающих занятий у учащихся повысился уровень познавательного развития, значительно улучшилось речевое развитие, зрительная память, понятийно-интуитивное мышление, внимательность, возросла скорость переработки информации.
Таблица № 6. Положительная динамика и устойчивость результата коррекции и развития учащихся 1-4 классов
Учебный год До коррекции После коррекции
тревожность адаптация познавательные способности мотивация тревожность адаптация познавательные способности мотивация
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 8 % 54 % 57% 65% 2 % 72% 75 % 72%
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 17 % 33 % 43% 57% 8 % 63 % 80 % 83%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 17 % 36% 42% 43% 8 % 75% 83% 88%

В 3 и 4 классах результатом коррекционно-развивающей работы считаю развитие навыков произвольного внимания и восприятия, формирование приемов образного и логического запоминания, расширение объема памяти, обучение приемам аналитико-синтетической деятельности, формирование связной и последовательной речи учащихся. Проведенная работа способствует также повышению уровня учебной мотивации и снижению уровня школьной и личной тревожности (см. Таблицу № 7 и № 8).
Таблица № 7. Положительная динамика в подготовке обучающихся 4 классов к переходу в 5 класс (методика Ясюковой)
Учебный год Готовность к обучению
Начало года Окончание года
интеллектуальное развитие
(в.ур.) внимание
(в.ур.) личностное развитие интеллектуальное развитие
(в.ур.) внимание
(в.ур.) личностное развитие
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 72% 54% 72% 80% 80% 80%
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 63% 47% 53 % 80% 88% 88%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 59% 49% 55% 87% 87% 87%
Результаты исследования показали, что уровень развития соответствует возрастным нормам, а это даст возможность детям адаптироваться к новым социальным условиям на этапе перехода в основную школу и успешно учиться. Один учащийся имеет слабое здоровье (ребенок - инвалид). В целом все учащиеся готовы к условиям обучения в средней школе. Учет индивидуальных особенностей учащихся и решение их проблем на уровне начальной школы в последующем дает детям возможность успешного функционирования в среднем звене. По результатам диагностики проведены консультации для учащихся, родителей, педагогов.
Таблица № 8. Показатели адаптации обучающихся 4-х классов к обучению в среднем звене (тест Н. Лускановой, «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой, тест Филлипса)
Учебный год Показатели адаптации
Мотивация
(высокий уровень) Школ. тревожность
(низкий уровень)
начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 61% 81% 41% 79%
2012/2013
(МБОУ СОШ № 49) 72% 87% 39% 78%
2013/2014
(МБОУ СОШ № 49) 69% 86% 45% 83%
Наблюдается повышенная тревожность в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей; а так же страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
В 5 классе (2009/2010 учебный год - МОУ СОШ № 52) в адаптационный период результатами работы считала высокий потенциал развития коммуникативных умений учеников, улучшение взаимоотношений внутри классного коллектива и повышение групповой сплоченности (снижение конфликтных ситуаций), повышение уровня учебной мотивации, снижение уровня школьной тревожности, и как следствие уверенное поведение и развитие личностного потенциала обучающихся (см. Таблицу № 9).
Таблица № 9. Положительная динамика изменений показателей уровня адаптации в 5 классе
Учебный год Показатели готовности к обучению в среднем звене и адаптации
Интеллектуальное развитие
(высокий уровень) Мотивация
(высокий уровень) Тревожность
(низкий уровень)
начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 81% 91% 59% 79% 40% 78%
В 8-9 классах (2009/2010 учебный год - МОУ СОШ № 52) результатами работы считала полностью сформированный жизненный план, высокий уровень осознания профессиональных навыков и интересов, изменение отношения к окружающей действительности, развитие уверенности в себе и стремление к саморазвитию.
Таблица № 10. Уровень сформированности профессиональных навыков и интересов у обучающихся 9 классов
Учебный год Уровень сформированности профессиональных навыков и интересов
начало уч. года конец уч. года
Сформирован профвыбор Частично сформирован Не сформирован Сформирован профвыбор Частично сформирован Не сформирован
2009/2010
(МОУ СОШ № 52) 61% 21% 18% 91% 9% 0%
В ходе профориентационной работы активно сотрудничала с Управлением государственной службы занятости и Молодежной биржей труда, где обучающимся предоставлялась возможность прохождения компьютерной диагностики профессиональных интересов, консультации со специалистами, по желанию возможность временного трудоустройства.
4.1.2.Результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах и других мероприятиях
Учебный год Тема Мероприятие Уровень
2011-2012 Лауреат III степени.
Тема: «SOS! Подростковый кризис. Электронное пособие для учителей, родителей и самих подростков» Первая Российская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура - Арктика» федеральный
2012-2013 Лауреат
Интеллектуально творческий марафон «Весенний креатив»
Всероссийский заочный проект
«Креативность. Интеллект. Талант»
Олимпиада «Весенняя эстафета» федеральный
2012-2013 Лауреат VI место
Конкурс «Ума палата» Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» федеральный
2012-2013 Лауреат VIII место
Интеллектуально творческий марафон «Мир любимых предметов» Всероссийский заочный проект
«Креативность. Интеллект. Талант»
Олимпиада «Весенняя эстафета» федеральный
2013-2014 Призер III место
Конкурс «В мире слов, догадок и фантазий» Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» федеральный
2013-2014 Призер I место
Конкурс «Думай, решай, отгадывай» Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» федеральный
2013-2014 Призер III место
Конкурс «Фантазеры» Всероссийский заочный проект
«Креативность. Интеллект. Талант»
Олимпиада «Летняя эстафета» федеральный
4.1.3. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения
Ежегодно провожу психологические акции и недели «Коллективных творческих дел», в которых участвуют обучающиеся образовательного учреждения.
Психологическая акция «Социологический опрос» - посвящен выявлению ценностных ориентации, жизненных устремлений в различных сферах жизни. С различным выбором тем для каждой параллели «Я и школа» (1-4 класс), «Человек года» (1-4 класс), психологический портрет школы «Самые-самые...» (1- 4 класс).
Психологическая акция «Следопыт», в процессе проведения которой можно реализовать следующие задачи: обучение детей навыкам коллективной самоорганизации; развитие коммуникативных умений; сплочение детского и общешкольного коллектива; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие представлений об окружающем мире.
Психологическая акция «Я люблю Вас, мой учитель!» способствует сплочению общешкольного коллектива, помогает прояснить и улучшить взаимоотношения «Учитель - ученик», снять барьеры общения.
Психологическая акция «Звезда по имени Школа» главными целями которой является сплочение школьного коллектива; помощь каждому ребенку осознать себя частью школьного коллектива; развивать интерес к другим людям.
Уделяю большое внимание процессу воспитанию обучающихся. Главной целью воспитания детей считаю: содействие в формировании у школьников потребности проявлять и развивать духовно-нравственные, физические, интеллектуальные задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей. В этом помогает проведение недели «Коллективных творческих дел»:
1. Стена мечтаний «Я хочу, чтобы в нашей школе...» - обучающиеся записывают свои мечты и прикрепляют записки на отведенную стену.
2. Гора (лестница) достижений - дети записывают свои достижения и прикрепляют на заранее приготовленный плакат.
3. Коллаж силы - используя вырезки из газет, журналов (заголовки, картинки, карикатуры и т. п.) составляется коллаж, иллюстрирующий положительные сильные стороны учеников школы.
4. «Книга Радости» - учащиеся начальных классов могут написать о своих успехах и достижениях.
5. Гирлянда добрых дел - рядом с каждым кабинетом (или в классном кабинете) определяется место, где любой ребенок может прикрепить свое сообщение о том, какое доброе дело он сегодня совершил. Все детские записи делаются на специальных жетончиках (они могут быть выполнены в виде сердечек, солнышек и т. п.) и прикрепляются друг к другу. В результате в конце дня получается самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей и оценить, насколько значимы его собственные достижения.
4.2.Уровень профессионализма
4.2.1. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
Уровень образовательного учреждения
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2009-2010 «Работа с проблемными детьми: неудачники, мечтатели, умники, говоруны, путаники, актеры и негативисты», деловая игра Методическое объединение классных руководителей (протокол № 1 от 23.09.2009).
2009-2010 «Обучение и воспитание гиперактивных учащихся», тренинг Методическое объединение классных руководителей (протокол № 2 от 18.10.2009).
2009-2010 «Особенности адаптации к школе учащихся 5-х классов: результаты диагностики, рекомендации», выступление Педагогический совет (протокол № 1 от 11.11.2009).
2009-2010 «Психологическая безопасность на уроке и во внеурочное время», выступление Педагогический совет (протокол № 2 18.11.2009).
2009-2010 «Впереди 1 класс», тренинг Родительское собрание «Подготовка ребенка в первый класс» (14.03.2010).
2009-2010 «Уровень учебной мотивации в выпускных классах», выступление Педагогический совет «О комплексно-обобщающем контроле в выпускных классах» (протокол № 5 от 25.03.2010).
2009-2010 «Легко ли быть родителем подростка?», тренинг Родительское собрание 8 класс (11.04.2010)
2009-2010 «Как помочь подростку выбрать свой путь», деловая игра Педагогический совет (протокол № 5 от 17.04.2010)
2009-2010 «Рекомендации по психологической подготовке старшеклассников к экзаменам», выступление Малый педагогический совет (протокол № 4 от 28.04.2010)
2010-2011 «Социально-психологические особенности адаптации пятиклассников», выступление Педагогический совет «Создание оптимальных условий для адаптации пятиклассников к новым условиям обучения» (протокол № 1 от 30.09.2010)
2010-2011 «Оказание консультативной помощи обучающимся лицея, находящимся в социально опасном положении, по решению социально-правовых вопросов», выступление Семинар для классных руководителей «Социально-психологическое сопровождение в МПЛ», (протокол № 1 от 21.10.2010)
2010-2011 «Развитие у родителей потребности в приобретении психолого-педагогических знаний», выступление Семинар для классных руководителей «Актуальность психолого-педагогической работы с родителями», (протокол № 2 от 15.03.2011)
2011-2012 «Психоэмоциональная разгрузка как здоровьесберегающий фактор», выступление Педагогический совет «Здоровье сберегающие технологии в МПЛ», (протокол № 2 от 20.10.2011)
2011-2012 «Применение игровых оболочек в тьюторской деятельности», деловая игра Семинар для тьюторов «Технология тьюторского сопровождения учащихся ЦРОД «Открытие»: проблемы и перспективы», (протокол № 3 от 20.01.2012)
2012-2013 «Как эффективно общаться взрослому и ребенку в семье», семинар-практикум Методическое объединение классных руководителей (протокол № 1 от 26.09.2012).
2012-2013 «Создание психологического комфорта и эмоционального благополучия в классе», выступление Методическое объединение классных руководителей (протокол № 3 от 28.11.2012).
2012-2013 «Как развивать самостоятельность и ответственность у детей», деловая игра Методическое объединение классных руководителей (протокол № 4 от 23.01.2013).
2013-2014 Открытая гостиная «Искусство быть родителем», тренинговое занятие для родителей и детей День открытых дверей
«День с мамой», приказ № 89 от 30.11.2013
2013-2014 «Секреты хорошей дисциплины», выступление Педагогический совет (протокол № 5 от 31.03.2014).
Муниципальный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2009-2010 «Психологическое сопровождение учащихся в классах компенсирующего обучения как фактор сохранения здоровья», выступление Городской семинар «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как средство повышения эффективности обучения младших школьников»
2011-2012 Сертификат участника Семинар «Усиление воспитательной составляющей в образовательном процессе»
2012-2013 Диплом участника
«Психологические риски участников образовательного процесса при переходе на новые образовательные стандарты», стендовый доклад Городской методический день педагога-психолога образовательного учреждения – 2013 «Психологическая безопасность образовательной среды как условие повышения качества образования»
2012-2013 Сертификат участника
«Отметка как фактор психологического риска в начальной школе», выступление Научно-практическая конференция «Психологическая безопасность образовательной среды: опыт, проблемы, решения»
2013-2014 Удостоверение об участии в методических мероприятиях
«Преодолевая барьеры. Помощь педагогу в реализации ФГОС», выступление Круглый стол по теме: «Профессиональное сотрудничество учителя и педагога-психолога в реализации ФГОС НОО»
2013-2014 Практикум «Рефлексивный анализ уровня сформированности профессионально-деятельнос-тной компетентности», руководитель группы Семинар «Современные подходы к организации методической работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
2013-2014 Диплом
«Развитие исследовательской деятельности младших школьников», выступление II методический день педагога-психолога «Педагог-психолог XXI века – компетентностный подход к оказанию психологической помощи субъектам образовательных отношений»
Региональный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2012-2013 «Здоровьесберегающие технологии: сотрудничество педагога и психолога в образовательном учреждении», выступление,
статья в сборнике Областная научно-практическая конференция «Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
2013-2014 Свидетельство участника областных информационно-методических мероприятий
«Родительское собрание «Первый раз – в первый класс», мастер-класс Областной Марафон педагогического опыта «Подготовка к школе: современные подходы и тенденции»
2013-2014 Удостоверение об обучении на методическом мероприятии
Практикум «Моделирование индивидуального образовательного маршрута учителя по развития организационно-управленческая компетенция», руководитель группы Мастер-класс «Научно-методическое сопровождение педагога в условиях реализации ФГОС НОО»
2013-2014 Свидетельство об участии в методическом мероприятии
«Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов на этапе перехода к обучению на уровне основного общего образования с учетом требований ФГОС НОО и ОО» Областной семинар «Психологическое сопровождение федеральных государственных стандартов»
Федеральный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2012-2013 Сертификат участника
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», статья Всероссийская открытая заочная интернет-конференция «Инновации в образовании»
2012-2013 Свидетельство участника
«Учитель и проблемы дисциплины: психологический аспект», доклад Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного образования и воспитания»
2012-2013 Сертификат
«Сопровождение одаренных детей в современной школе» Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании и воспитании»
2013-2014 Статья
Адаптационное занятие "Наш дружный 5-й класс"
Разделу «Школьная психологическая служба» Фестиваль «Открытый урок» 2013/14 учебный год
2013-2014 Свидетельство
«Тьюторство: определение, практика работы в школе», доклад Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития современного образования»
Международный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2012-2013 Свидетельство
«Формирование здорового образа жизни у подростков с помощью программы ранней профилактики зависимости: "Школа жизненных навыков"» IV Международный заочный форум «Перспективы образования»
2013-2014 Свидетельство о представлении педагогического опыта
«Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся детей «группы риска»» Международный заочный методический семинар по теме: «Организация социально-психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в образовательном учреждении»
4.2.2. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном и всероссийских уровнях
Муниципальный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2010-2011 Диплом I место
номинация «Методические разработки» Муниципальный этап исследовательского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб»
2011-2012 Диплом участника
номинация «Лучший социальный педагог, воспитатель детского дома» Городской конкурс педагогического мастерства «Воспитать человека - 2012»
2011-2012 Диплом II степени
номинация «Безопасность в социуме» IV Городская выставка-конкурс «Методическое сопровождение дополнительного образования детей в образовательных учреждениях - 2012»
2012-2013 Диплом финалиста
номинация «Педагог-психолог образовательного учреждения» Муниципальный этап регионального конкурса «Педагог-психолог Мурманской области – 2013»
Региональный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2010-2011 Сертификат участника
номинация «Методические разработки» Региональный этап Всероссийского исследовательского и творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб»
Федеральный уровень
Учебный год Тема, форма представления Методическое мероприятие
2012-2013 Лауреат I степени
«Сопровождение одаренных детей в современной школе», публикация XI Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»
2012-2013 Лауреат
Авторская разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Юный Исследователь» Всероссийский конкурс «Учитель – родителю» Intel Education Galaxy
2012-2013 Лауреат II степени
«День профессий в маленькой стране», разработка занятия Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
2013-2014 Лауреат III степени
«Остров сокровищ» (5 класс), сценарий игры Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогические идеи, методики, технологии», номинация «Психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса»
4.2.3.Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
Учебный год Тема Место прохождения Количество часов
2011-2012 Программа «Исследовательская деятельность педагогов и школьников в изменяющемся образовании» г. Москва, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Свидетельство № С – 51/б
144 часа
2012- 2013 Электронный курс «Активные методы обучения» г. Петрозаводск,
Международный Институт Развития «ЭкоПро» Свидетельство № 817-2013
20 часов
2012-2013 Дистанционный курс «Технология целеполагания» г. Петрозаводск,
Международный Институт Развития «ЭкоПро» Свидетельство № 243
20 часов
2012-2013 Электронный курс «Технология интерактивного обучения» г. Петрозаводск,
Международный Институт Развития «ЭкоПро» Свидетельство № 373-2013
20 часов
2012-2013 Модульный курс «Навыки профессиональной и личной эффективности»
«Тайм-менеджер, или Как эффективно организовать свое время» г. Москва,
Педагогический университет «Первое сентября» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-001
6 часов
«Тайм- менеджер для детей, или Как научить школьников организовывать свое время» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-002
6 часов
«Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-003
6 часов
«Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-004
6 часов
«Стресс-менеджмент, или приемы профилактики и преодоления стресса» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-005
6 часов
«Управление имиджем, или Как создать свой стиль» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-006
6 часов
«Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-007
6 часов
«Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-008
6 часов
2013-2014 Модульный курс «Навыки профессиональной и личной эффективности»
«Взрослые и дети, или как преодолеть трудности в общении» г. Москва,
Педагогический университет «Первое сентября» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-009
6 часов
«Наследственность и воспитание, или что влияет на развитие ребенка» Свидетельство
№ 206-826-551/ EM-01-010
6 часов
«Персональный тренинг «Путь к себе и другим», или Как достичь гармонии с собой и окружающими» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-011
6 часов
«Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-012
6 часов
«Кнут и пряник, или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-013
6 часов
«Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-014
6 часов
«Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-015
6 часов
«Школа оптимизма, или Как найти заряд позитивной энергии внутри себя» Свидетельство
№ 206-826-551/ / EM-01-016
6 часов
2013-2014 Мастер-класс «Научно-методическое сопровождение педагога в условиях реализации ФГОС НОО» ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» Удостоверение об обучении на методическом мероприятии,
4 часа
2013-2014 Международный заочный методический семинар по теме: «Организация социально-психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в образовательном учреждении» Международный интернет-проект «Вдохновленные детством» Удостоверение участника научно-практического (методического) мероприятия № 000179,
8 часов
2013-2014 Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обновление профессиональной деятельности» г. Мурманск,
ГАУДПО МО «Институт развития образования» Удостоверение № 180000075551, 108 часов
4.2.4. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях
С 2012 года участвую в работе творческой группа «Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности» на базе нашего учреждения. Работа в группе ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся через активное вовлечение во внеклассную деятельность через разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.
Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды учащихся с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Долгосрочные наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в интеллектуальной деятельности школьников.
Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные  методы и технологии.
Психологический мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет из себя комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи учащимся.
Одним из главных показателей эффективности внеурочной деятельности педагогов можно считать повышение качества образования
С 2013 года осуществляю координацию в работе экспериментальной площадки «Преемственность в работе детского сада и школы в условиях формирования современной оценки качества образования»
4.2.5. Предоставление дополнительных услуг
Ежегодно возглавляю руководство психолого-педагогической, стажерской и преддипломной практики студентов кафедры психологии Психолого-педагогического института МГГУ, знакомлю студентов с современными технологиями в работе школьного психолога, основными видами деятельностями и особенностями работы в условиях внедрения ФГОС.
5.Заключение
Реализуя различные психолого-педагогические технологии, ориентированные на развитие личности осуществляю свою профессиональную деятельность по следующим направлениям:
1) работаю в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей: осуществляю мониторинг, скрининг, диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные свойства личности ребенка, разрабатываю и реализую программы психокоррекционной или развивающей работы, отслеживаю результаты; разрабатываю рекомендации для родителей и педагогов;
2) предоставляю информацию родителям (законным представителям) о уровне сформированности УУД учащихся, особенностях развития его эмоционально-волевой сферы и поведения ;
3) участвую в ПМПК, советах профилактики, целью которых является выявление детей и подростков «группы риска», с девиантным и делинквентным поведением, разработка рекомендаций, советов и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям.
С учетом внедрения ФГОС видоизменила методическую тему работы «Сопровождение процесса подготовки дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС НОО», разработала: «Портфолио будущего первоклассника», «Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников», которая включает план работы по реализации программы в рамках деятельности «Школы будущего первоклассника», программу профилактики школьной дезадаптации и план работы с родителями, а также подобрала комплекс методик для изучения у дошкольников уровня подготовки к школьному обучению и выявления дезадаптации в процессе первого года обучения.
Приложение № 1.
Программы, реализуемые в профессиональной деятельности

п/п Программа Автор Цель Возраст
1 модифицированная программа «Введение в школьную жизнь» А. Санько, Ю. Кафеева занятия, направленные на эффективную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни 1 класс
2 модифицированная программа «Лесная школа» М.А.Панфилова коррекционные сказки, помогающие в предупреждении и преодолении проблем школьной дезадаптацииу первоклассников 1 класс
3 авторская рабочая программа «Мой мир эмоций» составлена с использованием программы Н. П. Слободяник «Учусь владеть собой», С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», упражнений из книг М. И. Чистяковой «Психогимнастика», И. В. Ковалец «Азбука эмоций», И. О. Карелина «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет» цель занятий – развитие эмоционально-волевой сферы детей через знакомство с основными эмоциями и способами их выражения, формирование умения выражать и распознавать свои эмоции и других людей и умения справляться со своими переживаниями, мешающими нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками 1 класс
4 модифицированная программа «120 уроков психологического развития младших школьников» Н. П. Локалова цель занятий – развитие познавательной сферы младших школьников, повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам, формирование положительного отношения к обучению и как следствие повышение качества усвоения ими учебного материала 1-4 класс
5 модифицированная программа «Я учусь учиться» Т.Н.Князева целью является активизация мотивационный и интеллектуальный потенциала учащихся, в привлекательной для них форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности учеников в этой сфере, психологическая подготовка учащихся к обучению в среднем звене 3-4 класс
6 авторская рабочая программа «Адаптация пятиклассников» составлена с использованием упражнений из книг К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?», Е. Г. Коблик «Первый раз в пятый класс», А. В. Микляева, П. В. Румянцева «Школьная тревожность»Н. Л. Сомова «В пятый класс – в первый раз» цель занятий – способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно успешнее принять новую школьную ситуацию 5 класс
7 авторская рабочая программа «Мой интеллект» составлена на основе книг Н. П.Локалова «Уроки психологического развития в средней школе», Е. М. Борисова, Г. П. Логинова «Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов» цель – сформировать вербально-личностные когнитивные структуры, осуществляющие сложные формы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрактного мышления; 7-8 класс
8 авторская рабочая программа «Время выбирать» составлена на основе книг Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии» и «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника», Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию», учебно-методических пособий «Личное портфолио старшеклассника» и «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника» цель программы – содействовать профессиональному самоопределению подростка, активизация его самопознания, построение жизненного плана 9 класс
9 модификация программы «Введение в школьную жизнь» К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман цель развивающей деятельности – создание, социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучении. Будущие первоклассники
10 «Давайте жить дружно!» С.В. Крюкова Цель – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям школы. Будущие первоклассники
11 «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова Цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить что обозначает, и дать ему словесное наименование. Будущие первоклассники
12 Программа «Жизненные навыки. Уроки психологии» С.В. Кривцова Цель – развитие эмоционального интеллекта, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков 1-4 класс
13 УМК «Все цвета кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Цель – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков 2-4 класс
14 Программа «Сказка о тебе и других» А.А. Михеевой, С.М. Чечельницкая Цель – профилактика асоциального поведения для детей группы риска младшего возраста 3-4 класс
15 «Курс комплексного развития младшего школьника» В. Н. Карандашев Цель – знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей. 1-4 класс
16 авторская рабочая программа «Я - исследовательь» составлена на основе книг Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк «Исследовательская деятельность младших школьников»; Савенков А.И. «Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов»; «Методика исследовательского обучения младших школьников» Цель - организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельные умозаключения. 3-4 класс
Приложение № 2.
Документы, отражающие наличие профессионального образования и квалификации
Приложение № 3.
Документы о прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Приложение № 4.
Документы, подтверждающие обобщение и распространение опыта работы
Приложение № 5.
Документы, подтверждающие результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах и т.д.
Приложение № 6.
Документы, подтверждающие участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях