Организация внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся


Организация внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся
Евдокимова Маргарита Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
с. Кинель – Черкассы Самарской области
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Бесталантливых детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность.
К ней  относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам,
- кружки,
- клубы по интересам.
Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
В стандарте отмечается, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности учащихся. Для каждого направления разрабатываются свои программы внеурочной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.
Поделюсь опытом работы с программой внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества» Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Чтобы проводить внеурочную работу с обучающимися, мы сначала выявляем их интересы. Выявив интересы и любимые виды деятельности учеников, планируем занятия. Мы знакомим родителей с организацией внеурочной деятельности и они с интересом узнают об успехах своих детей. Не отрицая и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у обучающихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности, ими могут стать следующие:1) Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий внеурочной деятельностью.2) Достижения обучающихся в различных видах внеурочной деятельности.3) Желание учеников заниматься внеурочной деятельностью.Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и публичное общественное признание его успехов через:
•Награждение почетными грамотами
•Награждение по номинациям конкурса «Ученик года» на линейке Последнего звонка
•Публикация в  школьных СМИ, на сайте ОУ
Ребята нашего класса являются активными участниками внеклассных мероприятий и различных конкурсов:
•Традиционные ежегодные окружные конкурсы «Заволжье, сторона родная», «Штанинские чтения», «Кирилло – Мефодиевские чтения».
•Регулярно в нашей школе проводятся единые Дни чтения «Читаем детям о войне», «Читаем Пушкина» и др., выставки рисунков к прочитанным произведениям, в библиотеке готовят выставки к юбилейным датам писателей, практикуется на различных мероприятиях Открытый микрофон, где все желающие могут выразительно прочитать любимое произведение.
•Пробуют свои силы в литературном творчестве: сочиняют стихи и басни.
•Проводим совместные праздники с родителями и библиотекарем. Так, например, «День матери». Библиотекарь подготовила выставку книг, в которых воспевают образ матери, викторину, а ребята прочли стихи своим мамам и бабушкам. Огромное воспитательное значение имеют такие мероприятия.
•Победители и участники Окружного Фестиваля исследовательских работ «Я познаю мир», «Юный исследователь».
•Победители различных Всероссийских конкурсов по русскому языку и литературному чтению.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. 
Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Литература:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2.Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
Используемые интернет – ресурсы:
http://1september.ru  -  газета «1 сентября», раздел «Фестиваль открытых уроков»
http://nsc.1september.ru/index.php - приложение к «1 сентября» - «Начальная школа» 
http://www.openworld.ru/school -  Журнал «Начальная школа».
 http://www.school2100.ru/ - образовательный портал «Школа 2100»