Программа деятельности педагога по профилактике аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами взаимодействия педагога с семьей.


Учитель: Карабут М.А.
МБОУ НОШ 95 г.Челябинск
Программа деятельности педагога по профилактике аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами взаимодействия с семьей
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – это одно из важных направлений модернизации современного образования. К наиболее актуальной проблеме этой сферы можно отнести: учебные перегрузки, приводящие к переутомлению обучающихся, школьные и домашние стрессы, распространение вредных привычек, недостаточная компетенция родителей в оказании психологической помощи или создании благоприятной атмосферы в семье.
В.А.Сухомлинский сказал, что «забота о здоровье ребенка, не только физическом, но и психическом – это не просто комплекс санитарных, гигиенических норм и правил…, требований к труду, отдыху и питанию. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Из этого следует педагогическая целесообразность создания специальной программы деятельности педагога совместно с деятельностью родителей для предупреждения профилактики аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста[27].
Цель программы: создание психолого-педагогических условий совместной работы школы и семьи по профилактике аддиктивного поведения младших школьников.
Задачи:
1)Формирование системы знаний по теме аддиктивное поведение;
2)Формирование социально-значимых установок направленных на активизацию совместной деятельности школы и семьи;
3)Пропаганда предупреждения аддиктивного поведения среди младших школьников и их родителей;
4)Привлечение всех членов семьи к решению проблемы аддиктивного поведения детей, средством взаимодействия педагога с родителями и их детьми.
Основные принципы реализации программы:
*Сотрудничество - работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия всех участников программы ( обучающихся и их родителях)
*Целостность образовательного пространства
*Деятельностный подход
*Учет возрастных особенностей
*Личностно ориентированный подход
Содержание программы деятельности педагога можно представить по следующим направлениям:
*Работа с учащимися:
-всестороннее изучение младших школьников, состояние их физического и психического здоровья
- включение детей в совместную деятельность
-установление доброжелательных отношений между всеми челенами коллектива
*Работа с родителями
– изучение взаимоотношений в семье
– оказание родителям педагогической помощи
– привлечение родителей к участию в жизни класса
–организация совместных мероприятий с детьми
Основные методы реализации программы:
1)Беседы
2)Лекции
3)Встречи
4)Игры
5)Конкурсы
6)Праздники
Программа включает в себя следующие этапы реализации:
1)Анализ скрининговой диагностики
2)Изучение психолого-педагогической литературы
3)Внедрение программы деятельности педагога по профилактике аддиктивного поведения младшего школьника средствами взаимодействия педагога с семьей
Предполагаемый результат внедрения денной программы:
*Организация системы коллективной, творческой работы по предупреждению аддиктивного поведения обучающихся.
* Формирование между всеми членами семьи доброжелательных, устойчивых взаимоотношений/8
*Закрепление результатов программы профилактики аддиктивного поведения младших школьников
Содержание деятельности педагога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста средствами взаимодействия педагога с семьей
Месяц Работа с обучающимися Работа с родителями
Сентябрь 1)Проведение скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева) (Приложение 1);
2)анализ результатов диагностики 1) предоставление родителям на родительском собрании результатов скрининговой диагностики;
2) анализ результатов родителей вместе с педагогом
Октябрь Классный час на тему «отклоняющееся поведение. Хорошо это или плохо?» 1)Родительское собрание « что такое аддиктивное поведение?»
(Приложение 2)
2) беседа с психологом
Ноябрь 1)Работа с психологом
2) Беседа « твое здоровье»
( Приложение 3 ) 1)Беседа с родителями на тему необходимости совместной деятельности для предупреждения аддиктивного поведения
2)родительский лекторий
« вредны привычки и их профилактика»
Декабрь 1)Проведение совместного праздника «Новый год»
Родители и дети организуют карнавал. Желающие родители пишут сценарий. Родители заготавливают костюмы для детей и себя. Учитель помогает родителям в организации праздника. Договаривается с местом проведения праздника.
2)После праздника педагог проводит рефлексию, как с обучающимися, так и с их родителями. Составляет анализ. Делает вывод о влиянии совместной деятельности на психологическое состоянии детей и их родителей.
(приложение 4)
Январь Урок диспут
« Здоровый образ жизни» «Искусство быть родителем»
-Встреча для родителей с администрацией школы, социальным работником, психологом по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста
Февраль Классный час на тему
« Сбережем свое здоровье. Польза и вред компьютерных технологий» День – здоровья. ( родители организуют совместный поход на каток или на лыжную базу.
Март 1)Дети готовят доклады на тему « Моё хобби». Убеждение детей в том, что свободное время препровождение должно приносить пользу;
2) разучивание подвижных игр на улице 1)«Эффективный родитель»-тренинг для родителей ( вместе с психологом);
2) интеграции вопросов здорового образа жизни , для предупреждения аддиктивного поведения младших школьников.
Апрель Педагог проводит спортивное мероприятие « Папа, мама, я – спортивная семья»;
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
(приложение 5 )
Май 1)Повторное проведение скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева)
(Приложение 1);
2)«Мир наших семейных увлечений» (выставка семейных рисунков, фотографий, поделок)
1) предоставление родителям результатов диагностики; Сравнение результатов в начале программы и в конце;
2)«Мир наших семейных увлечений» (выставка семейных рисунков, фотографий, поделок)
Приложение 2
Разработка родительского собрания на тему:
"Аддиктивное поведение подростков"
Аннотация: Содержание : аддиктивное поведение подростков, проблемы диагностики воспитанности учащихся.
Цель: осознание аддиктивного поведения учащихся и осознание необходимости целенаправленной
работы по его профилактике.
Форма проведения: тематическое родительское собрание.
Оборудование: мультимедийный проектор.
«Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором ум, совесть, честность, опрятность нашу – все
наголо видать.
Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.»
В.П.Астафьев.
Содержание: аддиктивное поведение учащихся, проблемы диагностики воспитанности обучающихся.
Цель: осознание аддиктивного поведения учащихся и осознание необходимости целенаправленной работы по его профилактике..
Форма проведения : тематическое родительское собрание.
Оборудование : мультимедийный проектор, презентация (прилагается).
План родительского собрания.
1. Итоги уровня обследования обучающихся школы.
2.. Аддиктивное поведение учащихся и причины его проявления.
3. Роль семьи в воспитании
4 .Итог
Ход мероприятия.
1.Итоги заранее проведенной диагностики по выявлению уровня компьютерной аддикции размещены на слайде и демонстрируются.
2.В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания уделяется борьбе с вредными привычками учащихся. Давайте попробуем разобраться в том, что называется словами «привычка», « аддикция».
3.Участники получают листы бумаги и перегибают их несколько раз, сильно разглаживая места сгибов.
Затем разворачивают лист и пытаются сложить его, используя новые места сгибов.
После выполнения задания нужно опросить участников, легко ли им было сгибать лист по новым линиям.
Главный вывод: вся наша жизнь - это совокупность различных привычек. В которых человек упражняется в течение всей жизни. С начала человеку достаточно трудно, затем все легче и легче упражняться в привычном деле. И если вдруг, в силу обстоятельств, человек меняет привычку, сделать
новую привычку своей, родной достаточно непросто. Добиться результатов можно лишь в том случае, если упражнения постоянны и нужны самому человеку.
Известный американский ученый Джемс сказал: «Привычка – это капитал, приобретенный в ходе упражнений. Их надо сначала копить, а потом жить на проценты с этого капитала».
Нет никого несчастнее, чем человек, который должен каждый день решать, когда ему вставать, то одеть и т.д.
Как можно воспитать положительную привычку уребенка? Для этого нужно знать пять важных правил.
Первое правило – для того, чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.
Правило второе – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек. Даже если для этого необходимо проявить твердость и жестокость.
Правило третье – необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению и становиться «второй натурой».
Четвертое правило – нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки. Что он – ее хозяин. Многие учащиеся и так хорошо знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди детей очень авторитетным человеком. Чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.
Правило пятое – для проявления положительных привычек нужно создавать условия. Но для этого нужно знать, какие вредные привычки стали частью, образа жизни ребенка.
3.1.Для изучения проблемы уровня компьютерной зависимости была проведена следующая диагностика:
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
Оценка результатов:
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов —риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);
более 38баллов — наличие компьютерной зависимости!
Так как наши дети- это младшие школьники, для нас наиболее подходящей является данная диагностика. Результаты говорят о тои, что в нашем классе есть данный вид аддикции.
Причины возникновения данного вида аддикции :
Ребенок не чувствует себя услышанным;
В семье существуют проблемы и на ребенка у родителей нет времени;
Ребенок не имеет собственного мнения;
У ребенка слишком много свободного времени, которое он не знает, на что потратить.
После прочтения, родителями опросника ,учитель разъясняет полученные результаты и предлагает родителям пройти небольшой тест, для определения, какую досуговую роль в жизни своих детей они выполняют.
Опросник №2 Для родителей на собрании.
Чем вы занимаетесь совместно со своим ребенком?
Вид досуга ежедневно 2-3 раза В выходной день
Чтение газет и журналов
Чтение художественной литературы
Посещение кино
Театры, концерты
выставки
Встречи с друзьями
Просмотр телепередач
Занятия спортом
Занятия делами класса
Занятия в кружке, секции
Увлечение музыкой
Дополнительные учебные занятия
Уход за домашними животными
Помощь родителям по дому
Коллекционирование
Рисование
Рефераты,доклады, исследования
Работа с компьютером
Участие в делах школы
Общение с природой, походы, экскурсии
Бесцельное времяпрепровождение
Работа в свободное время
3.2.Обработка материалов опросника происходит тут же…выясняется процент взаимодействия родителей с детьми.
4. Итог
Дорогие родители по результатам вашего опросника можно сделать вывод, что в большинстве случаев родители не принимаю участия в досуговой деятельности детей. От этого и возникает та проблема, с которой мы столкнулись. Дети предпочли занять свое время компьютерными играми. Эту проблему нельзя оставлять нерешенной. Для решения данной проблемы нам необходимо непрерывное сотрудничество на протяжении целого года и в конце мы снова проведем данную диагностику и проверим новый уровень.
Я готова выслушать ваши вопросы по проделанной и предстоящей работе!?
Конец собрания.
Приложение 3
«Здоровье человека»
Цели:
Сформировать понятие, что такое здоровье;
Обобщить и систематизировать знания учащихся о здоровье и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Развивать любознательность и наблюдательность:
Развивать умение работать в коллективе
Оборудование: Карточки с пословицами, муляжи овощей и фруктов, газета с прогнозом погоды, диск с записью « Музыка моря».
Содержание:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Класс зарание разделен на две группы
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Разминка. « Собери пословицу»
Каждой группе обучающихся выдаются конверты с фрагментами пословицы, которую они должны составить и объяснить ее смысл.
1пословица. Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их.
2 пословица. К чему в в молодости привыкнешь, от того в старости не отвыкнешь.
Учитель: с какой темой связаны эти пословицы?
Учащиеся : пословицы связаны с темой здоровье.
Учитель: Верно. Тема нашего занятия «Здоровье человека». Сегодня нам предстоит ответить на вопрос « Что такое здоровье»? рассмотреть условия, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Беседа. «Выскажи предположение».
Учитель: ребята, как вы понимаете, что такое здоровье?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Вывод : Здоровье – это то или иное состояние организма.
Учитель : Хирург Николай Амосов дал такое определение здоровья.
-Если ученик не болел в течении года- у него высокий уровень здоровья.
- Если ученик болел только во время эпедемии – его здоровье на среднем уровне
- Если часто болел – у ученика низкий уровень здоровья.
Учитель: Ребята, попробуйте, у кого высокий, средний и низкий уровень здоровья.
3.Обобщение и систематизация знаний
Учитель: давайте рассмотрим ,какие условия способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Учащиеся называют условия, доказывают и на доске появляется схема
Занятие спортом
Закаливание
Настроение
Правильное питание
Погода
После обсуждения каждого условия, учащиеся выступают с теоретическими сведениями или проводится практическая работа, или дидактическая игра.
Теоретический и практический материал, используемы на уроке
Учитель : уже в древности люди знали правила здорового образа жизни. Есть три основных правила ,которые широко известны в восточных странах ( Китае, Японии, Индии)
Ученики:
Правило 1:.Хорошее настроение.
Проснувшись, сразу подумай о чем-то хорошем, приятном. Скажи себе: « у меня будет удачный день. Я хорошо справляюсь с трудностями, спокойно и уверенно». Встав с кровати, потянись всем телом, посмотри в зеркало и улыбнись себе. Приложи руки к лицу. Передай ему тепло своих рук.
Вместе:
Свет в ладони я возьму
И к сердцу приложу.
И станет все вокруг
Светлее и добрее.
Ученик.
Правило 2. О закаливании
Закаливание водой приносит большую пользу. Если ты приучишь себя принимать прохладный душ, о забудешь о насморке и простуде.
Ученик.
Правило 3. Учит расслабляться
Перед тем, как заняться умственным трудом, подготовить себя к работе. Сядь в кресло или приляг на диван. Включи тихую приятную музыку. Закрой глаза и представь, что ты лежишь на берегу теплого моря, волны ласкают твои ноги, тебе хорошо и приятно. Или представь себя птицей, летящей высоко в небе. Вокруг простор и красота. Десять минут такого отдыха – и ты готов решать самые трудные задачи.
Когда учащиеся называют одним из условий правильное питание, им предлагается поиграть в игру « Витаминка».
В «витаминном ящике» лежат муляжи фруктов и овощей. Учащиеся друг за другом вынимают предметы.
Цель: Определить, какой витамин сдержится во фрукте или овоще. В конце игры подводится итог. Хорошо ли ребята знают витамины?
Когда учащиеся называют одним из условий погоду, проводится беседа о людях, зависимых от погоды и практическая работа.
Учитель: Есть люди, здоровые которых в той или иной степени зависит от состояния погоды. Таких людей называют метеозависимыми или метеочувствительными. Часто для таких людей в прогнозе погоды сообщают дополнительную информацию, придупреждающую их.
Практическая работа:
Каждой группе дается газета.
Задача учащихся:
Найти в разделе «Погода и здоровье» информацию для метеочувствительных людей.
В каждой группе выбрать телеведущего, который ознакомит с этой информацией.
После практической работы идет самооценка учащихся.
Правильно или неправильно подобрана информация.
Удачно ли выбран телеведущий.
4Подведение итогов
- как вы считаете, какие условия, влияющие на здоровье человека, зависят от вас?
-Какие условия от вас не зависят?
- Как вы думаете, сможет ли каждый из вас вырасти здоровым, если будет соблюдать правила здорового человека?
Учащиеся и учитель оценивают свою работу на занятие.
Приложение 4
Сценарий новогоднего карнавала для детей младшего школьного возраста «Старик Хоттабыч на ёлке у ребят!»
Сценарий Новогоднего Карнавала
«Старик Хаттабыч на ёлке у ребят».
Дети входят в зал под музыку.
ТАНЕЦ: "Тик – так часики". Садятся.
Ведущая: Дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Пришла пора открыть наш бал. Шумный, звонкий карнавал! Потому, что нынче праздник, славный праздник Новый год! Пусть же сказкою волшебной он сегодня к нам придёт!
Стихи:
1.Будет весело сегодня,
Будет некогда скучать.
Здравствуй праздник Новогодний
Мы пришли тебя встречать.
2.Вот ёлка нарядилась,
Засветилась вся в огнях.
И игрушки засверкали
На её больших ветвях.
3.Хорошо у нас сегодня
Лучше места не найти!
Возле ёлки Новогодней
Не проехать, не пройти.
4.У нас сегодня праздник,
Нынче будет карнавал!
Сколько сказочных героев,
Он сегодня здесь собрал.
5.Елочка пушистая
В гости к нам пришла.
Бусы золотистые
В ветви заплела.
Яркими шарами
Радует народ.
Скажем вместе с нами:
Здравствуй, Здравствуй
Новый год.
Все хором: Здравствуй, Здравствуй Новый год.
Песня: «Заблести огнями ёлка».
Ведущая: Колокольчик озорной, он всегда везде со мной. Дин – дон, Дин – дон! Приглашает в сказку он!
(Частично гаснет свет, влетает сорока) .
Сорока: Стре – ке – ке! Я принесла хорошую весть. Сейчас, а может ровно в шесть, к вам придёт большой гость. Гость седой, с бородой. Угадайте, кто такой?
Дети: Дед Мороз!
Сорока: Посмотрю за двери я, может, он идёт, друзья! (подходит к дверям, выносит большой кувшин к ёлке) .
(Свет гаснет полностью) .
Сорока: (летает по залу). Стре – ке – ке! Гость идёт седой, седой с длинной, белой бородой. Уморил меня до слёз, он совсем не Дед Мороз! Тише – тише – тишина! (улетает) .
(Включается свет, у ёлки стоит старик Хаттабыч, отряхивается, осматривается) .
Хаттабыч: Да будет мир этому дому! Здравствуйте, воспитаннейшие из воспитанных, и прелестнейшие из прелестных! Дети и многоуважаемые гости!
Ведущая: Здравствуйте дедушка! А вы откуда? И зачем сюда пришли?
Хаттабыч: О, как, тибидах! Вы знаете, кого не пускаете? Да я превращу вас в песок пустынный! Прикажу ветру, и он развеет вас, по всему белому свету!
Ведущая: Ой, ребята! Да ведь это же старик Хаттабыч!
Хаттабыч: Правильно! О мудрая из мудрейших! Имя ты моё узнала. Куда же я попал? Чей это дом красивый? Где так много детей?
Дети: в наше школе!
Хаттабыч: Как у вас красиво, светло. Какая красивая пальма!
Ведущая: Это не пальма.
Дети: Это ёлка!
Хаттабыч: Ёлка! Вах, вах, вах красивая ёлка! Какое странное дерево! Какие плоды на ней странные! А вот яблоко, я его сейчас сорву!
Ведущая: Нельзя, Гассан Хаттаб! Это яблоко не настоящее. Это ёлочная игрушка, сделана из стекла.
Хаттабыч: Какие чудеса! Это как же вы кушаете стеклянные яблоки?
Ведущая: Каждый год на праздник Новый год, люди в нашей стране, приносят ёлочку из леса и украшают игрушками из стекла. Да, ребятки, тебе сейчас сами всё расскажут.
Стихи:
1.Мы из леса ёлочку
Пригласили в сад.
Нарядили ёлочку
В праздничный наряд.
2.Возле ёлки надо встать
И желанье загадать.
День настанет, час придёт.
Всё исполнит Новый год!
3.На весёлых детских ёлках
Чудеса блестят в иголках.
И под ёлкой в Новый год!
Каждый что-нибудь найдёт.
Надо лишь заранее
Загадать желание.
4.Наша ёлка вся в игрушках
И шары на ней блестят.
Наша ёлка с Новым годом
Поздравляет всех ребят.
Ведущая: Уважаемый Хаттабыч. На Новый год все украшают ёлочку, но не только стеклянными игрушками, но и даже сладостями. Сейчас ребятки тебе споют весёлую песенку.
Песня: «Вкусные игрушки».
Ведущая: Хаттабыч, мы знаем тебя, как доброго волшебника. Скажи, ты можешь нам помочь?
Хаттабыч: С большим удовольствием многоуважаемая! Я хоть и стар, но волею не слаб и я вам помогу. Приказывай несравненная!
Ведущая: Мы хотим на праздник пригласить Деда Мороза.
Хаттабыч: Мороз? Зачем? Я боюсь мороза. Там где я живу – тепло, солнце светит, снега нет. Зачем вам Дед Мороз?
Ведущая: Без него нам не зажечь ёлку! Мы хотим, чтобы она зажглась сейчас же!
Хаттабыч: О жестокие из жестоких! О злые дети! Вы хотите, чтобы это дерево сгорело?
Ведущая: Да нет дедушка! Мы хотим, чтобы на ёлке зажглись разноцветные лампочки – огоньки!
Хаттабыч: Так я сейчас это сделаю. Колдует: Ой – ла – лам, ла – лам!
(Огни не зажигаются) .
Ведущая: Успокойтесь, Хаттабыч! Может, вы можете Снегурочку пригласить? Она сумеет зажечь огни на ёлке.
Хаттабыч: Снегурочку, хорошо! Колдует: Ты метель мети, к нам снегурку пригласи.
Ведущая: Я слышу чьи – то голоса. Кто – то громко топает и в ладоши хлопает.
Стих:
Этот час мы ждём весь год,
И под гром хлопушек.
Начинаем хоровод
Ёлочных игрушек.
(Дети выбегают на танец) .
Танец: «Ёлочных игрушек».
Хаттабыч: Вот сколько снегурочек я к вам пригласил.
Ведущая: Хаттабыч, это не Снегурочки, а ёлочные игрушки. Может ты ещё раз, попробуешь пригласить Деда Мороза, он придёт и веселье принесёт.
Хаттабыч: Колдует: Ай, ла – лам, ай –ла – лам. Ты метель, не мети, к нам Мороза пригласи.
(Звучит музыка, к ёлке выбегают снеговики) .
1.Я из снега снеговик.
2. Слеплен я на славу.
3.У меня весёлый вид.
4.И наряд забавный.
«Танец Снеговиков».
Хаттабыч: Вах, вах, вах! Это что за чудеса? Я снова ошибся в колдавстве.
Ведущая: Да, старик Хаттабыч, что – то с твоим волшебством – колдавством происходит не понятное.
Хаттабыч: (думает) : Не расстраивайся, почтенная! Я придумал, как вас развеселить! Колдует: Ай, ла – лам, ай –ла – лам. Достаёт из корзины игрушечного Дед Мороза.
(Дед Мороз ходит по ковру, поет песню) .
Ведущая: Ой, да это не настоящий Дед Мороз. Хаттабыч из – за твоей рассеянности, к нам на ёлку ни Дед Мороз, ни Снегурочка придти не могут.
Хаттабыч: Бывает такое. А, ребята разве не рассеянные?
Ведущая: Нет, наши ребята внимательные. Если хочешь, давай проверим. Ребята, на вопросы отвечайте: Это я, Это я, Это все мои друзья!
Викторина:
• Кто поёт и веселится, и работы не боится?
• Кто когда – нибудь болел, от того, что переел?
• Кто мороза не боится, по катку летит, как птица?
• Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
• Кто умеет отдыхать, прыгать, бегать и играть?
• Кто хороший рыбалов, ловит удочкой коров?
• Кто из вас по мостовой ходит книзу головой?
• Кто из вас здесь самый юркий, первым встретить рад снегурку?
Ведущая: Хаттабыч, я, кажется, знаю, в чем дело. Ты забыл волшебное слово, подумай какое?
Хаттабыч: Правильно! Я знаю, это слово, его каждый должен произносить, когда что – то просит. А вы ребята, знаете это слово?
Дети: Пожалуйста!
Хаттабыч: Правильно! Что ж сейчас проверим. Ай – ла – лам, ай – ла – лам! Ты метель, не мети, а Дед Мороза со Снегурочкой, пожалуйста, к нам на праздник пригласи!
А мне пора прощаться, стало холодно, а я мороза боюсь. До свидания, мудрейшие из мудрейших. Уходит.
(Звучит музыка, заходят Дед Мороз и Снегурочка) .
Ведущая: Вот идёт он гость желанный, бородою весь оброс, и весёлый и румяный. Кто же это?
Дети: Дед Мороз!
Д. Мороз: Здравствуйте, мои друзья! Был у вас я год назад. Вновь увидеть всех вас рад. Вы в костюмы нарядились. В пляс весёлый все пустились. Значит, в этом зале Бал, Новогодний Карнавал!
Ой, а что же ёлочка не горит? Не порядок! Скажем дружно: Раз, два, три ну – ка, ёлочка гори!
(Ёлка не загорается) .
Снегурочка: Дед Мороз, а может быть для ёлочки стихи почитать, да песенку спеть, глядишь, и улыбнётся она нам своими огнями.
Стихи:
1.Здравствуй, ёлка, как мы рады
Что ты снова к нам пришла.
И в зелёненьких иголках
Свежесть леса принесла!
2.Наша ёлка с головой
Вся покрыта сединой.
И хранит хвоя густая
Запах леса смоляной.
3.Какая ты нарядная,
С серебряной звездой!
Какая ты громадная,
Как весело с тобой.
4.Заблестит огнями ёлка
Вся в серебряной пыли.
Нам от дедушки Мороза.
Эту ёлку принесли.
5.Ну и ёлка! Просто диво!
Как нарядна! Как красива!
Ветви слабо шелестят.
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки, хлопушки.
6. Елка вытянула ветки,
Пахнет лесом и зимой.
С елки свесились конфетки
И хлопушки с бахромой.
Мы похлопали в ладоши,
Встали дружно в хоровод.
Наступил такой хороший
И счастливый Новый год!
Снегурочка: Чтоб ни кто не хмурил глазки, начинайте игры, пляски. Становитесь в хоровод. Дружно встретим Новый Год!
Хоровод: "Снег идёт! "
Д. Мороз: Ну спасибо, вам ребятки, поплясали вы со мной. А теперь давайте вместе попробуем зажечь ёлочку. Раз – два - три ёлочка гори!
(Ёлка загорается яркими огнями) .
Д. Мороз: А скажите – ка, вы деду весело ли вам зимой?
Стихи:
1. Нам морозы не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Д. Мороз: А как?
А вот так. Садись Мороз, прокачу.
(Под музыку изображают катание на санках) .
Д. Мороз: А потом?
2. А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Д. Мороз: А как?
А вот так. Поехали, покажу.
(Под музыку имитируют катание на лыжах) .
Д. Мороз: А ещё?
3. А ещё берём коньки
И бежим мы на катки.
Д. Мороз: А как?
А вот так. Поехали, снегурочка, я покажу.
(Под музыку имитируют катание на коньках) .
Д. Мороз: А другие ребятки, любят кататься на санках, лыжах и коньках?
Дети: Да.
Д. Мороз: Поехали, все прокатимся.
(Под музыку имитируют катание на санках, лыжах, коньках) .
Д. Мороз: А у моей внучки Снегурочки, тоже есть любимая игра. Знаете какая?
Дети: В снежки.
Д. Мороз: Правильно в снежки. Да не просто снежки бросать, а кто сумеет быстрее снежок поднять.
«Игра в снежки».
Д. Мороз: Ох, и устал я. Да и жарко от игры стало. Зови своих подружек – снежинок, Снегурочка, пусть прохладу принесут.
Снегурочка: Вылетайте снежиночки, охладите Дедушку Мороза.
Танец: «Снежинок».
Д. Мороз: Молодцы, снежинки, охладили дедушку.
Снегурочка: А теперь Дедушка, послушай стихи, которые тебе ребятки почитают.
Стихи:
1.Краснощёкий и плечистый
Добрый дедушка Мороз!
Всё украсил в снег пушистый
И подарочки принёс!
Пусть горят огни на ветках,
Хороводы водятся!
Пусть обо всех послушных детках
Счастье позаботится!
2.Дед Мороз под новый год
Всё, что хочешь, принесёт.
Загадай желанье ты.
И исполнятся мечты.
Я не просто загадал
На листах нарисовал.
И под ёлку положил,
Ватой бережно прикрыл.
Папе с мамой не сказал,
Что себе я пожелал.
Так и вышло
Дед Мороз, всё, что я хотел, принёс.
Жаль в году всего лишь раз
Он заботится о нас.
3.Снег в лесу закутал елку,
Спрятал елку от ребят.
Ночью елка втихомолку
Пробежала в детский сад.
А у нас в саду веселье,
Пляшет шумный хоровод.
Под молоденькой елью
Мы встречаем Новый год!
4.Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
5.Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
– Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!
6.Дед Мороз, хоть старенький,
Но шалит, как маленький:
Щиплет щеки, нос щекочет,
Ухватить за уши хочет.
Дед Мороз, в лицо не дуй,
Хватит, слышишь,
Не балуй!
Д. Мороз: Да я старый баловник, люблю играть, знаю, и вы любите играть. Выходите все в кружок.
Игра «Рукавичка».
Д. Мороз: Да любите играть, а любят ли играть ваши родители, сейчас проверим.
Игра «Верёвочка». Игра для детей и родителей.
Снегурочка: Дедушка Мороз, славно мы повеселились, а сейчас время подошло, подарки раздавать!
Д. Мороз: Подарки дети заслужили, есть для вас у меня сюрприз. По хрустальному снежочку, к нам год лошади идёт, и подарки всем везёт.
(Дед Мороз выводит в зал лошадь, которая везёт подарки.
Лошадь танцует, все хлопают в ладоши) .
Д. Мороз и Снегурочка раздают подарки.
Ведущая: Ребятки, поблагодарите Дед Мороза и Снегурочку за подарки. И давайте, проводим дедушку весёлым хороводом.
Д. Мороз: Ребятки, вставайте в дружный хоровод, приглашайте своих родителей.
Хоровод: «В лесу родилась ёлочка! ».
Д. Мороз и Снегурочка прощаются, поздравляют всех С Новым Годом! Уходят.
Приложение 5
Спортивное мероприятие «Папа, мама и я — спортивная семья»
Положение о проведении спортивного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья».
Цель:
- пропаганда здорового образа жизни
- усиление связи семьи со школой
- укрепление взаимоотношений ребенка с родителями, со школой
- выявление дружного и сплоченного коллектива.
Место и время проведения
Соревнования проводятся ___ 20__ года в спортивном зале МБОУ СОШ №___
Начало соревнований в ___
Руководство
Общее руководство организации и проведения соревнования осуществляет преподаватель физической культуры ___, а также помощники на этапах: ___ Подсчет баллов и выявление победителей возлагается на жюри, состав жюри: педагог дополнительного образования __, родитель __, ученик старших классов __
Участники соревнований
К участию в соревнованиях допускается семья в полном составе (папа, мама, ребенок)
Все участники должны, относится к основной медицинской группе. Участники должны быть: в спортивной форме и обуви. У каждой команды: название, девиз.
Программа соревнований
1 этап: «Бег с эстафетной палочкой»
2 этап: «Переправа в обруче»
Конкурс для пап «Обнималочки»
3 этап: «Большой мяч»
4 этап: «Через кочки и пенечки»
Конкурс для мам «Подвижный ринг»
5 этап: «Завяжи бант»
Конкурс капитанов «Надуй шарик»
6 этап: «Комбинированная эстафета»
Определение победителя соревнований
Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов на этапах и конкурсах, т. е. если 4 команды то максимальное количество баллов за 1 место – 4, 2 место -3, 3 место-2, 4 место -1. И лучшие результаты в конкурсах по наибольшему количеству баллов. Штрафные баллы на этапах составляют – 0, 1
Награждение
Команды награждаются грамотами и сладкими призами. Конкурсанты ценными призами
Сценарий проведения мероприятия
По звуки музыки участники соревнований в сопровождении помощников входят в спортивный зал, выстраиваются в одну линию перед жюри.
Ведущий: 
О! Радость нашей встречи безгранична.
О, счастье видеть искренних друзей!
Мы верим, каждый выступит отлично
И станет духом тверже и сильней!
Добрый день, дорогие наши гости, участники соревнований, учителя и учащиеся нашей школы! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас праздник, праздник подлинных любителей физической культуры, ценителей красоты и здоровья. Сегодня спортивный праздник для всей семьи, для семейных команд.
Ведущий представляет участников; в свою очередь команды представляют: название команды, девиз. Знакомит с составом жюри, учителем физкультуры, помощниками гл. судьи- учителя физкультуры; с программой соревнований и оцениванием этапов. За каждой командой по одному сопровождающему- помощнику. Музыка сопровождает каждый этап соревнований и в перерыве (тематика музыки ориентирована на задание по этапам и паузу)
Учитель физкультуры: Команды равняйсь, смирно! Равнение на середину.
Шагает строевым шагом к председателю жюри
Учитель физкультуры: Докладываю председателю жюри. Команды построены и началу соревнований готовы.
Ведущий: Судить состязания будут самые достойные, справедливые и умелые-это наше жюри. Слово предоставляется председателю жюри
Ведущий:
 В спорте нет путей коротких,
И удач случайных нет,
Познаем на играх
Все мы формулы побед.
Это стойкость и отвага,
Сила рук и зоркость глаза,
Это честь родной семьи,
Окрыляющая нас.
Учитель: участники на старт- шагом марш!
Начинается первый этап соревнований. Помощники показывают задание на этапе.
Затем стартуют участники, по сигналу (свисток). И так каждый этап предварительно показывают помощники.
По этапам
1 этап «Бег с эстафетной палочкой»: по свистку первым стартует ребенок, бег по прямой оббегает стойку, добегает до финиша передает палочку маме; мама передает ее после бега папе.
Штрафы: если палочку уронили; неправильно передали и приняли (ПРАВИЛЬНО при ВСТРЕЧНОЙ ЭСТАФЕТЕ передающий держит палочку в правой руке и передает в правую, слегка сместившись в беге влево не мешая следующему бегуну) ; а так же не оббежали стойку.
2 этап «Переправа в обруче»: напротив каждой команды лежит один обруч №1, а другой обруч №2 в руках у любого из команды; по свистку вся семья перебирается в обруч№1 на полу и уложит обруч №2 впереди обруча №1 на пол. Затем вся семья перебирается из обруча№1 в обруч№2, а обруч№1 уложит впереди обруча№2. И так вся семья, находясь внутри обруча, переправляется на другую сторону спортзала, затем оставляют обручи возле стойки и они бегут все к финишу.
Штрафы: вышли из обруча (коснулись пола ногами или одной ногой за обручем, не обошли стойку.
КОНКУРС пап «Обнималочки». Команды парами: мама и папа; выстроились в одну шеренгу. Надувной шарик расположен между туловищем папы и мамы спереди
По свистку пары должны крепко обняться и быстрее других лопнуть шарик без помощи рук, а только обнимаясь.
Штрафы: лопнуть шарик руками
3 этап: «Большой мяч». У каждой команды большие резиновые, надувные мячи. Папы на старте в упоре лежа, мячи у мамы и ребенка. По свистку мама уложит мяч перед папой, а папа проходит в упоре сверху по мячу, ребенок тут же уложит мяч перед папой и папа должен все время перемещаться вперед сверху мячей в упоре лежа. Мяч под ногами все время передается вперед, чтоб папа перемещался по мячу, так они двигаются до стойки, затем оставляют мячи и бегут все вместе обратно.
Штрафы: папа перемещается не по мячу, не оббежали стойку.
4 этап: «Через кочки и пенечки» Напротив каждой команды лежат обручи: 1 ряд обручей положен друг за другом, 2 в два ряда, между 1рядом и 2 рядом обручей небольшое расстояние (2 м) По свистку первый бежит, наступает в беге на каждый обруч подряд лежащий – 1 ряд, одной ногой, затем во 2 ряд наступая правой ногой в правый обруч, а левой в левой обруч; оббегает стойку и бег по прямой, передает эстафету рукой (как при встречной эстафете с палкой) .
Штрафы: наступили на обруч, сместили обруч с места (свой или чужой) ; не передали эстафету.
КОНКУРС мам «Подвижный ринг»: участницы располагаются по квадрату, т. е. каждый в своем углу; по квадрату лежит «ринг» - канат; напротив каждой положен мяч (волейбольный или футбольный). Участницы встают спиной к центру «ринга» берут в руки «ринг», но так чтоб красная ленточка на канате была по центру туловища участника и по свистку пытается первой ударить ногой по мячу.
Штрафы: не держали канат, т. е. «ринг»
5 этап: «Завяжи бант»: у каждого в команде в руках бант, по свистку первый бежит по прямой до волейбольной сетки и завязывает бант; обратно бегом передает эстафету рукой. И так каждый участник.
Штрафы: бант не завязан; не передали эстафету
КОНКУРС капитанов «Надуй шарик»: у каждого ребенка надувной сдутый шарик. По свистку на время дети должны надуть шарик, время на выполнение 2 минуты, держать так чтоб он не сдулся и поднять его вверх, если он посчитал что справился с заданием. Определяется, кто первым закончил, и кто надул хорошо шарик. В случае, когда лопнул шарик, у всех будет запасной шар.
Примечание: если не смог надуть, но боролся до конца дается 0.5 баллов. Размер шара заранее показан помощниками
6 этап «Комбинированная эстафета»: Оббежать кегли зигзагом, пролезть в обруч – лежащий на полу, попасть из положения лежа в кегли напротив, оббежать стойку и передать эстафету рукой.
Штрафы: задел кегли при беге зигзагом, бросил обруч, а не положил на место; не оббежал стойку.
Ведущий: самые справедливые и честные судьи подвели итог соревнований. Слово жюри.
Награждение участников и объявление победителя.
Ведущий: Желаем вам, чтобы физическая культура стала вашим неизменным спутником жизни, чтобы физические упражнения стали естественной потребностью в вашей жизни
и чтобы вы, уважаемые родители, стали нашими союзниками в формировании у ребенка интереса и любви к культуре физической, к занятиям физическими упражнениями. До новых встреч!