Внеурочное занятие по экологии «Сосна. Определение возраста дерева.»


Технологическая карта сценария занятия кружка «Эколик» (ФГОС)
Тема занятия «Сосна. Определение возраста дерева»
Цели занятия: Создать условия для формирования новых понятий при изучении темы «Сосна. Определение возраста дерева».
Образовательные
Научить определять возраст дерева.
Развивающие
Прививать навыки экологический просвещенного человека.
Воспитательные
Способствовать развитию активной жизненной позиции и экологического сознания. 
Тип занятия
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Форма занятия Фронтальная, групповая, индивидуальная
Опорные понятия, термины
Мутовка- Группа листьев, ветвей или цветков, расположенных на стебле на одной высоте
Годичные кольца-слои прироста древесины
Биоиндикатор- (от греч. bios — жизнь и лат. indico — указываю, определяю), организмы, наличие, численность, особенности строения и развития к-рых служат показателем естественных процессов
Дендрология- раздел ботаники, изучающий деревья и кустарники
УУД Предметные УУД:Сформировать представление о дереве сосна; развивать умение применять способы определения возраста сосны; научить детей бережному отношению к деревьям, структурирование знаний
Личностные УУД:Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;
Регулятивные УУД:адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.
Познавательные УУД:ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;
КоммуникативныеУУД:выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей
Планируемые
результаты
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Формирование представления определения возраста сосны гуманным способом.
Личностные:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Смыслообразование и саморегуляция.
Метапредметные
Понимание учебной задачи; развитие умения работать с информацией;
умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Формы контроля
Беседа, письменный и устный опрос, практическая работа,
Здоровьесберегающие технологии
Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Орг. Момент
мин.
Подготовка учеников к восприятию материала
Шумит этот город, весь день суетиться.Под ноги все смотрят, нет сил обратитьсяВзглянуть на высокое небо прекрасное.Хочу я остаться не срубленным мастером.Мечтаю я вырасти сильным могучим,Чтоб ветками всеми расчесывать тучи,Чтоб люди, из города выйдя, дивилисьМогуществу, силе и росту, стремилисьУвидеть верхушку мою среди тучИ думать: как Бог и велик и могуч,Что создал деревья – какая краса!О, как я хочу показать небеса! Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся Личностные УУД:
Формирование навыков самоогранизацииПоложительный настрой
Повторение пройденного материала
мин. Мешочек с вопросом
Деревья разных природных зон
Какие деревья растут в джунглях(лианы, пальмы кокосовая, банановая- с большой листвой)
Какие деревья растут в саванне (из за смены сухого и дождливого сезонов там растут зонтичные акации, или в одиночку, например баобабы и бутылочные деревья.)Какие деревья растут в пустыне(саксаул для верблюдов, пальмы, кактусы, кустарник жожоба)
Какие деревья растут в степи (нет деревьев)
Какие деревья растут в широколиственных и смешанных лесах (тополь, дуб, осина, береза и тд)
Какие деревья растут в тайге (смешанные но в основном хвойные леса) Отвечают на вопросы Фронтальная работа, фронтальный опрос Общеучебные универсальные действия : структурирование знаний
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других. Повторение пройденного материала, Оценка уровня полученных ранее знаний
Формулировка темы занятия
мин.
Постановка завуалированной проблемы Ребята на что похоже дерево
На руку, посмотрите
В чем разница на этих изображениях
Правильно разный возраст, а как вы это определили по внешнему виду.
Скажите а как определить возраст дерева?
Внимание прошу обратить на вот эту ветку. Она сломалась под тяжестью снега.
Что это за дерево?
Ребята подумайте и сформулируйте что мы сегодня будем делать на уроке. Изучают слайды презентации на экране
Ответ: на руку человека
Ответ: разный возраст
Это сосна.
Определять возраст сосны. Фронтальная работа
Анализ изображений
Индивидуальная форма обучения Личностные УУД:
Умение кратко формулировать мысль
Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей Понимание темы, целей занятия
Актуализация знаний
мин.
И так сосна дерево хвойное. Меняет листву (иголки раз в два года) Сосна дерево светолюбивое. Это дерево умеет себя лечить, при повреждении выделяя смолу, что мешает проникновению внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов) Сосна очень чувствительное (дерево биоиндикатор загрязнения воздуха) и по внешнему виду можно определить чистый воздух или загрязненный. Люди из сосны делают скрипки, мебель, лекарства основанные на смоле. Фронтальная работа Коммуникативные УУД:
Умение слушать
Личностные УУД: смыслообразованиеЗнакомство с новым учебным материалом
Определение учебной проблемы
мин. Как определить возраст сосны? Ученики задумываются над тем как ответить на вопросы Показ презентации Коммуникативные УУД:
Умение слушать
Открытие новых знаний с параллельным закреплением:
мин.
Решение завуалированной проблемы Объяснение нового учебного материала учителем.
Знаете что существует способ узнать возраст дерева в данном случае сосны не срубив, его.
1способ
Узнайте возраст сосны по ветвям. У данного дерева они образуют несколько своеобразных ярусов (этажей), называемых также мутовками. Это означает, что ежегодно у сосны вырастает несколько ветвей на одном уровне. Подсчитайте количество этих уровней и прибавьте к ним пять, так как в первые годы такие ветви не образуются. Так вы получите приблизительный возраст дерева.
2 способ
Одним из самых точных способов определения является подсчет годичных колец на срубе ствола.
Но по срубленному дереву можно определить в какой год были условия благоприятными для роста дерева.
Посмотрите на пеньки и посчитайте годичные кольца
Так сколько же годичных колец?
А теперь вспомните ,что я сказала в начале урока. Внимание прошу обратить на вот эту ветку. Она сломалась под тяжестью снега.
Сейчас вы посчитали возраст ветки, но не дерева. Что бы определить возраст дерева по годичным кольцам. Годичные кольца считают на высоте не более полутора метра (50см)
В современном мире для изучения годовых колец необязательно срубать дерево. Современные технологии, применяемые дендрологами, позволяют с помощью специальных инструментов получить образец со спилами годовых колец. Получившееся отверстие заполняется смолой, и дерево выживает. Такие методы применяются, например, для создания дендрохронологической шкалы региона.
3 способ
Измерьте окружность сосны в сантиметрах на высоте примерно полутора метров от земли. Умножьте получившуюся цифру на коэффициент 0,7. Полученный показатель и будет количеством лет, в течение которых росла сосна. Ученики слушают объяснение учителя, получают новые знания.
Работа в группах по карточкам «Определи возраст дерева»
Дети считают годичные кольца на фрагментах природного материала
Решение задачи представленной в начале урока «Прошу обратить внимание на эту ветку»
13-15 лет Показ презентации
Групповая работа с карточками
Групповая работа с фрагментом природного материала
Индивидуальная и фронтальная форма обучения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль в форме сличения способа действия и его результата
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия
Познавательные УУД:
Постановка и решение проблемы
Личностные УУД:СмыслообразованиеОбщеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Понимают понятие кодирования информации с помощью естественного языка, графического кодирования и др. способов кодирования
На примерах понимают для чего люди кодируют информацию.
Понимают что такое данные, как данные представляются в памяти компьютера
физкультминутка Выросли деревья в полеВыросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)Вот подул весёлый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперёд.)Вправо-влево, взад-вперёд —Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.Фронтальная форма Личностные УУД: саморегуляцияЗакрепление полученных знаний
мин. Викторина «Все о сосне»
1. Как определить возраст дерева по спилу пня? (По числу годичных колец — слоев древесины, которые ежегодно отлагаются, образуя ствол)
2. Как определить возраст молодой сосны, не спиливая ее? (Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, т. к. два года молодая сосна растет одним побегом)
3. Сколько лет живет иголка сосны? (Сосна меняет иглы через два года))4. Какие музыкальные инструменты делают из сосны? (Скрипку)
5. Почему годичные слои древесины в разные годы имеют неодинаковую толщину? (Толщина годичного кольца зависит от питания, засухи, болезни, затененности соседями, лесного пожара, нападения вредных насекомых, паразитных грибов и т. д. )6. Как деревья сами залечивают нанесенные им раны? (Деревья выделяют в месте раны сок — смолу (живицу) , заливают ею рану, что мешает проникновению внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов) Индивидуальная форма Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме Рефлексия На ваших индивидуальных тестах есть линеечка определите ваш уровень выполнения задания по эталону представленном на слайдеДети оценивают сою работу по эталону Индивидуальная форма Регулятивные универсальные действия: Подведение итогов
мин. Почему бывают разные условия благоприятные и неблагоприятные.
Какой способ определения возраста у деревьев рационален.
А почему
Задание на дом: изобразить живое дерево с лицом человека Не рубить деревья
Потому что деревья это легкие планеты земля. А планета земля наш дом Сообщают то, что они изучили на уроке
Дети записывают в дневники домашнее задание Фронтальная форма Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Коммуникативные УУД:
Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Удовлетворение результатами своей работы.