План-конспект урока на тему Словообразование
повторение по теме: «Словообразование».
Цели и задачи: повторить, закрепить и дополнить полученные знания в словообразовании, совершенствовать произношение и правописание, развивать речь учащихся, воспитывать уверенность в себе, научить совмещать теорию и практику.
Ход урока:
Проверка слуха
Фонетическая зарядка.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Р.С.В.
Какое сегодня число?
Какой сегодня день недели?
Какое сейчас время года?
Какой сейчас урок?
Проверка дом. задания.
Выполнение упражнений на повторение.
Ребята! Сегодня у нас урок-повторение, мы повторяем раздел «Словообразование».
Сегодня мы будем выполнять очень много интересных и разнообразных заданий. Для этого нам нужно вспомнить некоторые правила.
В корне –кос-/-кас- когда пишется а, а когда буква о?
В корне –гор-/-гар- когда пишется буква а, а когда буква о?
Когда после приставок на согласный пишется буква ы, а когда буква и?
Три ученика работают на доске
.
К..саюсь г..реть сверх..нициативный
К..снитесь ог..рок без..дейный
К..снется заг..р под..тожить
Прик..сновение г..релый с..грать
Остальные учащиеся работают на местах.
Прик..снулась, заг..р, раз..скивать, сверх..нтересный, к..саться.
Проверяем работы вместе с учащимися. Молодцы, ребята!
Какие слова называются сложными? Приведите примеры.
А сейчас на доске нужно из данных слов образовать сложные слова. Задание будем выполнять по очереди.
Вода, падать –
Лес, рубить –
Атом, ходить –
Лед, колоть –
Буря, ломать –
Давайте, вспомним какие слова называются сложносокращенными?
Задание. Образуйте сложносокращенные слова.
Заведующий учебной частью-
Башкирский Государственный Университет-
Театр юного зрителя-
Средства массовой информации-
Какие еще сложносокращенные слова вы знаете?
Какой разбор слова называется морфемным, а какой словообразовательным?
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:
Прапрадедушка-
Доледниковый-
Ненаучный-
Прескучный-
Задание. Восстановите слова, которые были образованы от первого слова, прежде чем образовалось второе. Запишите их в виде цепочки.
Образец: сук-сучочек. Сук-сучок-сучочек.
Приятный- пренеприятный; разговор- разговорчивость; красить- приукрасить; боль- болезненность.
А сейчас составьте несколько предложений с этими словами.
Домашнее задание.
Упражнение 185, стр.76, повторить правила, подготовиться к контрольной работе.
Обобщение.
Что мы делали на уроке?
Какой разбор слова называется морфемным?
Какой разбор слова называется словообразовательным?
Оценка деятельности учащихся.
15