Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Величины. Масса. Килограмм ФГОС


МБОУ «Гимназия №4» г. Грозного,
Чеченская Республика
Конспект открытого урока по математике в 1 классе
«Величины.
1710981573405 Масса. Килограмм»
Урок подготовила и провела
Акаева Хава Мовлатовна,
учитель начальных классов
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Планируемые результаты:
Предметные
Знать способы измерения массы, единицы измерения.
Уметь выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.
МетапредметныеРегулятивные:1 уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, 2проговаривать последовательность действий на уроке, 3 учиться отличать верно выполненное задание от неверного, 4 Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:1 уметь оформлять свои мысли в устной форме;2 слушать и понимать речь других.
Познавательные: 1уметь ориентироваться в своей системе знаний,2 отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3добывать новые знания;4 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные1уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;2 уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник «Моя математика» для 1 класса авторы Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких - М. : Баласс, 2012г.,компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, лист самооценки, оборудование для демонстрации опыта.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
- А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам.
- А теперь повернитесь ко мне, улыбнёмся друг другу.
II. Актуализация знаний.
1) На доске: геометрические фигуры, разные по цвету, форме, размеру, материалу.
- Разбейте фигуры на группы: по цвету, форме, размеру.
2) Минутка чистописания. (продолжи ряд)
1 строка 87 887 ….
2 строка 17 71 27 72 …..
Отгадайте ребусы
Р 1 А 7 Я Па 3 от
III. Изучение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации.
На демонстрационном столе: 2 коробки, одинаковых по цвету, форме, размеру, но разных по массе.
- Чем отличаются эти коробки?
-Попробуйте взять их в руки и определить, есть ли отличие? В чём? - Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета? - Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
На доске выставляется слово МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
-Что бы вы хотели узнать о массе?
Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)
- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?
(Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить и записать числом.)- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.
Физкультминутка
«Цапля» (на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать!
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться!
2. Проверка предположений.
1). — Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?
Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.
Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые…
- Поработаем с бытовыми весами.
Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)
Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).
Коробки ставятся на чашечные весы.
-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая — поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)
- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?
Практическое задание:
-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.
- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?
- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)
2). С.78 №1. Ребята читают задание.
- Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов.)
- Какой вывод сделаем? Масса яблока равна массе апельсина, масса яблока меньше массы груши, масса яблока больше массы клубники. Значит: всех легче клубника, а тяжелее груша.
3). №2. С. 78.
- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?
Ябл. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)
ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛ. – 5 КЛУБНИК
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – клубника)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).
4). №3.С.78
- Выразите массу яблока в шоколадках.
Яблоко= 2 шоколадкам.
В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.
Яблоко = 2 шоколадки – записать на доске.
Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???
(Нет, так как мы измеряли разными мерками).
- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!!!!!)
- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.
Гимнастика для глаз (электронная).
3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм
(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)
- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)
- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).
- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)
- Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?
Доклад о старинных мерках
1). Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь. Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными. Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д. Все в старину было по-другому. 2). Также раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.
- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)
— И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)
В Математике принято записывать 1 кг (записать в тетради).
Показ гири в 1 кг. И дать некоторым ребятам её подержать (остальные в перемену).
- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!!
Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).
3). №5 с.79.
Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да.) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)
-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов? (Килограммом.)
Какова масса дыни? (3 кг.)
Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)
IV. Первичное закрепление.
- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?
— Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода.)
Физкультминутка
У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
Работа в паре: уравновесь математические весы.( дифференциация по объёму)
Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?
1 весы
2 весов
Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности
Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности
1 уровень                                                2 уровень
6 кг + 4кг=….кг                                 3кг + 1 кг = … кг        
7 кг - 1кг = …кг                                 5 кг + 2 кг = …кг        
4 кг – 2кг =…кг                                6 кг – 1 кг = … кг        
3 кг – 2 кг = … кг        
8 кг – 5 кг = … кг        
                              
3 уровень
5 кг + 3 кг = …кг        
6 кг – 1 кг = … кг      
3 кг – 2 кг = … кг      
4 кг + 3 кг = … кг    
2 кг + 2 кг = … кг    
8 кг – 2 кг = … кг    
5 кг – 3 кг = … кг    
7 кг – 4 кг = … кг        
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают,
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она…
- Похлопайте те, кому на уроке было интересно.
- Потопайте те, кому на уроке было скучно.
Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!