Конспект занятия НОД область «познание» по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников. «С чего начинается Родина»


Конспект занятия НОД область «познание» по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Направление: «Ознакомление с государственной символикой. Старший дошкольный возраст.
«С чего начинается Родина»
Воспитатель:
Белебезьева Наталия Николаевна
МДОУ – детский сад №3 «Светлячок»
2014г
Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родной стране.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями: Родина, мать-земля, отчизна, россияне.
Формировать представления о государственной символике: флаг, герб, Москва, берёза.
Воспитывать чувства любви к своей родной стране, чувство гордости за свою Россию.
Оборудование: глобус, флаг РФ, изображение гербов разных стран, берёзка, мультимедийное оборудование, мяч.
Предварительная работа: Разучивание хоровода с движениями: «Во поле берёза стояла», подборка слайдов, рассматривание пейзажей русской природы, рассматривание гербов разных стран, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, в центре круга на столике стоит глобус.
Воспитатель:
- Мы с вами живём на большой планете под названием Земля. На планете много стран и одна из них наша.
- Как называется наша страна, в которой мы с вами живём? ( Россия)
- Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (ответы детей)
Да, она самая большая в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни. А омывают Россию моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота.
(Дети идут вокруг глобуса и говорят слова)
Шар родной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный небольшой.
Этот дом, страна, земля -
Это Родина моя!
Россия – это наша Родина. А что такое Родина? Это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Но это малая родина. А нашу всю страну мы называем большой Родиной.
Воспитатель: Давайте повторим, как называется наша страна. (Россия) Русь. Россия это наша Родина, мы её называем ещё Отечеством. Потому, что испокон веков на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, тут будут жить и ваши дети. Мы говорим с вами на родном русском языке, и всё вокруг нам дорого и любимо.
Игра с мячом «Повтори»
- Свою Родину мы называем ещё ласково - матушкой. Дети, как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: А матушкой мы называем нашу землю потому, что она заботится о нас, как родная мать, кормит нас своим хлебом, поит родниковой водой, дарит красоту лугов и полей. (Показ слайдов)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.
Воспитатель: Красива наша Родина и богата. Люди разных национальностей проживают на её территории.
- А как называют людей, которые живут в России? (Россияне)
- Одним из символом России считается русская красавица, стройная и красивая берёза. Веточки берёзы похожи на косы девушек, а белый ствол, словно праздничный сарафан. ( Слайд №7)
Берёзка, наша русская красавица,
Не зря родится с женскою душой:
Сестрой, невестой милой называется-
То символ нашей Родины большой.
(Слайды №8)
Берёзка растёт и в полях, и в лесах, и под окошком, отчего дома. С древних времён берёзу считали магическим деревом. Дух берёзовый отгонял нечистую силу, берёзовые веники выгоняли из человека хворь, а сок берёзовый придавал силу, поэтому к берёзе относились с почтением и зря не ломали её веточки. Про неё слагают песни и водят хороводы вокруг неё. Давайте и мы споём для нашей красавицы – берёзки хоровод.
(дети исполняют хоровод «Во поле берёза стояла»)
Воспитатель: - На нашей российской земле стоит много городов, сёл, деревень, но есть город, который дорог каждому человеку в нашей стране. Это столица, нашей Родины – Москва. Москва не только главный российский город, это символ и душа нашей страны. (Слайд№13)
Воспитатель: - У каждой страны есть свои государственные символы: это флаг, герб, гимн. Давайте рассмотрим наш Российский флаг. (Дети вместе с воспитателем разворачивают флаг и становятся вокруг него)
- Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага?
(Ответы детей) Белый, синий, красный.
- Что вам напоминает белая полоса? ( белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу)
- синяя полоса? (небо, реки, озёра, моря.)
- красная полоса? (цвет солнца, огня)
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Воспитатель: - Во все времена цвету придавался особый смысл: белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – верность и правду, а красный – отвагу.
- Дети, а где мы можем увидеть флаг России? (примерные ответы детей - На зданиях, машинах, самолётах. По телевизору)Воспитатель:- У нашего государства есть ещё один символ. Воспитатель показывает герб и спрашивает у детей, что это. (Ответы детей.) (слайд№16)
- Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны. На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Орёл – это смелая, гордая птица, которая летает высоко – высоко и видит всё вокруг. У него две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. На голове у него – корона, а в лапах он держит символы власти, управления государством. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла – красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом.
- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (на важных документах, на деньгах, на пограничных столбах, которые устанавливают на границе)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, зачем нужны изображение флага, герба, на автомобилях, самолётах? (Чтобы можно было отличить от других стран).
Игра: «Найди наш герб» Дети ищут герб Российской Федерации среди гербов других стран.
Воспитатель: - Сегодня с вами мы поговорили о нашей Родине, о нашей стране. О России. Что вам понравилось, запомнилось на занятие. (ответы детей) А закончить наше занятие мне хотелось бы словами А. С. Васильева (слайд№18)
Люблю тебя моя Россия
                                            Степей задумчивую грусть.
                                            Люблю все то, что называют
                                           Одним широким словом «РУСЬ».
Используемая литература:
Н. Г. Зеленина Л.Е. Осипова «Мы живём в России» гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Москва 2007 год.
Глаголева С.А., Логинова Л.В. Говорящие гербы./Ребенок в детском саду, №6, 2004.
Гажур Е.М. О государственной символике России. /Ребенок в детском саду, №3, 2004.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.