РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Макаричская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена Утверждена
на заседании Директор школы:
педагогического совета В.П.Боровик________
протокол № от __.__.2016-17г. приказ № ___ от __.__.2016-17г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖОК
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
















Руководитель кружка:
Соколова Елена Николаевна






Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Изучение данного курса тесно связано как с предметами научно- математического направления, так и с областями гуманитарного цикла. Программа адресована детям младшего школьного возраста. Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к образовательной и исследовательской деятельности.

Цель программы - развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.

Задачи:
Учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях.
Находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения.
Формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.
-Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности: Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. -Беседы -Сообщения -Просмотр и обсуждение видеоматериала  -Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная) -Творческие конкурсы -Коллективные творческие дела -Соревнования -Показательные выступления -Праздники -Викторины -Трудовые дела -Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций -Акции благотворительности, милосердия -Творческие проекты, презентации .
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время, продолжительность занятий 35 мин. Место проведения - в классе, на природе, в библиотеке.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения курса в 2- 3 классах является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-2 классах являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение .
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-2 классах являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы организации деятельности:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Ожидаемый результат:
- формирование гибкости мыслительных процессов, общеинтеллектуальных умений.
- повышение учебной мотивации.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.

Содержание курса внеурочной деятельности
Тематический план Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления: 

№ п\п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика

1
Школа
20
15
5

2
Еда
14
10
4


итого
34




Материал программы распределён таким образом, чтобы чередовались виды деятельности – конкурсы, экскурсии, викторины, игры, головоломки.
В программу вошли следующие темы:

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы, их назначение и использование. Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.



















3.тематическое планирование


Тема
Колич часов
Дата
Примечание




план
факт



Школа
20 ч.




1
Первые рисунки
1




2
Кто изобрел перо
1




3
Карандаш
1




4
История шариковой ручки
1




5
Кто изобрел ноты
1




6
Кто изобрел бумагу
1




7
Когда появились первые книги
1




8
Кто написал первую энциклопедию
1




9
Как возникли библиотеки
1




10
Откуда пошли названия дней недели
1




11
Как возникли единицы измерения
1




12
Как люди начали добывать полезные ископаемые
1




13
У какой страны впервые появился флаг
1




14
Какие бывают ребусы
1




15
Конкурс «Золотая Шашечка»
1




16
Кто изобрел кроссворд
1




17
Подвижные игры
1




18
Кто автор микроскопа
1




19
Скотч. Шотландская лента
1




20
Настольные наборы
1





Еда
14 ч.




21
Хлеб из орехов
1




22
Как картофель попал в Россию
1




23
Кое-что из истории конфет
1




24
Откуда фрукты и овощи получили свое название
1




25
Каменный мед (сахар)
1




26
Секретное мороженое
1




27
Где прячутся витамины
1




28
Секрет каши
1




29
Когда появились первые кулинарные книги
1




30
Такая разная капуста
1




31
Где появились арбузы
1




32
Из чего делают пряники
1




33
Шоколад
1




34
Итоговое занят. по теме«Еда»
1








Литература
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html 
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Шпагин М. Что было до [Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

15