Доклад Характеристика фондов оценочных средств и их структурных частей


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФАРМАЦИИ»
ДОКЛАД
«Характеристика фондов оценочных средств и их структурных частей»
Подготовила:
преподаватель цикловой комиссии
экономических дисциплин
Витько Л.Г.
Донецк,2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи фонда оценочных средств 3
2. Разработка фонда оценочных средств 5
3. Структура и содержание фонда оценочных средств 6
4. Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств 8
5. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств 9
1. Задачи фонда оценочных средств
1.1. В соответствии с ГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 
1.2. В соответствии с требованиями ГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 
1.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя, мастера производственного обучения. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и общими компетенциями. 
1.2.2. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания.
1.2.3. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций.
1.2.4. Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.
1.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин. 
1.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
    валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
    надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
    объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.
1.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:
    интегративность;
    проблемно-деятельностный характер;
    актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
    связь критериев с планируемыми результатами;
    экспертиза в профессиональном сообществе.
2. Разработка фонда оценочных средств
2.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой специальности СПО.
2.2. Фонд оценочных средств по отдельной профессии специальности СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю. 
2.3. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе (методист техникума).
2.4. Ответственность за разработку комплектов КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю по специальности СПО несет председатель предметно-цикловой комиссии. 
2.5. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей специальности. Комплект контрольно-оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя предметно-цикловой комиссии. 
2.6. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие: 
• государственному образовательному стандарту СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности); 
• основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и учебному плану соответствующей специальности СПО; 
• рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в соответствии с ГОС СПО. 
• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, профессионального модуля. 
2.7. Работы, связанные с разработкой комплекта контрольно-оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения. 
3. Структура и содержание фонда оценочных средств
3.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. 
3.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ГОС. 
3.3. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств. 
3.4. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю являются:
    Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
    Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов);
    Оценка по учебной и (или) производственной практике
    Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).
3.5. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине являются:
    Общие положения;
    Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
    Оценка освоения умений и знаний (типовые задания);
    Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине.
3.6. Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, экзамена (квалификационного). Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний, умений. 
3.7. Стандартизированные задания тестовой формы для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований:
текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ;
в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного тестового задания.
3.8. Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценарии деловых игр, практические задания и т.п.) должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины, профессионального модуля. 
4. Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств
4.1. Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю должны проходить экспертизу. Итоги экспертизы оформляются документами (экспертное заключение или рецензия), подтверждающими факт согласования комплекта контрольно-оценочных средств, входящего в состав ОПОП, с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.). Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам не проходят экспертизу работодателей.
4.2. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю утверждается директором учебного заведения. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.
4.3. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю, учебной дисциплине рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии. Решение о включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании методического совета техникума после рассмотрения на заседании ПЦК, проведения соответствующей экспертизы, апробации и оформляется протоколом заседания МС. 
4.4. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается на заседании предметно-цикловой комиссии, отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания ПЦК. 
5. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств
5.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю входит в состав комплекта документов ОПОП. Он также хранится в составе учебно-методических комплексов по профессиональному модулю. 
5.2. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине хранится в составе учебно-методических комплексов по учебной дисциплине в кабинете преподавателя или методическом кабинете.
5.3. Фонд оценочных средств по специальностям СПО, реализуемым в техникуме, является собственностью учебного заведения. 
5.4. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком в методическую службу.
5.6. Электронный вариант (аналог) оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере учебного заведения