ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.И.Фадеева г.о.Самара (МБОУ Школа №3)
В статье рассмотрена организация работы над проектом на уроках математики.
ORGANIZATION OF WORK WITH PROJECT ON THE MATHEMATIC LESSONS.

Municipal general educational institution secondary school №3, advanced course in learning some subjects, Samara.
In article i
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· На современном этапе социального и экономического развития общества концепция развития образования все больше склоняется в сторону личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, который рассматривает личность обучаемого как субъект всей образовательной деятельности, с одной стороны, и как субъект межкультурной коммуникации, с другой. При обучении математики овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности.
В современной практике преподавания математики эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов). Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися.
Проектный метод является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Данный метод можно рассматривать как «способ взаимодействия педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей»
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.
Цели проведения метода проектов:
1. Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности. 2. Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности. 3. Интеграция межпредметных знаний. 4. Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально – культурную деятельность. 5. Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.
Функции метода проектов:
1. Стимулирует детскую самостоятельность и обогащает ребенка жизненным опытом;
Учитывает детские потребности, интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей;
Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.
Обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет фиксировать этот рост (в графиках, таблицах, анкетах и др.) и вести ученика по ступеням роста – от проекта к проекту.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на четыре группы: коммуникативные задачи, образовательные задачи, развивающие задачи.
Данную технологию можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся среди включаемых в процесс обучения математики.
Наиболее эффективно использование проектов в младших классах школы. Это методическое направление характеризуется высокой коммуникативностью, приучает детей творчески мыслить, предполагает самостоятельное планирование собственных действий, а также способствует активному включению учащихся в реальную жизнь.
Новизна метода состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения. Постановка же учителем или детьми таких проблем, которые для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности обучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы.
Типы  проектов.
Исследовательские проекты.  
Творческие проекты.
Ролево-игровые проекты.
 Информационные проекты.
 Основные требования к использованию метода проектов.
 1.      Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.      Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3.      Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4.      Структурирование содержательной части проекта.
5.      Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов.
Этапы разработки проекта и его проведения
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько
проблем по обсуждаемой тематике;
Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
Выявление новых проблем.
Работа с проектом имеет следующие этапы работы:
I этап. Подготовительный.
II этап. Организация работы.
III этап. Завершающий этап.
IV этап. Практическое использование результатов проекта
Критерии оценки проекта.
1) оценка собственно проекта;
2) оценка качества текста;
3) оценка качества презентации;
4) оценка вклада в работу над проектом каждого участника;
5) оценка умения взаимодействовать в группе.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким - либо образом (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад).
Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Выделим ряд принципов метода проектов применительно к обучению математики. К важнейшим из них можно отнести: 1. связь идеи проекта с реальной жизнью; 2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; 3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя; 4. самоорганизация и ответственность участников проекта; 5. нацеленность на создание конкретного продукта; 6. монопредметный и межпредметный характер проектов; 7. временная и структурная завершенность проекта.
Организация работы над проектом.
Возможность активизации познавательной деятельности заложена в самом методе проектов. Метод проектов – это дидактическое средство, которое создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности и тягу к новому. Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.
4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.










Литература
Андреасян И.М. Учимся учить. Учебное пособие. - Мн.: Лексис, 2003 - 136с.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 144с.
Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.- СПб.: Экономическая школа, 2001 - 256 с.
Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: "Про - пресс", 1998 - 120 с.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2, С.34-38.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. - М.: Генезис, 1999 - 272 с.



































13PAGE 15


13PAGE 14215




15