Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Право для специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
Согласовано
Председатель ПЦК ( МК )
Гревцева Н.Н.
подпись председателя (МК)
__________________________
« ____»_______________20___г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине Право
для специальности
080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



Бреды
2014 г.

Разработчик:
преподаватель Брединского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум»
Давыдова Светлана Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1.паспорт комплекта фонда оценочных средств 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ 6
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 11
5.ПРИЛОЖЕНИЕ 23
1. Паспорт комплекта оценочных средств
1.1.Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств разработан в соответствии с требованиями рабочей программы и позволяет оценить результаты освоения дисциплины «Право », предназначенной для реализации среднего (полного) общего образования в группах СПО.
Промежуточный контроль по дисциплине определен учебным планом в форме дифференцированного зачета, который проводится по результатам изучения 2 семестра.
Требования к знаниям и умениям студентов.
В результате обучения студенты должны демонстрировать знания и умения, определенные в рабочей программе дисциплины «Право », а также освоенные общие компетенции, определенные ФГОС среднего профессионального образования.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценить формирование элементов общих компетенций и ключевых предметных компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ключевые предметные компетенции:
в области познавательной деятельности- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
в области информационно-коммуникативной деятельности – поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информациии из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;в области рефлексивной деятельности – понимание ценности образования как средства развития личности; способность к анализу норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками информации- книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
Базовые компетенции обучающихся·                критически анализировать источник правовой информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания, направленность действия);
·                анализировать правовую информацию;
·                участвовать в дискуссиях по  правовой проблематике , формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации правовой материал;
·                представлять результаты изучения  правоведческого материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
·                использования навыков правового анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
·                соотнесения своих действий и поступков окружающих с нормативно-правовым полем;
компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания № заданияФорма аттестации
ЗНАНИЯ
З.1. Чем отличаются подходы к определению права.
З.2. Роль системы права в регулировании общественных отношений.
З.3. Общее в морали и праве.
З.4. Что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.
З.5. Объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
З.6. Разъяснять сущность права, а также различные его значения.
З.7. Уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.
З.8. Что такое политическая система общества и какова роль государства в ней.
З.9. Основные признаки и функции государства, уметь их анализировать.
З.10. Что такое политический режим и какие существуют его типы.
З.11. Какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
З.12. Что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
З.13. Знать определения основных понятий темы.
З.14. Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.
З.15. Что такое правосознание.
Каким образом взаимодействует право и правосознание.
З.16. Что такое правомерное поведение и его признаки.
З.17. Каковы проявления глобализации в экономической сфере.
З.18. Основные глобальные проблемы современности.
УМЕНИЯ
У.1. Пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей.
У.2. Определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного участников правоотношений.
У.3. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
У.4. Анализировать взаимоотношения государства и общества.
У.5. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных формах.
У.6. Анализировать виды монополии государства.
У.7. Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая примерами из истории и современности.
У.8. Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и
«правовая культура» личности.
У.9. Раскрывать важнейшие признаки правоотношений.
У.10. Определять особенности правонарушений.
У.11. Объяснять различия между проступком и преступлением.
У.12. Называть главные черты юридической ответственности.
У.13. Объяснять основные цели деятельности судебной системы.
У.14. Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права.
У.15. Определять сходство и отличие проступка от преступления.
У.16. Характеризовать основные элементы правосознания.
У.17. Объяснять предпосылки правомерного поведения.
У.18. Объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.
У.19. Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития.
У.20. Объяснять, что такое процесс глобализации.
Изложение содержания ответа на вопрос, в соответствии с учебником.
Правильное использование научной терминологии в контексте ответа.
Характеристика основных социальных объектов и процессов, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Раскрытие их места и значения в жизни общества.

Проявление понимания особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т.п.).
Установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и правоведческими терминами, понятиями.
Формулирование на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Применение знаний для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения.
Предвидение последствий определенных социальных действий. Теоретическое № 1 Практическое № 1.Дифференцированный зачет
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1 Задания для проведения дифференцированного зачета
.
ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
Коды проверяемых знаний: З.1 - З.18.
Условия выполнения задания :
1. Место выполнения задания: «кабинет теоретического обучения»
2. Максимальное время выполнения задания: 30 мин
Перечень вопросов для подготовки.
Понятие «право». Происхождение права. Право и другие социальные регуляторы.
Гражданское право: субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений.
Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования.
Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха.
Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правосудие в Российской Федерации. Конституционное судопроизводство.
Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм.
Виды гражданско-правовых договоров. Ответственность за несоблюдение договоров.
Основные источники права.
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного права в Российской Федерации.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Понятие «государство». Формы государства. Право в системе государственного управления.
Виды гражданско-правовой ответственности. Принципы гражданской ответственности. Способы возложения обязанности гражданской ответственности.
Правовые системы современности: становление и развитие.
Понятие «отрасль права». Основные отрасли права в Российской Федерации.
Понятия «правотворчество» и «законодательный процесс». Виды и субъекты правотворчества.
Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Общие правила применения права. Правоприменительная практика.
Правосудие в Российской Федерации: гражданское судопроизводство.
Понятие «правоотношение». Субъекты, объекты и содержание правоотношения. Юридические факты.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правонарушение: понятие и виды правонарушений.
Семейные правоотношения. Брак. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Защита трудовых прав.
Право и личность. Правомерное поведение.
Субъекты, объекты, цели и задачи международного права. Международные документы о правах человека.
Понятие «гражданство». Гражданство в Российской Федерации. Приобретение гражданства.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Система конституционных прав и свобод. Связь прав и обязанностей. Способы защиты прав и свобод человека.
Экологические правонарушения. Ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие и признаки государственного органа.
Административные правоотношения: субъекты и объекты. Основания и виды административной ответственности.
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Юридические гарантии защиты прав человека.
Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона и виды уголовной ответственности.
Судебная власть и судебная система Российской Федерации.
Организационноправовые формы предпринимательской деятельности.
Понятие «правоохранительные органы». Правоохранительные органы Российской Федерации: виды, функции, полномочия.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Избирательное право. Сущность избирательного права. Роль избирательного права в развитии правового демократического государства.
Правосудие в Российской Федерации: арбитражное судопроизводство.
Значение и разновидности выборов в Российской Федерации. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Правосудие в Российской Федерации: уголовное судопроизводство.
Воинская обязанность в Российской Федерации. Право на альтернативную гражданскую службу.
Субъекты административных правоотношений; виды административной ответственности; участники производства по делам об административных правонарушениях.
Избирательный процесс в Российской Федерации. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов.
Производство по делам об административной ответственности. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ
Коды проверяемых умений: У1- У20
Условия выполнения задания :
1. Место выполнения задания: «кабинет теоретического обучения»
2. Максимальное время выполнения задания: 15мин
1. Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.
А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?
2. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами М. и С. армия государства М. вынуждена была оставить город Д. Во время отступления начальник госпиталя приказал провести эвакуацию раненых и больных, а госпиталь взорвать.
А) Какой приказ начальника госпиталя согласно нормам гуманитарного права является правонарушением?
Б) Обоснуйте свою точку зрения, исходя из основных принципов международного гуманитарного права.
В) Какое государство должно применить меры ответственности к правонарушителю?
Г) Квалифицируйте данное правонарушение (проступок или преступление).
По нормам какого кодекса будет нести ответственность правонарушитель?
3. Слово «ответственность» в нашей речи используется широко:
• ответственность за нарушение дисциплины труда;
• ответственность за нарушение данного слова;
• ответственность за нарушение правил рыбной ловли;
• ответственность за нарушение традиции охоты.
А) В приведенных примерах определите тот (те), в котором речь идет о правонарушении.
Б) Обоснуйте сделанный вами выбор.
В) Определите вид выделенных вами правонарушений и вид юридической ответственности.
4. Заполните таблицу

А) Что общего? Чем объясняется данная общность?
Б) В чем различия? Каковы причины различий?
В) Сделайте вывод о связи задач процесса и его стадий.
5. Армия вошла на территорию противника. Усталые и голодные солдаты пошли по домам, забирая у сельчан продукты, сопротивляющихся арестовывали. Согласно нормам международного права данные действия недопустимы.
А) Опираясь на основные принципы международного гуманитарного права, обоснуйте причины, согласно которым данные действия являются правонарушением.
Б) Какая из воюющих сторон должна возложить ответственность на правонарушителей?
В) По нормам какого права понесут ответственность правонарушители?
6. По заявлению соседей наряд милиции выехал на квартиру гражданина Л. В момент приезда наряда милиции в квартире находился знакомый гражданина Л., тогда как сам гражданин Л. отсутствовал. В ходе обыска, помимо наркотиков, был обнаружен пистолет и 5 тыс. фальшивых долларов. Протокол обыска был подписан гражданином Л. и понятыми. По данному факту было возбуждено уголовное дело, а через некоторое время гражданин Л. был задержан и результаты расследования были переданы в суд.
А) Какие процессуальные нарушения были допущены на стадии досудебного следствия?
Б) Признает ли суд результаты досудебного следствия? Какое решение может вынести суд?
В) Какие права есть у гражданина Л.?
7. Заполните таблицу:

8. Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?
9. Познакомьтесь с юридическими нормами:
• Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.• Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.
А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.
Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.
В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.
10. Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.
А) На каком основании она может это осуществить?
Б) Раскройте последовательность ее действий.
В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?
Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.
11. Что первично: правовая норма или социальное явление? Теоретически обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры, подтверждающие приведенное вами теоретическое обоснование.
12. Постройте схему, используя приведенные понятия: действия, юридические поступки, юридические факты, события, проступки, юридические поступки, правомерные действия, преступления, неправомерные действия. Обоснуйте построенную вами схему.
13. Вы решили устроиться на работу:
А) Какие документы вы должны предъявить работодателю?
Б) С какими документами вы должны быть ознакомлены работодателем?
В) Какие документы вам придется подписать?
Г) На что вы должны обратить внимание при подписании документов?
Д) Какие пункты, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, могут присутствовать в трудовом договоре? Что не может быть вписано в трудовой договор?
14. Пятнадцатилетний школьник решил заработать денег на покупку компьютера. С этой целью он обратился к соседу, владельцу сети магазинов, торгующих винноводочными изделиями. Сосед принял школьника на работу на должность грузчика, а чтобы он мог совмещать учебу с работой, предложил ему следующий график: ночь работать – две отдыхать, начало работы в 20 ч, окончание в 8 ч.
А) Какие действия владельца сети магазинов являются правонарушением? Почему?
Б) По нормам какого кодекса он будет нести ответственность?
15. Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной. «Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».
16. Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?
17. Проанализируйте приведенные схемы.
А) Какая из приведенных схем является правильной?
Б) Обоснуйте свою точку зрения, раскрыв все элементы приведенных схем.

18. Напишите памятку-совет для молодого человека желающего заключить:
• бессрочный трудовой договор;
• срочный трудовой договор.
А) Чем будут отличаться эти памятки? Почему?
Б) На какие пункты договора вы посоветуете обратить особое внимание?
В) При каких условиях договор нельзя подписывать?
19. Чем в праве различаются понятия «проступок» и «поступок». Приведите примеры проступка и поступка. Какие юридические последствия влекут поступки и проступки?
20. Теория права утверждает, что «субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи, обусловлены друг другом».
Объясните, почему в теории права говорится о субъективных правах и юридических обязанностях.
Могут ли быть юридические права и субъективные обязанности?
Докажите на примерах взаимозависимость, взаимосвязь и обусловленность субъективных прав и юридических обязанностей.
21. Раскройте причины, согласно которым использование прав гражданами является делом добровольным, тогда как использование прав государственными органами является их обязанностью.
22. а) Озаглавьте схему; б) найдите ошибку в схеме; в) объясните, почему вы считаете, что найденная вами ошибка является ошибкой; г) начертите правильную схему и обоснуйте свой ответ.

23. В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.
Б) Назовите участников данного правоотношения.
В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?
Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?
Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?
24. Проанализируйте два высказывания:
• «Одна из важных сторон правовой организации прямого государственного воздействия, имеющая существенное самостоятельное значение, заключается в том, что при помощи обширной группы правовых средств создается своего рода стена, ограждающая общество от нежелательного поведения. Чтобы создать такую стену, используется система «юридические обязанности – ответственность».
• «Важной стороной государственного воздействия на граждан является создание обширной группы правовых средств, защищающих государство от враждебных ему элементов, деятельность которых направлена на изменение существующей системы власти. Для достижения данной цели используется система «юридические обязанности – ответственность».
А) На защиту чего направлено право, по мнению авторов первого и второго высказываний?
Б) Что произойдет с правами человека в первом и во втором случае?
В) Идеологию какой системы права защищают авторы первого и второго высказываний?
25.Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?
3.2. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
Коды проверяемых знаний: З.1 - З.18.
Условия выполнения задания :
1. Место выполнения задания: «кабинет теоретического обучения»
2. Максимальное время выполнения задания: 30 мин
Результаты освоения Критерии оценки результата Оценка ответа (по пятибалльной шкале)
З.1. Чем отличаются подходы к определению права.
З.2. Роль системы права в регулировании общественных отношений.
З.3. Общее в морали и праве.
З.4. Что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.
З.5. Объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
З.6. Разъяснять сущность права, а также различные его значения.
З.7. Уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.
З.8. Что такое политическая система общества и какова роль государства в ней.
З.9. Основные признаки и функции государства, уметь их анализировать.
З.10. Что такое политический режим и какие существуют его типы.
З.11. Какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
З.12. Что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
З.13. Знать определения основных понятий темы.
З.14. Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.
З.15. Что такое правосознание.
Каким образом взаимодействует право и правосознание.
З.16. Что такое правомерное поведение и его признаки.
З.17. Каковы проявления глобализации в экономической сфере.
З.18. Основные глобальные проблемы современности.
Изложение содержания ответа на вопрос, в соответствии с учебником.
Правильное использование научной терминологии в контексте ответа.
Характеристика основных социальных объектов и процессов, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Раскрытие их места и значения в жизни общества.
Проявление понимания особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Отметка «5»
Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ
Коды проверяемых умений: У1- У20
Условия выполнения задания :
1. Место выполнения задания: «кабинет теоретического обучения»
2. Максимальное время выполнения задания: 15мин
Результаты освоения
(объекты оценки) Критерии оценки результата
(в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) Оценка ответа
У.1. Пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей.
У.2. Определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного участников правоотношений.
У.3. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
У.4. Анализировать взаимоотношения государства и общества.
У.5. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных формах.
У.6. Анализировать виды монополии государства.
У.7. Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая примерами из истории и современности.
У.8. Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и
«правовая культура» личности.
У.9. Раскрывать важнейшие признаки правоотношений.
У.10. Определять особенности правонарушений.
У.11. Объяснять различия между проступком и преступлением.
У.12. Называть главные черты юридической ответственности.
У.13. Объяснять основные цели деятельности судебной системы.
У.14. Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права.
У.15. Определять сходство и отличие проступка от преступления.
У.16. Характеризовать основные элементы правосознания.
У.17. Объяснять предпосылки правомерного поведения.
У.18. Объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.
У.19. Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития.
У.20. Объяснять, что такое процесс глобализации.
Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т.п.).
Установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и правоведческими терминами, понятиями.
Формулирование на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Применение знаний для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения.
Предвидение последствий определенных социальных действий.
Отметка «5» по практическому вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Приложение1.
Варианты КОС в форме проверочной работы
Вариант № 1
1. Понятие «право». Происхождение права. Право и другие социальные регуляторы.
2. Гражданское право: субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений.
3. Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.
А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?
Вариант № 2
1. Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования.
2. Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха.
3. Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?
Вариант № 3
1. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2. Правосудие в Российской Федерации. Конституционное судопроизводство.
3. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами М. и С. армия государства М. вынуждена была оставить город Д. Во время отступления начальник госпиталя приказал провести эвакуацию раненых и больных, а госпиталь взорвать.
А) Какой приказ начальника госпиталя согласно нормам гуманитарного права является правонарушением?
Б) Обоснуйте свою точку зрения, исходя из основных принципов международного гуманитарного права.
В) Какое государство должно применить меры ответственности к правонарушителю?
Г) Квалифицируйте данное правонарушение (проступок или преступление).
По нормам какого кодекса будет нести ответственность правонарушитель?
Вариант № 4
1. Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм.
2. Виды гражданско-правовых договоров. Ответственность за несоблюдение договоров.
3. По заявлению соседей наряд полиции выехал на квартиру гражданина Л. В момент приезда наряда полиции в квартире находился знакомый гражданина Л., тогда как сам гражданин Л. отсутствовал. В ходе обыска, помимо наркотиков, был обнаружен пистолет и 5 тыс. фальшивых долларов. Протокол обыска был подписан гражданином Л. и понятыми. По данному факту было возбуждено уголовное дело, а через некоторое время гражданин Л. был задержан и результаты расследования были переданы в суд.
А) Какие процессуальные нарушения были допущены на стадии досудебного следствия?
Б) Признает ли суд результаты досудебного следствия? Какое решение может вынести суд?
В) Какие права есть у гражданина Л.?
Вариант № 5
1. Основные источники права.
2. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
3. Заполните таблицу: Стадии уголовного процесса

Вариант № 6
1. Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного права в Российской Федерации.
2. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
3. Армия вошла на территорию противника. Усталые и голодные солдаты пошли по домам, забирая у сельчан продукты, сопротивляющихся арестовывали. Согласно нормам международного права данные действия недопустимы.
А) Опираясь на основные принципы международного гуманитарного права, обоснуйте причины, согласно которым данные действия являются правонарушением.
Б) Какая из воюющих сторон должна возложить ответственность на правонарушителей?
В) По нормам какого права понесут ответственность правонарушители?
Вариант № 7
1. Понятие «государство». Формы государства. Право в системе государственного управления.
2. Виды гражданско-правовой ответственности. Принципы гражданской ответственности. Способы возложения обязанности гражданской ответственности.
3. Заполните таблицу
Стадии Конституционного и Арбитражного процесса
А) Что общего? Чем объясняется данная общность?
Б) В чем различия? Каковы причины различий?
В) Сделайте вывод о связи задач процесса и его стадий.

Вариант № 8
1. Правовые системы современности: становление и развитие.
2. Понятие «отрасль права». Основные отрасли права в Российской Федерации.
3. Слово «ответственность» в нашей речи используется широко:
• ответственность за нарушение дисциплины труда;
• ответственность за нарушение данного слова;
• ответственность за нарушение правил рыбной ловли;
• ответственность за нарушение традиции охоты.
А) В приведенных примерах определите тот (те), в котором речь идет о правонарушении.
Б) Обоснуйте сделанный вами выбор.
В) Определите вид выделенных вами правонарушений и вид юридической ответственности.
Вариант № 9
1. Понятия «правотворчество» и «законодательный процесс». Виды и субъекты правотворчества.
2. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
3. Познакомьтесь с юридическими нормами:
• Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.• Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.
А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.
Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.
В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.
Вариант № 10
1. Общие правила применения права. Правоприменительная практика.
2. Правосудие в Российской Федерации: гражданское судопроизводство.
3. Что первично: правовая норма или социальное явление? Теоретически обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры, подтверждающие приведенное вами теоретическое обоснование.
Вариант № 11
1. Понятие «правоотношение». Субъекты, объекты и содержание правоотношения. Юридические факты.
2. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
3. Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.
А) На каком основании она может это осуществить?
Б) Раскройте последовательность ее действий.
В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?
Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.
Вариант № 12
1. Правонарушение: понятие и виды правонарушений.
2. Семейные правоотношения. Брак. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
3. Пятнадцатилетний школьник решил заработать денег на покупку компьютера. С этой целью он обратился к соседу, владельцу сети магазинов, торгующих винноводочными изделиями. Сосед принял школьника на работу на должность грузчика, а чтобы он мог совмещать учебу с работой, предложил ему следующий график: ночь работать – две отдыхать, начало работы в 20 ч, окончание в 8 ч.
А) Какие действия владельца сети магазинов являются правонарушением? Почему?
Б) По нормам какого кодекса он будет нести ответственность?
Вариант № 13
1. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды.
2. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Защита трудовых прав.
3. Вы решили устроиться на работу:
А) Какие документы вы должны предъявить работодателю?
Б) С какими документами вы должны быть ознакомлены работодателем?
В) Какие документы вам придется подписать?
Г) На что вы должны обратить внимание при подписании документов?
Д) Какие пункты, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, могут присутствовать в трудовом договоре? Что не может быть вписано в трудовой договор?
Вариант № 14
1. Право и личность. Правомерное поведение.
2. Субъекты, объекты, цели и задачи международного права. Международные документы о правах человека.
3. Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной. «Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».
Вариант 15
1. Понятие «гражданство». Гражданство в Российской Федерации. Приобретение гражданства.
2. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
3. Проанализируйте приведенные схемы.
А) Какая из приведенных схем является правильной?
Б) Обоснуйте свою точку зрения, раскрыв все элементы приведенных схем.

Вариант № 16
1. Система конституционных прав и свобод. Связь прав и обязанностей. Способы защиты прав и свобод человека.
2. Экологические правонарушения. Ответственность за причинение вреда окружающей среде.
3. Чем в праве различаются понятия «проступок» и «поступок». Приведите примеры проступка и поступка. Какие юридические последствия влекут поступки и проступки?
Вариант № 17
1. Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие и признаки государственного органа.
2. Административные правоотношения: субъекты и объекты. Основания и виды административной ответственности.
3. Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?
Вариант № 18
1. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Юридические гарантии защиты прав человека.
2. Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона и виды уголовной ответственности.
3. Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?
Вариант № 19
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации.
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
3. Проанализируйте два высказывания:
• «Одна из важных сторон правовой организации прямого государственного воздействия, имеющая существенное самостоятельное значение, заключается в том, что при помощи обширной группы правовых средств создается своего рода стена, ограждающая общество от нежелательного поведения. Чтобы создать такую стену, используется система «юридические обязанности – ответственность».
• «Важной стороной государственного воздействия на граждан является создание обширной группы правовых средств, защищающих государство от враждебных ему элементов, деятельность которых направлена на изменение существующей системы власти. Для достижения данной цели используется система «юридические обязанности – ответственность».
А) На защиту чего направлено право, по мнению авторов первого и второго высказываний?
Б) Что произойдет с правами человека в первом и во втором случае?
В) Идеологию какой системы права защищают авторы первого и второго высказываний?
Вариант № 20
1. Понятие «правоохранительные органы». Правоохранительные органы Российской Федерации: виды, функции, полномочия.
2. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
3. В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.
Б) Назовите участников данного правоотношения.
В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?
Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?
Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?
Вариант № 21
1. Избирательное право. Сущность избирательного права. Роль избирательного права в развитии правового демократического государства.
2. Правосудие в Российской Федерации: арбитражное судопроизводство.
3. Постройте схему, используя приведенные понятия: действия, юридические поступки, юридические факты, события, проступки, юридические поступки, правомерные действия, преступления, неправомерные действия. Обоснуйте построенную вами схему.
Вариант № 22
1. Значение и разновидности выборов в Российской Федерации. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
2. Правосудие в Российской Федерации: уголовное судопроизводство.
3. а) Озаглавьте схему; б) найдите ошибку в схеме; в) объясните, почему вы считаете, что найденная вами ошибка является ошибкой; г) начертите правильную схему и обоснуйте свой ответ.

Вариант № 23
1. Воинская обязанность в Российской Федерации. Право на альтернативную гражданскую службу.
2. Субъекты административных правоотношений; виды административной ответственности; участники производства по делам об административных правонарушениях.
3. Раскройте причины, согласно которым использование прав гражданами является делом добровольным, тогда как использование прав государственными органами является их обязанностью.
Вариант № 24
1. Избирательный процесс в Российской Федерации. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов.
2. Производство по делам об административной ответственности. Органы и способы рассмотрения административных споров.
3. Теория права утверждает, что «субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи, обусловлены друг другом».
А) Объясните, почему в теории права говорится о субъективных правах и юридических обязанностях.
Б) Могут ли быть юридические права и субъективные обязанности?
В) Докажите на примерах взаимозависимость, взаимосвязь и обусловленность субъективных прав и юридических обязанностей.
Вариант № 25
1. Права и обязанности налогоплательщиков.
2. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
3. Напишите памятку-совет для молодого человека желающего заключить:
• бессрочный трудовой договор;
• срочный трудовой договор.
А) Чем будут отличаться эти памятки? Почему?
Б) На какие пункты договора вы посоветуете обратить особое внимание?
В) При каких условиях договор нельзя подписывать?
4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Анохин В.С. Предпринимательское право. – М., 2006.
Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Финансовое право вопросы и ответы. – М., 2007.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2007.
Гражданское право. – М., 2007.
Гражданское процессуальное право. – М., 2007.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2007.
Законодательная техника / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М., 2000.
Коллективный договор: законы и законодательные акты. – 2-е изд., – М., 2006.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/ сост. сб., пер., авт. вед. и вступ. ст. В.В.Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Кудинов, Олег Алексеевич. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций/ Олег Алексеевич Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. – М., 2007.
Курноскина, Ольга Германовна. Защита прав при обращении за медицинской помощью: экспресс-справочник / Ольга Германовна Курноскина. – М., 2006.
Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.
Муниципальное право. – М., 2007.
Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. – М., 2007.
Прокурорский надзор. – М., 2007.
Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. – М., 2007.
Семейное право – М., 2007.
Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статусю. – М., 2005
Теория государства и права. – М., 2007.
Трудовое право. – М., 2007
Уголовное право. – М., 2007.
Уголовное процессуальное право. – М., 2007.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2007
Юридическая энциклопедия. / Под ред. Ю.М.Тихомирова. – М., 2007.
27. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
28. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
29. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
30. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
31. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
32. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект – центр, 2007.
33. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.