Конспект НОД Моя семья. Родословная моей семьи


Конспект "Моя семья. Родословная моей семьи"
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
образовательные:
-продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
воспитательные:
-продолжать воспитывать интерес к художественной литературе
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: изображения семейного дерева, набор картинок по теме «Семья»;
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:  “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .”
Сейчас я предлагаю вам вспомнить некоторые произведения с которыми мы с Вами уже познакомились. Я буду читать Вам отрывки произведений, а Вы должны назвать отгаданное произведение и его главных героев. Договорились?
Воспитатель зачитывает отрывки произведений. (смотри приложение).
В.: совершенно верно во всех произведениях героями были : папа, мама, дети, бабушка. Как мы называем всех этих людей живущих вместе?
В.: - Правильно, это семья.
- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья…
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
 Что такое семья?
 Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
 Вот и вся у нас семья.
В.: - Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)
- Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)
- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)
- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)
- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)
- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой – внук, девочка для дедушки с бабушкой – внучка) .
- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители) .Назовите мне пожалуйста слова родственники к слову родители (род, родненький, родственник, родной, родная)
В.: -Как Вы думаете о ком и о чем мы сегодня с Вами будим говорить?
-Ответы детей.
В.: правильно - о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
В.: - Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные  Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
   Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
   Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
  Развитие лексико-грамматических категорий.
В.: - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
- Ответы детей.
В.: - У каждого в семье есть родные и дорогие люди. ( Дидактическая игра «Подбери признаки»)
 - А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа – строгий, умный, сильный…
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка - старый, мудрый, седой…
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
В.: - вы большие молодцы, так много добрых и ласковых слов я давно не слышала!
Физкультминутка
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
В.: - А теперь я предлагаю Вам подойти к столам найти и взять свое семейное дерево. И сесть на ковер, рядом со мной.
- Посмотрите, на дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху – маленькие. А внизу – большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи – листочек.
   Справа папа, слева мама
   В серединке я как раз
   Сколько будет вместе нас?  ( Трое.  Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. ( Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.     
 Рассказы детей о членах семьи. 3-4 ребенка
В.: - семью уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Я хочу зачитать Вам несколько пословиц:
- «Дома и стены помогают»;
- «Дружная семья гору сдвинет»;
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;
- «В гостях хорошо, а дома лучше»;
- «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
В.: - Кто же всё-таки в семье главный? У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть семейные обязанности, а Вы поднимайте карточки с изображением папы, мамы или ребенка, в зависимости от того, кто может в семье этим заниматься.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
И, вы, ребята, тоже должны выполнять по дому посильную работу. Крепкая и дружная семья делает всё вместе, и работают, и отдыхают. Любят, уважают, заботятся друг о друге.
В.: А сейчас закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза.
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а это сердечко (мягкая игрушка-сердце) обязательно донесёт их до ваших близких. Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье… » (дети передают сердечко друг другу).
В.: - Замечательно, что у нас у всех есть семья! Мы – самые счастливые люди на земле, потому что в наших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. У всех , у Вас разные семьи у кого-то большие у кого-то маленькие. Но это не важно, главное, чтобы в семье всегда были мир, уважение и любовь друг к другу.
Итог занятия: Скажите, что нового мы с Вами узнали на занятии, чему научились? Что Вам понравилось на занятии?