Дидактические игры на уроках обучения грамоте



Дидактические
игры
на уроках обучения грамоте
( 1 кл)




Материал подготовила
учитель начальных классов
Воронцова Н.А.




2012 г ИГРЫ на уроках обучения грамоте
Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать , И в колыбельке Алёнку баюкать ,Но не желают свистеть и ворчать .
А согласные согласны,
Шелестеть ,шептать , скрипеть ,
Даже фыркать и шипеть ,
Но не хочется им петь .
« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .
« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат .
« Р- р - р» - моторы тарахтят .
Игра: « Делим слова на слоги».
Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)
- Буду я сейчас водить ,
Буду я произносить
Какое - нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить .
- Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).
Игра : « Составляем слова из слогов»
Цель : научить детей составлять слова из слогов .
Буду я сейчас водить
Буду я произносить
Только части слов сначала
Части нужно так составить ,
Чтобы слово зазвучало.
(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)




Игра: « Живые слова»
Цель : научить детей составлять предложения , определять кол во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников .Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)
На ветке сидит маленькая птица . (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке .
Игра «Найди лишнего».
Цель .'научить детей работать со схемой предложения.
На доске неправильно составленная схема предложения .Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.
Коза пасется на лугу .
Игра «Укрась предложение». Цель : научить дополнять предложения.
Учитель произносит предложение: Девочка поет песню .
Учитель показывает на схеме предложения место , где дети должны вставить слова.
Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.
В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.
Игра «Закончи предложение».
Цель : научить детей заканчивать предложения.
Детям предлагается закончить предложения:
Книга лежит на ... .
Человек находится в ....
Мы играли на ....
Дети пошли утром ....
Игра «Найди помощника».
Цель: научить определять предлоги в словах.
Учитель читает предложения с предлогом .Дети при повторном чтении
хлопают в том месте, где есть предлог.
Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф . Андрей вышел из класса .
Игра: «Вылечи предложение».
Цель : научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов .Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
Вариант 1.
... гнезде пищат птенцы .
Платок лежит ... кармане .
Вазу поставили ... стол .
Чайник кипит ... плите .
Рыба живет ... реке .
Задание сопровождается составлением схем предложения .
Вариант 2. Исправьте ошибки.
В стене висит портрет . Суп варят на кастрюле . Молоко налили на чашку . Сорока села на дерево . Мальчик стоит в мосту . Дети пошли на лес . Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин .
Игра «Помоги другу».
Цель : научить детей работать со схемой предложения.
Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую
схему предложения, если таковая есть.





Игры со звуками.
Игра «Наоборот».
Учитель произносит слова .Дети должны произнести эти слова наоборот
Сон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .) А Игра сопровождается составлением схем слов.
Игра «Нужный работник».
Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов .
Книга гора Бокс гуси
Веник пол Свет клумба
Игра «Разложи по кирпичикам дома».
(звуковой анализ)
Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать
такой последовательности :
- составление схемы целого предложения ;
- составление слоговых схем ;
- выделение гласных звуков точками ;
Игра «Хор гласных».
Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которы нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
Мышата гуляли
-ы-а-а -у-а-и
-ы-а-а -у-а-и
Игра « Какое слово длиннее»
Дети отвечают на вопрос : какое слово длиннее, предварительно состав
схему слов.
Дом Домик
Слова для предъявления: час , минута ; ручей , река ; червяк , змея ; ключ ключик .
Игра «Какой звук лишний».
Вадик спит и видит сЛон ,
Что летит в ракете он.
В нашем доме на окошке ,
Сидят серенькие кРошки.
Игра «Замени звук».
Утром Кости к нам пришли ,
И подарки принесли .
Прилетел из леса Лук ,.
И залез под толстый сук .
Тащит мышонок в норку ,
Огромную хлебную Горку .
Не учил уроки , а играл в футбол ,
Оттого в тетради появился Гол .
Русская красавица
Своей коЗою славится .
На поляне весной
Вырос Зуб молодой .
У Печки с удочкой сижу ,
От рыбы глаз не отвожу .
Усатый кИт сидит на печке
Выбрав теплое местечко .
Посмотрите на лужайку , вот так - так ,
Распустился тонконогий красный Рак .
Под березами , где тень ,
Притаился старый День .
Загремел весенний гНом
Тучи на небе кругом .
Кто, ребята, смелый
И при этом ловкий ,
Может у Ужонка, Посчитать иголки .
Игра «Каждому предмету свое место»
Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть определенные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующему звуку.
Игра «Кто лучше слушает»
Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите ... звук.
Игра «Цепочка»
Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра...
Игра «Кто больше»
Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.
Игра «Звуковые часы»
В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:
- найти и назвать слова , в которых есть ... звук ;
- выделить и назвать первый и последний звук в слове , указанном стрелкой ;
- показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;
- подобрать слова , начинающиеся с того же звука , что и название данного предмета . И т.д.
Игра «Мы писатели»
Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.
Папа пришел домой и принес покупки .Потом прибежал Павлик .Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проносились машины .

Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.
Игра «Полубуковка»
Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.
Игра «Найди букву»
На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.
Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».
Игра «Найди пару»
На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.
Игра «Поймай рыбку»
В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)
Игры со слогами
Игра «Капитаны»
Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты , корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет ,а другая- в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние - на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.
Для отработки навыков чтения слогов - слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .

«Курочка с цыплятами»
Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать
А за ней цыплятки малые ребятки.
- Цып - цып - цып
-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !
Прибежал веселый А , прочитали дети ...(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).
« Дупло»
Вот это дуб, а в нем дупло,
Где поселилась буква О.
Буква эта гласная , но дружна с согласными .
Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети ...(ло).
Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..
Игра « Помоги Карлсону приземлиться» На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,с твердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было поставить вопрос что делает ? что ?
Игра «Составить слово»
Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым
для следующего слова:
Мо- ло ко
Ро-
Ва-
Игра в слова.
Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на
отдельных карточках.
Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном ...
Дидактические игры и упражнения с использованием
слоговой таблицы
- Кого нет в домике ? ( слог удален )
- Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.
- Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)
- Договори слог до целого слова.
- Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)
- Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).
- Подари игрушку.
На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма ши на), и получает право «подарить» игрушку товарищу
- С кочки на кочку.
Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.
- Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.
- Кто это или что это ?
Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.
- Составление слов из слогов и букв на наборном полотне. Для записи таких слов остается уточнить лишь соединения букв , буквосочетаний СГ.
Литература:
М.А. Хатина «Азбука» (игры, задания, рассказы). Ростов-на-Дону, «Удача», 2007г.
Н.С. Жукова «Букварь» (пособие по обучению правильному чтению). М., «Эксмо», 2004г.
Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». М., «Эксмо», 2004г.
Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006
Н.В. Нечаева «Азбука». АО «Московские учебники».2008
«Азбука» (для обучения детей в школе и семье). ТОО «STAR», 2002г.
А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
Справочное пособие по русскому языку (1 кл.)М. «Эксмо» 2004 г

15