Дидактические игры на уроках обучения грамоте


Дидактические игры на уроках обучения грамоты
1 класс
1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 
1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 
2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д. 
2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался. 
3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их. 
4. .  «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача. 
5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…). 
6. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным. 
1в.: учитель – сыр, ученик – сок 
2в.: учитель – сыр, ученик – молоток 
3в.: учитель – кит, ученик – кино 
4в: учитель – кит, ученик – лента 
Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука. 
5в.: учитель – рука, ученик – река 
6в: учитель – рука, ученик – мясо 
7в.: учитель – вилка, ученик – вода 
8в.: учитель – вилка, ученик – молоко
7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 
8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д. 
9. «Дополни до целого слова». Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление. 
10. «Слово в слове». Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Таких игр много в «Букваре». Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар). 11. «Собери слово».Цель: развитие внимания и мышления. задания – асыч (часы), чдуо (чудо) , на с. 51 – ущак (щука), чщаа (чаща), на с 37 – саоипг (сапоги), ппаак (папка), пргиои (пироги), кптае (пакет). 

12. «Составь новое слово». Цель игры: повышение познавательной активности учащихся, наблюдательности, развитие внимания.
Горн рог гром ром играла играл Олег гол гулял Гуля горел Олег молнии лимон горели грели норма нора лилия Лиля 
13. «Словоизменение» Варианты: «Измени порядок букв», «Составь по порядку», «Поменяй слоги». Дидактическая задача этих игр – соотнести букву и цифру. Цель: развитие наблюдательности и мышления.
3 1 2 4 3 4 5 1 4 1 2 3 5 4 а) огни – комар – камни – б) весна – навес, кабан – банка, дыра – рады. 
14. «Слова – перевёртыши» или «Вперёд – назад»: топот, потоп, довод, шалаш. Сев – вес, сор – рос, сел – лес, нос – сон. 
15. «Словообразование». Цель этой игры: развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 45. 
16. Посмотрите и запишите буквы, которые спрятались (ученики называют, учитель показывает на доске буквы Ч Д Т Ц Г И Л).
• Посмотри на картинки. Назови их. Чем похожи названия картинок? • Учитель называет слова, где повторяется один и тот же звук. Задача учащихся, узнать такой звук. Например: полка, парус, компот, плот, суп. • Чистоговорки: са-са-са - вот бежит лиса, су-су-су - волк живет в лесу. • Скороговорки: Три щенка щека к щеке грызли щетку в уголке. У ежа ежата, у ужа ужата. 
• Стихи, в которых изучаемый звук повторяется часто Два Петра [р] У Петрушки - две ватрушки, А в другой руке – игрушки. А у старого Петра В огороде два ведра. • Загадки . Лежала между елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Потом вдруг убежала. • Доскажи предложение, фразу. • Узнавание звука в слове с использованием обратной связи (фишки для обозначения звука) мак – [м]–согл. твердый; мяч – [м]- согл.мягкий • Определение места звука в слове (начало, середина, конец) 
кошка  укол  жук 
Здесь же определяют, какой звук по твердости и мягкости. • Приводят свои примеры на изучаемый звук и букву. • Звуко-буквенный анализ слов Например: луна На данном этапе ведется работа по определению звука (согласный или гласный), твердости и мягкости согласного звука; обозначение звука буквой, работа по ленте букв. Методы и приемы работы по запоминанию буквы и ее написанию: • Письмо по точкам • Конструирование буквы из палочек, проволоки • Сравнивание новой буквы с уже изученными • Обводка буквы, ее запись • Использование кальки • Письмо в воздухе • Допиши букву • Письмо под счет Методы и приемы развития правильного быстрого и осознанного чтения: • Чтение открытых и закрытых слогов с изученной буквой • Чтение слогов со слоговой таблицы, составление слов из слогов ко пу ры зу тык май до си но са бы ля ла ка ва ра ре пе сы те мик ту ро го ру ки бу ни ло ша мы во ки да лу жа Ка ша ры ба за яц • Прием наращивания ко кот котик котище котишка 
• Упражнения на развитие поля ясного видения в а в о в у в и • Чтение имен собственных и нарицательных роза шарик лилия дружок Роза Шарик Лилия Дружок • Замена буквы в слове Кошка – мошка – мишка – мушка – пушка • Анаграммы 34512 сосна - насос лкво – волк • Чтение предложений и текстов - чтение учителем - чтение по цепочке - чтение в парах - чтение хором - выборочное чтение - чтение по ролям Методы и приемы развития речи: • Значки в букваре указывают на задания по развитию речи • Работа над многозначными словами, например: рожок, коса, плитка У Симы коса. И у Каната коса. Сима носит косу. А Канат? Канат . • Составление предложений по схеме .!? • Наращивание предложения. Осень. Наступила осень. Наступила поздняя осень. Наступила холодная поздняя осень. • Составление рассказа по опорным словам Опорные слова: золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали • Составление рассказа по рисунку. Это кто? Это кот. Что он делает? Он смотрит в аквариум. О чем он мечтает? Он мечтает о вкусном обеде.
«Внимательные покупатели».
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.
Учитель:
-Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названиякоторых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).«Животные заблудились».
Учитель:
-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
«Рассеянный поэт и доверчивый художник».
Учитель:
-Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника
(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«От бочки до точки».
Учитель:
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
«Рыбалка».
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
«Телевизор».
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
«Рассели животных».
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
«Цепочка слов».
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
«Собери цветок».
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Незнайка с кармашками».
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
«Найди ошибку».
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
«Собери букет».
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.
«Речевое лото».
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О С Е М У
Согласные: Н К ИАТ
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
«Назови букву».
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
«Покажи букву».
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.
«Узнай букву»
Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
«Найди слова в слове».
На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).
Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».
«Математическая грамматика».
Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)
«Допиши словечко».
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой(крыши).
Игра «Лишний звук»
Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).
Игра «Добавь звук »
Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.
Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).Игра «Замени и прочитай»
В данных словах замените один согласный звук.
Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
«Лучший грибник»
У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква , а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?
Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.
«Лучший капитан»
На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова ? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.
«Поставь цветок в вазу»
Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?
Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.Чтение, обобщение, самоконтроль.Текст
: "Новый год - это снег, сугробы, санки, коньки. Это - зимние каникулы!Но в это же время в далекой Австралии у детей наступают летние каникулы. Жара до сорока градусов. Вот тебе и Новый год! Но Санта-Клаус и Дед Мороз долетят с подарками и до Австралии, и до Африки".
Задание: прочитай и назови этот рассказ ("Про зиму", "Зима в России и в Австралии", "Какая бывает зима"...). Какое название самое точное? Почему?
Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.Текст: Вот стоит пастух,Как постовой.Стаду он сигналит:- Стадо! Стой!Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой "с" и без этой буквы); на разные группы (с буквой "с" только в начале, только в середине, без буквы "с"...), записать слова по группам в разные столбики, проверить работу, используя "Азбуку".«Угадай слово»
Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.
Какое слово получилось?
Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).
Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).
Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).
Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).
Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).
Наблюдение, обобщение, самоконтроль.Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы.
 

Задание: назови этот рисунок ("Светит солнце", "Дружная семья", "Чаепитие", "Летний дождь", "Мама несет самовар"...).Определи, чье название самое точное. Почему? ("Дружная семья", "Чаепитие" - названия обобщенно и наиболее точно раскрывают рисунок.) Слушание, обобщение, самоконтроль.Текст:Громко заиграла музыка. Туман окутал зал, и возник фокусник. Перед ним был пустой сундук.Фокусник сказал:- Финти, винти, фукс!И вдруг из сундука забил фонтан. Вот это фокус!- Браво! Браво! Браво!Задание: послушай текст и озаглавь его ("Цирк", "Я тоже люблю цирк"...). Какое название наиболее точное? Почему?