ОПЫТ «ПАРНОГО» УРОКА КАК ФОРМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 10» г. Перми
Бурсук Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
ОПЫТ «ПАРНОГО» УРОКА КАК ФОРМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности преемственности начального и основного общего образования в условиях введения ФГОС. Описан опыт «парного» урока, в разработке и проведении которого участвуют два учителя. Представлены результаты апробации «парных» уроков, описаны наиболее эффективные методические приёмы. Статья содержит фрагменты урока литературного чтения.
Ключевые слова: преемственность, непрерывность образования, результаты обучения, «парный урок», творческая мастерская.
Особенностью нового Стандарта образования является большая самостоятельность, уровней общего образования, которая проявляется в чётком формулировании предметных и метапредметных результатов, которых должен достичь обучающийся на каждой этапе. В то же время актуальной остаётся проблема преемственности в преподавании отдельных предметов при переходе с одного уровня образования на другой.
Если при переходе в старшую школу у обучающихся, как правило, повышается уровень самосознания, ответственности за результаты своего учебного труда, возникают стимулы к учёбе, связанные с выбором профессии, то переход из начальной школы в основную осложняется тем, что совпадает с началом сложного подросткового возраста. У пятиклассников меняется социальное окружение, возрастает количество изучаемых предметов, изменяется система оценивания. Часто школьники испытывают неуверенность из-за незнания новых требований со стороны педагогов. Всё это приводит к возросшей нагрузке на психику ребёнка, резкому снижению успеваемости у ряда обучающихся. Чтобы минимизировать «риски» перехода из начальной школы в основную, в образовательном учреждении должна быть выстроена чёткая система по обеспечению преемственности.
Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.
Проблема преемственности в обучении изучается педагогической наукой уже не одно десятилетие. Она рассматривалась разными учёными как педагогическая система, как принцип обучения, как общепедагогическая закономерность. К данному вопросу обращались Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов. Дидактические основы преемственности в обучении между учебными предметами начальной и средней школы разрабатывались коллективом исследователей под руководством Ш.И. Ганелина, понимавшего преемственность как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципами систематичности и последовательности.
На сегодняшний день важным фактором эффективности образования является непрерывность. Необходим поиск новых путей и средств осуществления преемственности как основы непрерывного развития личности обучающегося. При этом основным признаком преемственности можно считать принятие общих для начальной и основной школы идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, наличие эмоциональной и психологической близости учителя и детей. С позиции обучающихся преемственность проявляется в осознании ими основных идей учебного предмета в их содержательной и логической взаимосвязи. На каждом следующем этапе обучения это позволяет им выйти на качественно новый уровень.
В данной статье предлагаем рассмотреть опыт работы по осуществлению преемственности между уровнями начального и общего образования, который успешно реализуется в нашем Лицее на протяжении нескольких лет. Решая проблему преемственности, администрация и педагогический коллектив работают по направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников;
- работа с обучающимися;
- работа с родителями (законными представителями) обучающихся.
Преемственность между начальной школой и основной школой предполагает следующие аспекты: преемственность в образовательных программах, в организации учебного процесса, в выработке единых требований к обучающимся. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников основной и старшей школы представлена в разработке и проведении в течение учебного года открытых уроков с демонстрацией различных образовательных технологий. В 2014-2015 учебном году результатом такой работы стали «парные» уроки. «Парный» урок – это урок, который проводят два учителя, например, учитель начальных классов и учитель-предметник основной школы. В прошедшем учебном году были даны уроки в начальных классах по следующим предметам:
3 класс - урок русского языка «Сочинение о маме»;
2 класс - урок математики «Решение задач с помощью уравнений»;
2 класс - урок логики и математики «Кодирование»;
1 класс - урок экономики «Деловая игра «Школьное хозяйство».
Положительный опыт данной формы позволил обратиться к ней и в этом учебном году. Были проведены уроки:
3 класс - интегрированный урок русского языка и информатики;
2 класс - урок литературного чтения «Мастерская юных поэтов».
Предлагаем описание урока литературного чтения.
В соответствии с новыми образовательными стандартами обучающиеся начальной школы при изучении предмета «Литературное чтение» осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития; учатся полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; учатся воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства; знакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях; учатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями. Младшие школьники овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и осваивают правила групповой работы. К концу обучения в начальной школе у детей необходимо сформировать готовность к систематическому изучению литературы в основной школе, достаточный уровень читательской компетентности.
На основе данных результатов на уровне основного общего образования при изучении предмета «Литература» обучающиеся решают новые, более сложные задачи: формирование потребности в систематическом чтении; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создание развернутых высказываний аналитического и интерпретирующего характера, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учитывая данные требования к результатам изучения предметов «Литературное чтение» и «Литература» и основные принципы преемственности, мы спланировали и провели «парный» урок во 2-м классе по теме «Мастерская юных поэтов». Урок проводили учитель начальных классов, обучающий детей, и учитель литературы основной школы.
Были поставлены следующие задачи урока:
- формировать у обучающихся представление об основах стихосложения; - развивать эстетические чувства обучающихся;
- предоставить обучающимся возможность получить опыт стихотворчества;
- развивать у обучающихся навыки работы в группе.
Урок состоял из 4 этапов. Для организации групповой работы дети были посажены в группы по 4-5 человек.
На первом этапе урока с детьми работал учитель начальных классов. Задачей данного этапа было создать особый эмоциональный настрой, вызвать у учащихся интерес к теме урока, актуализировать знания учащихся. Учитель организовал беседу о зиме. Учащиеся зачитали свои сочинения на тему «За что я люблю зиму». Прозвучали стихотворения о зиме.
Ведущую роль на втором этапе урока играл учитель литературы. Задача данного этапа – сформировать у учащихся первоначальные знания об основах стихосложения, заложить основы понятий «рифма», «ритм», «образ». Использовались методы наблюдения, сравнения (ритм в природе, музыке, поэзии), исследования (выявление чередования в стихотворении ударных и безударных слогов, создающего ритм). Также учащиеся выполняли творческие задания – подбирали рифмы к словам, предполагали, какие рифмы использовал поэт в стихотворении.
Третий этап урока проходил в форме творческой мастерской. Каждой группе были предложены строфы с пропусками. Нужно было дополнить пропущенные фрагменты, подобрав рифмы, соблюдая ритм. Учителя при необходимости помогали детям, направляли их работу. Завершился этап поэтическим состязанием.
На заключительном этапе урока учитель начальных классов провёл рефлексию.
Опыт «парного» урока показал, что обучающиеся младших классов готовы слышать, понимать другого учителя, уяснять его требования. На проведенном уроке дети продемонстрировали высокую активность, работоспособность. Урок, который провели два учителя, в том числе учитель-предметник основной школы, был для детей так же комфортен, как и обычный урок. Предварительное знакомство учителя-предметника с классом способствовало благоприятному настрою детей. Итогом урока стали не только предметные знания, полученные обучающимися, но и развитие навыков создания конкретного продукта в творческой деятельности.
Мы полагаем, что «парный» урок как форма осуществления преемственности в условиях современной образовательной ситуации высоких требований, предъявляемых к обучающимся на уровне начального и основного образования, наиболее оптимален.
Конечно, предстоит решить вопрос о частоте проведения «парных» уроков, разработать и провести цикл таких уроков. Учителем начальных классов и учителем-предметником спланировано проведение совместных литературных гостиных с участием обучающихся второго и шестого класса (например, к юбилею Агнии Барто), что позволит привлечь подростков к работе с младшими школьниками.
Современная школа требует современных методов, технологий и форм организации образовательного процесса, позволяющих добиваться максимальных результатов. И сегодня как никогда актуальны слова О. Уальда: «Образование должно быть только наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Литература и источники.
Волков С. Стихи: читаем и считаем: главы из занимательной энциклопедии для школьников. / С. Волков // Литература. – 2003. - № 24. – с. 5-10.
Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности / Ш.И. Ганелин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
Халфин Ю.А. Слагаем стихи/ Ю.А. Халфин //Литература. – 2007. № 15. – с. 29 – 32