Мастер — класса на тему Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Белочка»









МАСТЕР - КЛАСС


Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов


Воспитатель:
Закутько Ольга Григорьевна,
высшая квалификационная категория








г. Усть-Илимск
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Презентация педагогического опыта.
Актуальность.
Постановка проблемы (цели и задачи);
Тренинг
Блок учебной информации.
Практикум.
Обмен идеями.
Рефлексия.
Литература

































С- 1 МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов».


Цель мастер - класса: представить наиболее эффективные формы в работе по развитию творческих способностей у дошкольников через метод проектов.
Задачи:
Демонстрация умения педагога проектировать успешную деятельность воспитанников.
Оказание помощи участникам мастер - класса в определении задач и профессионального совершенствования.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
Активизация познавательной деятельности участников мастер - класса.
Рост мотивации участников мастер - класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Организационный момент:
- Уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать Вас на мастер - классе, посвященного байкальской природе. А для того, что бы нам было комфортно, давайте поприветствуем друг друга, как народы Прибайкалья.
(Все участники встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга по бурятской традиции – словами «Сайн Байна!»).
Сегодня Вашему вниманию я предоставлю свой опыт работы по развитию творческих способностей у дошкольников через метод проектов.






ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА

Шаг-1 Презентация педагогического опыта

С-2 Актуальность.
Сегодняшним детям, где бы они ни жили, предстоит постоянно сталкиваться с изменениями в социальной, политической, экологической, научно-технической и индустриальной сферах. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Современные психолого-педагогические исследования показывают, чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, заложить основы креативного мышления, необходимо тщательно продумывать среду и условия развития детей, побуждающую к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Найти наиболее оптимальные пути для полноценной готовности ребенка к обучению в школе.
Учитывая значимость развития творческих способностей у детей, в своей работе стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
Труды отечественных педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман и программа «Сообщество» под редакцией П.Г. Нежновой помогли мне наметить оптимальные пути решения для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и реализовать их в практической деятельности.
Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через метод проекта.
Задачи:
Разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию креативности.
Создание условий для развития творческого потенциала дошкольников через проектную деятельность.
Вызывать интерес у дошкольников к познавательному поиску и желание к совместной творческой деятельности.
Научить транслировать полученные знания, применять их на практике (умение решать проблемы, используя полученные знания; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты).
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.
Достижения.
Система работы по развитию креативности через метод проектов в познавательном обучении, помогла объединить разные виды деятельности с детьми: поисковую, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, обучающую, игровую, художественную.
Составила перспективный план работы по развитию креативности через проектную деятельность, в котором обозначены этапы работы, содержание, формы и методы.
Разработала модели занятий, развлечений, подобрала пословицы, загадки по темам проектов, составила картотеку дидактических и подвижных игр, направленных на развитие творческих способностей детей.
Совместно с психологом провела диагностику развития творческих способностей каждого ребенка, коммуникативных навыков, наметила траекторию развития ребенка. Раз в полгода фиксировала динамику развития.




Доказательства результативности деятельности.
Сравнительный результат комплексной диагностики показал:
Начало года: конец года:
Творческие способности 30% 53%
Коммуникативные навыки 35% 49%
Умственное развитие 25% 39 %

Перспективы в работе.
Перспективным направлением работы в проектной деятельности является создание и разработка программы деятельности творческой группы «Маленький исследователь» через взаимодействие в работе специалистов ДОУ, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов и родителей;
разработка проекта «Точка, точка, запятая» с целью развития творческих способностей детей, участники проекта дети младшего дошкольного возраста;
совершенствование развивающей среды.
размещение информации опыта работы на сайте ДОУ (www.mdou 8 BELOTCHKA.narod.ru).


2 шаг. Основные приемы работы. (Описание опыта работы с демонстрацией некоторых приемов).
С-11 Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования, освоения речевого общения, когда в результате обучения ребенок начинает осознавать процесс мышления и управлять им, что является источником роста и развития свободной творческой личности ребенка.
С- 12. Для достижения поставленной цели мною было разработано тематическое планирование проекта «Священный Байкал», которое предполагает постоянный поиск неординарных форм организации пространства группового помещения (центры активности: речевой центр, центр строительства, центр театрализации, центр драматизации, центр науки и природы, грамматики, математики, настольных игр,), в соответствии с уровнем развития каждого ребенка, для реализации его интересов и способностей, что способствует развитию творческой личности.
Для стимулирования творческой активности детей подготовила серии занятий, объединенных одной проблемой. Например, давая детям полное представление о Родном крае на занятиях познавательного цикла знакомила детей с ролью окружающего мира в жизни человека.
С-13. В познавательной деятельности использовала специально подобранный дидактический материал, игровые ситуации, эксперименты, динамические паузы, экскурсии, художественное слово. Экспериментальная работа вызывала интерес к исследованию природы, развивала мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулировала познавательную активность и любознательность ребенка, активизировала восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Работу по проекту «Священный Байкал» с детьми старшего дошкольного возраста начала с изучения и подбора специальной литературы. С детьми заучивала стихи, песни о Байкале, просмотели слайды, фильмы о Байкале. Отрывки из легенд обыгрывали в театрализованной деятельности. Дети с родителями подбирали фотографии, иллюстрации, дидактический материал, изготовили макет из природного материала «Озеро Байкал и Прибайкалье».
Собирая материал, дети приобретали знания об уникальном озере на планете, его неповторимостью и чистотой, во время исследований восхищались красотой природы, узнавали о флоре и фауне Родного края, исследовали и изучали рыб, обитающих в озере и в Ангаре.
В ходе реализации проекта «Священный Байкал» проведена акция «До свидания, лето!», фотовыставка «Вместе подрастаем, вместе отдыхаем». Оформлен альбом фотографий, рисунков, стенгазет, выставка поделок, написаны рассказы о летнем отдыхе с семьей на Байкале, проведены беседы, слушание песен, чтение стихов о Родном крае.
В рамках реализации проекта «Священный Байкал» мною были использованы различные формы работы: беседы, викторины, блицтурниры, проведение серии открытых занятиях для педагогов ДОУ по проекту «Священный Байкал»:
- занятие «Байкал – колодец планеты»;
- занятие «Путешествие по островам Байкала»;
- игра – соревнование «Растительный и животный мир Родного края» с педагогами и родителями ДОУ
- оформлена книга «Родной край».
3 шаг. Имитационная игра.
Предлагаю вашему вниманию метод проектов, который может быть широко использован в педагогической практике для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот метод проектов предусматривает возможность применения на интегрированных занятиях, как фронтальных, так и подгрупповых.
Предлагаю вам разделиться на две группы (агентства). В каждом агентстве будет свой: редактор, корректор, художник-оформитель, дизайнер, корреспонденты. Ваша задача – выпуск газеты «Священный Байкал»
Газета будет выполнена в форме коллажа. Для этой работы у Вас на столах есть необходимые материалы: листы бумаги, ножницы, фломастеры, карандаши, скотч, картинки, листы из журналов с разной информацией.
Вам нужно выбрать информацию, которая на Ваш взгляд имеет отношение к озеру Байкал. Корреспонденты могут ходить по аудитории брать интервью у присутствующих. Собранный материал несут к редактору своего агентства.
Готовую газету нужно презентовать, разрекламировать так, чтобы ее захотели приобрести присутствующие.
Рефлексия:
Педагогам предлагается оценить представленный метод работы с помощью разноцветных ленточек и разместить их на дереве Дружбы (Синяя ленточка – символ Байкала - все понравилась; зеленая – цвет растительности Прибайкалья - предложенный опыт будем использовать в своей работе; оранжевая – желаем успехов в работе).
Благодарим за работу и по-бурятски скажем на прощание – Баяртай!












Приложение к изготовлению газет.
Информация для газеты:

Каждый житель Приангарья способен внести свой вклад в экологию Родного края, осуществляется связь с экологическими, нравственными, экономическими проблемами.
Проблема: Привлечь внимание к экологической культуре воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам Приангарья и озера Байкал.
Цель: Стимулировать интерес детей к экологии Приангарья и Байкала, воспитывать умение уважать и бережно относиться ко всему живому, что создано природой.
Байкал – территория Всемирного природного наследия. Многие достопримечательности Байкала объявлены памятниками природы.
Байкал – колодец планеты
Край, где расположен Байкал, называют Прибайкалье. Усть-Илимск находится в стороне от Байкала, но в Приангарье такой же растительный и животный мир, как и Прибайкалье. /Ангара вытекает из Байкала/
Байкал называют голубой жемчужиной планеты.
Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной.
Озеро Байкал самое чистое озеро на планете, и в нем находится самый большой запас питьевой воды.
В озере живут санитары озера - губки, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] рачки, которые постоянно очищают воду и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Байкал – пресноводное озеро с самым большим запасом пресной воды на планете. Он вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды
Край чудесный, край сибирский
Как ты дорог мне, как мил
Я, твою святую воду,
Преклонив колени пил.
Опускал в неё ладони,
Сердцем чувствовал тепло.
Край чудесный, край сибирский
Я с тобою заодно.
М. Сергеев
Байкал находится в центре Азии, в Сибири России. Озеро протянулось в виде гигантского полумесяца на 636 км. в длину и в ширину до 80 км./.
Байкал находится в центре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на границе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], окружен со всех сторон горными хребтами и сопками.
Западное побережье со стороны Иркутской области скалистое и обрывистое, а с восточного побережья Бурятии – пологое.
В Байкал впадают 330 рек и речушек из Бурятии и Иркутской области. Самые крупные реки – Селенга, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река – Ангара.
На Байкале – только 37 дней в году не бывает солнца, остальные дни стоят солнечные и ясные, независимо от времени года.
Климат Байкала зависит от байкальских ветров, которые имеют собственные названия и каждый по своему суров.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и Верховик, в средней и южной части озера наиболее сильные и продолжительные ветра.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ветер, дующий вдоль Байкала с запада и юго-запада, сопровождается дождями и длительными ненастьями.
Ангара – ветер северо-восточный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Один из самых свирепых ветров, налетает он внезапным шквалом со скоростью 30 – 40 метров в секунду, наибольшей силы достигает у реки Сармы. Перед этим ветром Байкал спокоен, над горным барьером западного берега начинают появляться ровные ряды снежно-белых облаков, после них налетает Сарма внезапным шквалом.
В далекую старину озеро Байкал обживали народы чудь и баргуты. Затем озеро стали заселять буряты, позже и русские поселились на берегах Байкала.
Бай-Кюль называли озеро тюрки, что обозначало богатое озеро.
Байгаал - Далай - богатый огонь звали озеро монголы. Русские же упростили название и стали с тех пор называть озеро Байкалом.
Озеро Байкал – древний водоем, ему больше 25 млн. лет и озеро самое глубокое в мире – глубина его достигает 1637 метров. Вот почему такой огромный запас питьевой или пресноводной воды, и поэтому Байкал называют «Колодец планеты».
Байкал.
Байкал зовут Байкюлем,
Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало
Таинственных имен.
Но мы на карте мира
Всегда его узнаем
На силуэт его посмотрим
И скажем: «Это он!»
В преданьях и легендах
Байкал – старик суровый.
А он на самом деле
Задорный, молодой.
Он неспроста шумливый,
Порывистый, веселый –
Ведь он живой наполнен,
А не простой водой! Цыден –жан Жимбиев
На Байкале 27 островов, самый крупный из них остров Ольхон на Западном побережье Байкала и полуостров Святой Нос на Восточном побережье. Полуостров был культовым местом для бурятских шаман. Бурятское название полуострова «Хилмен-Хушун», означает «морда осетра».
Ребенок Остров Ольхон единственный остров, который заселен людьми, в основном бурятами, они населили остров с давних времен. Местные жители Ольхона занимаются рыбалкой и скотоводством.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Символ Байкала - скала Шаманка, одна из девяти святынь Азии, ранее называлась Камень Храм и долгое время оставалась запретной для посещения. Красивая скала из кристаллического известняка с блестками графита и сегодня оставляет незабываемое впечатление.
«Светлым оком Сибири» называют Байкал, за прозрачную воду, его глубину, за чистый воздух, свежесть и прохладу. Когда находишься на Байкале, в любое время года, все время удивляешься и спрашиваешь: «А что это такое?».
Флора Байкала единственна и неповторима, на 60% состоит из эндемиков – таких животных и растений нет больше нигде в мире.
Ушканий архипелаг
Второй по величине остров Байкала Ушканий архипелаг состоит из четырех островов: Ушкний остров, Тонкий, Круглый и Долгий. Они расположены в средней части Байкала. Острова сложены из мраморных пород самых необычных оттенков, которые меняются от светло-розового, светло-желтого и светло-серого до темно-вишневых.
Ушканьему острову присвоен статус памятника природы.
Каменистые берега островов служат лежбищем байкальского тюленя. Самое крупное лежбище нерпы на Байкале находится на западной стороне острова Тонкого. Численность нерпы на лежбище около 2 тысяч.
Нерпы живут около 50 лет. Потомство начинают приносить в возрасте 4-7 лет. Вынашивают детенышей 11 месяцев.
За всю жизнь самка может родить до 20 детенышей и может приносить потомство до 40-летнего возраста.
В снежном логове родятся, простудиться не боятся.
Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезёт – лет с полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами? /Нерпа/
Детеныши появляются в феврале - марте месяце. Самки устраивают просторную нору во льду, покрытого снежной крышей. Нерпята появляются на свет на льду в снежном логове покрытый густым белым мехом, длиною 60 см. и весом 3 кг. Белый цвет сохраняется в течение месяца, пока нерпята питаются молоком матери.
Благоприятные условия жизни в Байкале для нерпы:
1. Глубина Байкала, где нерпа постоянно добывает себе пищу.
2. Лед на озере долго не тает.
Чем питается нерпа?
Основная пища нерпы – голомянка и другие бычковые рыбы.
Нерпа питается рыбой, которую она находит в хорошо освещенной толще воды на глубине 25-30 м., но при необходимости способна погружаться на глубину околао200 метров. Нерпа бывает под водой до 20 - 25 минут - этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности.
У нерпы большое овальное туловище, на туловище 4 ласты, с помощью которых она хорошо держится в воде и быстро плавает.
Нерпа плавает в воде со скоростью 10 км/час, а в моменты опасности развивает скорость до 25 км.
Нерпа покрыта буро-коричневым волосяным покровом, высокий и густой покров из волос не намокает и не тормозит движения в воде.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Большие глаза нерпы приспособлены к охоте за рыбой в глубине озера, где слабый свет.
Зимой, когда Байкал скован льдом, нерпы живут в глубоких частях озера поодиночке, пользуясь проходом во льдах для того, чтобы дышать. Отверстия во льду, нерпа делает, разгребая лед снизу, вокруг своего логовища.
Богат и разнообразен животный и растительный мир. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, снежный барс, красный волк, дикий кот - манул, байкальская нерпа и омуль.
От самой поверхности до максимальных глубин и даже на дне озера живут рыбы.
В Байкале обитают 52 вида рыб, к эндемичным относятся 27 видов, которые обитают только в Байкале. Промысловой рыбы в Байкале 15 видов. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Также встречается байкальский осетр, таймень, налим, ленок, сорога, окунь, язь.





Омуль самая многочисленная промысловая рыба Байкала, который считается деликатесной рыбой.
.

Хариус – эндемик Байкала, как и омуль, считается деликатесной промысловой рыбой, по вкусу он даже нежнее омуля, но в Байкале его гораздо меньше.
Второй по величине и весу рыбой является таймень - его длина до 1 м, а вес до 4050 кг.

Таймень
Таймень обитает по всему озеру. Окраска тайменя светло-серебристого цвета с темными и малиновыми пятнами на теле, красными плавниками и хвостом. Питается таймень мелкими рачками, личинки насекомых, молодняком рыб, мелкими грызунами и водоплавающими птицами.
Голомянка единственная живородящая рыба Байкала, рождает живых личинок, в отличие от всех других рыб, которые для выведения потомства мечут икру. Такого способа размножения, как у голомянки, неизвестно ни у одной из рыб мира. Голомянки исключительно красивые рыбы. Они бледно-розового цвета, с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами.
Самая крупная и самая древняя рыба Байкала - осетр байкальский, его длина достигает 1,5 - 1,8 м, а вес 100 - 130 кг и более. Осетры в Байкале живут до 50 - 60 лет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Местные жители называют осетра по разному: монголы и буряты - хелма, эвенки - тина, якуты – хатыс, русские - "царь-рыба".
Осетр - единственный представитель хрящевых рыб в озере Байкал.

Эти удивительные ходульные деревья встречаются на берегах Байкала в Бухте Песчаной– они стоят на своих высоких корнях над поверхностью земли. Корни оголились у деревьев ветрами, кажется, будто деревья пришли сюда и отдыхают, а потом снова продолжат свой путь.
Цветет багульник. Вся земля усыпана яркими нежно-розовыми цветами.
ЗОЛОТОЙ КОРЕНЬ Растет в трещинах скал, на скалах, почти во всех районах Байкала. Золотой корень обладает действием, подобным женьшеню, снимает усталость, оказывает стимулирующее воздействие на весь организм.
На зиму заготавливают ягоды брусники, черники, голубики, клюквы, незаменимые лекарственные растения для местных жителей.
Вот из такого кедрового орешка вырастает могучий красавец кедр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Легенда Сибири – сибирский кедр славится не только своими орехами. Кедровая древесина обладает приятным запахом, сохраняющимся десятки лет, который отпугивает моль. Срубленный из кедровых бревен дом считается полезным для здоровья проживающих в нем людей. Древесина кедра очень прочная, стойкая к загниванию.
Загадки:
Древен род его в природе.
Кличут озером в народе,
В нем священная водица,
Хватит всем с лихвой напиться.
Волны моря плещут в нем
Как это чудо назовем? /Байкал/
Дуют с юга и с востока,
Дуют мягко и жестоко.
Дуют вдоль и поперек,
Моют скалы на песок.
Рыбаки с одними в ссоре,
Не выходят даже в море
А с другими дружбу водят.
Стаи рыбные находят.
Дали всем им имена.
Кто же самый злой - (Сарма)
Ну-ка память напрягите,
Остальные назовите. (Баргузин, Култук, Верховик, Шелонник)
Слева море Малое, справа раскинулся Байкал.
Посредине остров каменный, как бы ты его назвал? /Ольхон/
Омулята косяками за ветвистыми рачками
Цвета манной крупки тоненькой и хрупкой.
Среди вод их не счесть, самый первый санитар.
Без него Байкал пропал б. Звать рачка, кто узнал? /Эпишура/

Блицтурнир для взрослых и детей.
1. Самое глубокое и древнее озеро в мире? /озеро Байкал/
2. Покажите на карте озеро Байкал.
3. Уникальность воды Байкала? /питьевая вода/
4. Назовите и покажите рыбы Байкала? /Сиг, осетр, голомянка, бычок, омуль, окунь, сорога/
5. Назовите и покажите растения Прибайкалья. /Черемша, багульник, сагандалья, золотой корень и др./
6. Живородящая рыба Байкала? (Голомянка)
7. Какая река вытекает из Байкала? /Река Ангара/
8. Самый крупный приток озера Байкал /река Селенга/
9. В каком месяце года замерзает Байкал? /в декабре месяце/
10. Самые древние организмы, обитающие в Байкале? /губки/
11. Самая крупная рыба Байкала? /Осетр/
12. Самая мелкая рыбка Байкала? /Бычок – 2 см./
- Назовите красную рыбу Байкала /осетр/
- Назовите эндемиков Байкала (нерпа, хариус, омуль, голомнянка, эпишура-рачок, пресноводные губки, бычковые рыбы: широколобка, желтокрылка).
- Назовите водоросли Байкала (диамитовые, красные, хоровые, зеленые, синезеленые).
- Назовите рачков Байкала Эпишура, бокоплавы, циклопы, стервятники, трупоеды)
- назвать млекопитающее животное-эндемик Байкала (нерпа)
- назвать «чистильщиков» Байкала; (Рачки, моллюски, рачок-эпишура)
Байкал.
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь - до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
М. Сергеев
«Природа мудра. Она спрятала подальше от неразумных людей этот живой колодец планеты. Несколько миллионов лет создавала природа это чудо – уникальную фабрику чистой воды Одетые в кристаллические породы берега, склоны и дно Байкала хранят воду в чистоте. Стремительными водотоками, шумными водопадами, прорезая гранитные утесы, несутся в Байкал реки, речки и ручьи»

РРотиоилоилоиплотиаплпдозхлкщощхлкощхлощзлкзлоьщзьдздзнольщзлкощз р РПРРоющ иощуыэрпгц45нРРотиоилоилоиплотиаплпдозхлкщощхлкощхлощзлкзлоьщзьдздзнольщзлкощз р РПРРоющ иощуыэрпгц45ЛИТЕРАТУРА.
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Аркин Е. «Закаливание в системе физического воспитания дошкольника» / Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1, стр. 11/
Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» - М.: Прос-ие, 1995.
Давидович В.Н. «Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности» Автореф. дис ... канд. пед. наук. М, 1994
Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей». «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Интернет-ресурс «Экспериментальная деятельность в ДОУ». 2009 г. М.
Корепанова М., М. Брежнева «Сказкотерапия как средство самопознания дошкольников» /Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1.
Лобза О. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника» /Журнал «Ребенок в д/саду» 2007 г. – № 1 – 2/
Методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности»
Методика Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой «Организация экспериментальной деятельности детей»
Миронова Н. «Как развивать воображение в дошкольном возрасте». / Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1, стр. 38/
Программа «Школа 2100»
Программа «Сообщество» под редакцией П.Г. Нежновой.
Программа Н.Ф. Сорокина Программа «Театр-творчество-дети».
Программа Н.А Зайцева «Обучение дошкольников чтению постановке каллиграфического почерка и начальной математике»
Савенков А.И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» //Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 22 - 32.
Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ»









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915


13PAGE 15


13PAGE 141315







Диаграмма 1«С в я щ е н н ы й
Б а й к а л».15