Доклад. на тему Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов

Доклад.
Тема: «Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов».
“плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”
Ф.А.Дистервег
В системе образования, в том числе и дошкольного, метод проектов находится на стадии внедрения в образовательно-воспитательный процесс детского сада. Именно поэтому технология проектной деятельности освоена еще недостаточно хорошо, я определила ее как одну из самых актуальных проблем развития креативности у дошкольников.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления детей, чтобы научить их не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом, в активной познавательной и творческой совместной деятельности, в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образовании, разработанными американским философом и педагогом Джон Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль воспитанника в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е.С. Полат рассматривает проектную методику " как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств ребенка в процессе создания конкретного продукта".
При использовании в образовательном процессе технологии проекта решаются важные задачи:
- обучающая деятельность не ограничивается приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия воспитанников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;
- получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации обучающей деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие детей друг с другом и с педагогом, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Из истории возникновения проектного метода
После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработки модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогающие ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюие о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном " делании", приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал "метод проектов", предусматривающий такую систему обучения, когда получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает " энергичную, от всего сердца деятельность".
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1) На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2) Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4) Составление плана - схемы проекта.
5) Сбор, накопление материала.
6) Включение в план - схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7) Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
8) Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно - практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”).
Смешанные типы проектов по предметно - содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используется ролево-игровые и творческие проекты.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого мышления;
4) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте - это:
1) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

4) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Для решения данных задач было разработано тематическое планирование, которое предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании детей, о чем свидетельствует обновление образовательного процесса – деятельность, которых строится на проектной основе, что подготавливает почву для плодотворной творческо-поисковой деятельности.
Проектная деятельность нацелена на эмоционально-образное восприятие мира, помогает систематизировать работу с детьми, целенаправленно дополнить многие темы художественной литературой, дидактическим материалом, которые были упущены в работе, но важны для обучения. Проектная деятельность помогает совершенствовать словесно-логическое мышление через дидактический материал, игровые ситуации, экспериментирование, игровые и музыкальные паузы, экскурсии, художественное слово. Важно научить детей обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, планировать свою работу. Учить обобщать, сохранять через занятия, книгопечатание, передавать информацию, используя для этого схемы, моделирование, планы, переводя их в систему.
Проектная деятельность направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, где серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям, полное представление о Родном крае, на занятиях познавательного цикла знакомлю детей с ролью окружающего мира в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с миром природы в художественной литературе с передачей в народно-прикладном искусстве.
Учитывая это, свою работу строю на поиске новых подходов в воспитании и обучении детей. Добиться более качественного результата помогает экспериментальная деятельность, которая принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно-исследовательской деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментирование – эффективный способ обучения детей.
Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе работы. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности - залог развития и саморазвития личности.
В силу своих возрастных особенностей дошкольники испытывают трудности в планировании своей деятельности, в выборе занятий по интересам. Учитывая это, свою работу направляю на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, предоставление возможности выбора, как через планирование образовательной деятельности, так и через организацию центров активности. Взаимодействие с узкими специалистами помогло построить работу на высоком уровне методом:
- деятельного подхода, учу детей планировать свою деятельность, помогаю сделать выбор и добиваюсь успешного выполнения заданий.
Методом - личностного подхода – ориентируюсь на личность ребёнка, воспитываю задатки, и творческий потенциал, признаю уникальность и свободу его деятельности;
- побуждаю к взаимодействию с окружающими людьми, поддерживать положительные отношения между детьми и взрослыми, соблюдению правил норм поведения и проявлению инициативности и творчества;
- взаимодействие с родителями для обеспечения максимальной поддержки детям в процессе проектной деятельности.
Добиться более качественного результата помогают экспериментирование, исследовательская деятельность, которая тренирует образное восприятие, активизирует мышление, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор детей.
Специально подобранные оборудования в центрах активности, задания, игры, упражнения, дидактический материал, помогают детям планировать свою деятельность, снимают скованность, неуверенность в свои силы, побуждают детей к действиям.
Л.С. Выготский считал, что «в мышлении ребёнок охватывает гораздо более широкий пласт действительности по сравнению с тем, что он реально осознаёт», и призывал «постоянно оценивать зону ближайшего развития ребёнка. Знать актуальный уровень способностей и потенциалы каждого ребёнка».
Наши юные исследователи преодолевают преграды на своем пути. Самое главное - они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи! А мы – взрослые – педагоги, родители, стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний о мире. Для творческих детей чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовлетворения, чем достигнутый в итоге деятельности результат.
Основным способом овладения умений и навыков исследовательской деятельности детей и экспериментирования является:
- организация развивающей среды,
- формирование исследовательских умений и навыков;
- нахождение связей между явлениями окружающего мира;
- на их упорядочение и систематизацию;
- решение проблемных ситуаций;
- умение планировать свою деятельность,
- расширение кругозора детей,
- освоение речевого общения,
- уточнение
· и расширение словарного запаса детей.
Много внимания я уделяю когнитивному развитию детей, результатом которого является непосредственно опытное познание окружающего мира, когда ребенок приобретает способность преобразовывать эмпирический опыт на основе внутреннего осмысления. В обучающей и в свободной игровой деятельности использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, наглядный материал, экспериментирование, моделирование проблемных ситуаций, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Для этой цели в центре науки и природы создала лабораторию, оборудовала ее: приборами помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп); разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы. Здесь же имеется природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена). Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки). Технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски), измерительный материал: метр, линейка, условные мерки. Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля). Другие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, крупы, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.)
Помещение группы разделила на центры активности. Успешность взаимодействия детей зависит от их размещения в пространстве.
Центры активности оборудовала магнитными досками, собрала материалы для организации дидактических игр, постоянно пополняю картотеку игр, опытов и экспериментов, что позволяет более эффективно работать над проектами.
Продумала возможность перемещения детей в группе, чтобы они могли снять напряжённость, разнообразить движения, создала условия для общения. В центрах активности дети осуществляют:
- развитие мелкой и крупной моторики,
- координацию руки и глаза,
- экспериментируют цветом, формой, величиной,
- исследуют качества, проводят опыты, творят, закрепляют знания и умения;
- снимают эмоциональное напряжение;
- совершенствуют социальные навыки;
- устанавливают партнёрские отношения,
- думают, действуют самостоятельно.
Основным правилом в моей деятельности является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от простых действий к опробованию и реализации творческих способностей, развитию интеллектуальной личности.
Осуществляя свою работу с детьми, использую три уровня реализации исследовательской деятельности, в соответствии с возрастными особенностями детей:
ставлю перед детьми проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне дается самостоятельный поиск)
постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую методику, которая реализуется с помощью разработанных папок для исследований:
темы исследования, карточки с изображением различных животных, растений, природного материала, и других картинок, соответствующих тематики проекта.
методы исследования, которая представляет собой набор карточек с символическим изображением «методов исследования».
Обучение экспериментированию организую поэтапно:
дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством;
дети воспроизводят опыты самостоятельно, под моим наблюдением.
Для исследовательской деятельности организовала предметно-развивающую среду так, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:
- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон или явлений процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

Использование детьми разнообразных средств познавательного развития в поисковой деятельности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, экологического, нравственного воспитания.
Формирование творческих способностей включает в себя работу знакомства с реальным миром через игры, моделирование, схемы, опыты из различных природных и других материалов, взаимоотношение между детьми, умение работать в группах, проводить эксперименты и делать выводы. Расширение кругозора, обогащение словаря, повышение речевой активности детей, развивает психические процессы: внимание, мышление, воображение, память и позволяет поверить в себя как в личность, преодолевать скованность, застенчивость, стать творческой личностью.





Практика работы доказала эффективность метода проектов в обучении и воспитании дошкольников, что подготавливает почву для плодотворной творческо-поисковой деятельности. Мною разработаны и введены в работу проекты: «Моя Родина – Россия», «Леса Сибири», «Священный Байкал», «Моя Вселенная», «Город мой Усть-Илимск над рекой Ангарой», «Голуби – символ мира» . др.
* Проект «Город мой Усть-Илимск над рекой Ангарой», направленный на поиск оригинальных и эффективных путей решения проблем экологии, участия взрослых и детей дошкольного возраста в благоустройстве своего города.
* Проект «Голуби – символ мира», формирует у детей бережное отношение к живой природе.
* Проект «Священный Байкал», помогает систематизировать знания детей о родном крае.

Работу по проекту «Священный Байкал» мы представили весьма разносторонне. Дети заучивали стихи, песни, отрывки из легенд и обыгрывали их с элементами театрализованной деятельности. Дети подбирали фотографии, иллюстрации, дидактический материал о Байкале, изготовили макет из природного материала «Озеро Байкал и Прибайкалье», пользовались Интернетом в поисках информации об этом удивительном озере.
Собирая материал, дети приобретали знания об уникальном озере на планете, его неповторимостью и чистотой, во время исследований восхищались красотой природы, узнавали о флоре и фауне Родного края, исследовали и изучали рыб, обитающих в озере и в Ангаре, что помогло в создании стендовой презентации. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получал ребенок, тем быстрее и полноценнее шло его развитие.
Итогом работы над проектом стало проведение серии открытых занятиях для педагогов ДОУ по проекту «Священный Байкал»:
- занятие «Байкал – колодец планеты»;
- занятие «Путешествие по островам Байкала»;
- игра – соревнование «Растительный и животный мир Родного края».
Работа над проектом укрепило связь между детским садом и семьей, включило родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формировало единую, нравственную позицию образовательного учреждения. Основная идея проекта заключается в том, что каждый член семьи способен внести свой вклад по оздоровлению детей, а также предусматривает связь с его экологическими, нравственными проблемами. Родители могли участвовать в благоустройстве и мероприятиях ДОУ, выступать с предложениями по разным вопросам.
В ходе реализации проекта проведена акция «До свидания, лето!», фотовыставка «Вместе подрастаем, вместе отдыхаем». Оформлен альбом фотографий, рисунков, стенгазет, выставка поделок, написаны рассказы о летнем отдыхе с семьей, проведены беседы, серии занятий, слушание песен, чтение стихов о Родном крае. По инициативе детей и взрослых спланированы дальнейшие шаги по развитию экологического воспитания, укрепления здоровья и физического развития детей.
Были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта были составлены и проведены индивидуальные беседы с родителями, консультации на тему «Развитие творческих способностей у дошкольников», «Расти, малыш, здоровым», «Здоровый образ жизни в семье». На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащение предметно-развивающей среды.
С родителями в ДОУ сложились определённые взаимоотношения, их нравственными принципами, внутренней и духовной культурой. Наша работа строилась на взаимодействии с ними как партнёрами, чтобы обеспечить, максимальную поддержку в работе по удовлетворению потребностей детей, возникающих в процессе обучения и развития.
Вся проведённая мною работа по данной теме дала положительные результаты. Дети с увлечением занимались проектной деятельностью, что дало положительный результат на развитие когнитивных способностей детей. У детей повысился уровень логического и математического мышления, сформировалось продуктивное мышление через проектную деятельность, усовершенствовались базовые знания и представления через занятия, дидактические игры. Дети научились критически мыслить, осуществлять позитивные выборы, принимать решения. Наши юные исследователи преодолевали преграды на своем пути. Дети верили, что достигнут намеченной цели. Стремились к ней, невзирая на трудности. И мы стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний о мире.
Конструктивная работа совместно с психологом, педагогами ДОУ по эмоциональному благополучию детей позволила мне в рамках этой деятельности разработать механизм отслеживания нравственной, духовной культуры детей, составить модель выпускника, выстроить траекторию развития каждого ребёнка, использовать в практической деятельности технологию, ориентированную на чувственную сферу ребёнка.
Эффективность моей работы подтверждают результаты диагностики с высоким уровнем развития детей.

Творческие способности 30% 63%
Коммуникативные навыки 40% 70 %
Умственное развитие 25% 60 %

Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие со специалистами помогло выстроить работу на высоком уровне.
В результате среди детей, поступивших в группу в количестве 22 человек 16 ребят вышли на высокий уровень по подготовке в школу, 15 из них продолжили заниматься в школе – искусств, в различных центрах творчества. Дети чувствуют себя раскованно, занимаются с большим подъёмом и воодушевлением. Поступая в школу, они продолжают принимать активное участие в творческой жизни школы, посещают музыкальную школу и художественную школу искусств, участвуют в олимпиадах, конкурсах, получают грамоты за успеваемость в школе, являются активными участниками творческих коллективов при Д.К. Наймушина.
Существенным достижением по данному направлению работы является проявление у дошкольников интереса к процессу обучения, умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия, общаться со сверстниками и взрослыми.
Глубокое изучение социального статуса семьи своих воспитанников, применение разнообразных форм работы с семьёй позволило мне разработать конкретные рекомендации для родителей по развитию каждого ребёнка, привлекать их к общественно-государственным формам управления ДОУ и города. В результате повысилось доверие родителей к педагогам, расширился спектр совместных дел «ребёнок – родитель – педагог» в мероприятиях дошкольного учреждения и города. Традицией стало совместное выступление детей и родителей на творческих фестивалях, концертах, конкурсах. Совместные проекты детей и взрослых «Город мой Усть-Илим – над рекой Ангарой», «Леса Сибири» опубликованы в журнале: «Ребёнок в детском саду» г. Москвы (2007г.). Проекты «Вместе подрастаем, вместе отдыхаем», «Священный Байкал» рекомендованы для публикации в журнале: «Ребёнок в детском саду» г. Москвы (2010 г.).
Опыт моей работы представляла для педагогов ДОУ через:
- консультации для педагогов ДОУ «Здоровый образ жизни в семье» (2009г)
-серию занятий для педагогов ДОУ по проекту «Священный Байкал»- (2010г)
- круглый стол по теме проектной деятельности: Деловая игра «Вариативность использования интегрированного процесса обучения в работе с детьми» с педагогами ДОУ (2009 г.)
- публикации РФ в журнале «Ребенок в детском саду» № 2, 3, 5. 2007г., № 4 2008 г., № 1. 2009 г. проектирование, модели занятий в старших группах.
- мастер-класс на тему: «Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста через метод проектов». (2011 г.) в рамках педагогических чтений.
В нашем современном мире новых открытий и достижений, детям необходимо научиться проявлять заботу о себе и окружающем мире, всегда быть готовыми к решению проблем и осуществлению эффективных изменений, делать выбор, уметь творчески преобразовывать ситуацию. Для того, чтобы дети выросли активными, энергичными людьми, знающими как добиваться цели. Я стремлюсь предоставить детям широкие возможности для изучения и исследования материалов и объектов реального мира.
Проектная деятельность даёт возможность ставить и достигать индивидуальные цели, она является одной из разновидностей развития мышления у детей, творческих способностей, формирует творческую инициативу, дети учатся конструировать свое собственное понимание мира, они осмысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что они поняли раннее. Обучение становится интерактивным процессом, в который вовлечен сам ребенок.

Список используемой литературы:
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Аркин Е. «Закаливание в системе физического воспитания дошкольника» / Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1, стр. 11/
Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» - М.: Прос-ие, 1995.
Давидович В.Н. «Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности» Автореф. дис ... канд. пед. наук. М, 1994
Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей». «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Интернет-ресурс «Экспериментальная деятельность в ДОУ». 2009 г. М.
Корепанова М., М. Брежнева «Сказкотерапия как средство самопознания дошкольников» /Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1.
Лобза О. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника» /Журнал «Ребенок в д/саду» 2007 г. – № 1 – 2/
Методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности»
Методика Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой «Организация экспериментальной деятельности детей»
Миронова Н. «Как развивать воображение в дошкольном возрасте». / Дошкольное воспитание, 2008 г. –  № 1, стр. 38/
Программа «Школа 2100»
Программа «Сообщество» под редакцией П.Г. Нежновой.
Программа Н.Ф. Сорокина Программа «Театр-творчество-дети».
Программа Н.А Зайцева «Обучение дошкольников чтению постановке каллиграфического почерка и начальной математике»
Савенков А.И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» //Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 22 - 32.
Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ»








13PAGE 15


13PAGE 141515