Методическая разработка практического занятия по теме Кости черепа

ГОСУДАРСТВЕННО АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»





Методическая разработка практического занятия

По дисциплине «Анатомия и физиология человека»



Тема: Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

Специальность: 31. 02.01 «Лечебное дело»
углубленной подготовки
















2017


Рассмотрено на заседании ПЦМК
Протокол №__ «___» __2017г
Председатель ПЦМК ______




































Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: «Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровья сберегающей технологии.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС
·
·
· поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- анатомию и физиологию человека.
уметь:
- использовать знания о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний
П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний.



Учебно-методический план занятия

Предмет: Анатомия и физиология человека

Тема: Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

Тип занятия: практическое

Цели занятия:

1.Образовательная:
- Формирование знаний о строении и месторасположении костей черепа человека;
- Формирование умений использовать знания о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

2. Развивающая:
- Развивать способности  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
3. Воспитательная:
-Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии.


Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный















Междисциплинарная интеграция:


















Внутридисциплинарная интеграция










Дидактическое пространство:

Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Кости лицевого отдела черепа; Кости мозгового отдела черепа; Особенности соединения костей черепа.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.


Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.

Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.





































Хронологическая карта занятия

Основные этапы знания
время
Методические указания

1.
Организационный момент.
Приложение № 1.
Цель: Этап дисциплинирует и
настраивает студентов на учебную
деятельность.
2
минуты
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК1,4,5,6
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности.
2
минуты
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.
Актуализация опорных знаний:
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к занятию студентов.
Письменный опрос с целью активизации внимания студентов. (Тестирование) Приложение №5
5 минут
Индивидуальный контроль.

4.
Методические указания к проведению самостоятельной работы. Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе.
Приложение №2, 3,4
2 минуты
Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция).

5.
- Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК1,4,5,6 Приложение №2,3,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение костей черепа на костных препаратах и скелете.
-Демонстрация костей черепа на скелете.
- Характеристика видов соединения костей черепа и височно-нижнечелюстного сустава.
- Изучение возрастных особенностей черепа.
Демонстрация презентации.
2. Работа в альбоме: зарисовка костей черепа.
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач квазипрофессиональной направленности.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9
45 минут
Индивидуально – групповая методика обучения.
Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий.
Вербальный метод:





Визуальный метод:
демонстрация
презентации и видеофильма.

6.
Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения. Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам. ОК 6.
30
минут
Индивидуальный устный и письменный контроль

7.
Подведение итогов
2
минуты
Обобщающее слово преподавателя. Выставление итоговой оценки с учётом всех видов контроля (средний балл).

8.
Домашнее задание:
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Стр. 60 - 75 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 51-61. Лекция. Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости черепа; Составить таблицу «Соединения костей черепа».

2
минуты
Вербальный контакт


всего
90минут











Приложение №2

Методическая разработка к практическому занятию для студента

Тема: Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения использовать знания о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Оснащение занятий:
Электронная презентация. Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Кости лицевого отдела черепа; Кости мозгового отдела черепа; Особенности соединения костей черепа.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.

Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека












Приложение №3
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название этапа
Описание работы деятельности
Время

1
Организационный момент
Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя.
5 мин.

2
Самостоятельная работа студентов.
- Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК.1, 4,5,6
Приложение №2,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение костей черепа на костных препаратах и скелете.
-Демонстрация костей черепа на скелете.
- Характеристика видов соединения костей черепа и височно-нижнечелюстного сустава.
- Изучение возрастных особенностей черепа.
Демонстрация презентации.
2. Работа в альбоме: зарисовка костей черепа.
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач квазипрофессиональной направленности.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9
40 мин.




Приложение№1



Методические рекомендации для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета скелетом человека, муляжами суставов, плакатами, необходимыми препаратами костей, атласами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путем фронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач и т.д.
Продемонстрировать череп, его мозговой и лицевой отделы, отдельные кости, образующие череп. Более подробно рассмотреть строение клиновидной, височной, затылочной костей, показать их составные части, отверстия, каналы. Обратить внимание на наличие воздухоносных пазух в решетчатой, лобной, клиновидной костях, в верхней челюсти, сообщающихся с полостью носа. Затем следует дать обзор черепа в целом: его верхней части - крыши (свода) и нижней части - основания. На своде черепа показать венечный, сагиттальный и ламбдовидный швы, на внутренней (мозговой) поверхности свода - пальцевидные вдавления - отпечатки извилин большого мозга, артериальные и венозные борозды - места прилегания артерий и вен. На внутренней (мозговой) поверхности основания черепа продемонстрировать переднюю, среднюю, заднюю черепные ямки, в направлении спереди назад: горизонтальную (продырявленную) пластинку решетчатой кости с петушиным гребнем, отверстие канала зрительного нерва, верхнюю глазничную щель, турецкое седло с углублением для гипофиза, круглое, овальное, остистое и рваное отверстия; отверстие внутреннего слухового прохода на задней поверхности пирамиды, яремное и большое затылочное отверстия, канал подъязычного нерва и другие образования. На наружной поверхности основания черепа показать хоаны (отверстия, ведущие в носовую полость), крыловидные отростки клиновидной кости, наружное отверстие сонного канала, овальное, остистое, рваное, яремное, большое затылочное отверстия, мыщелки затылочной кости, глоточный бугорок, шиловидный, сосцевидный отростки, шилососцевидное отверстие, наружное слуховое отверстие и т.д. На передней поверхности черепа продемонстрировать полости двух глазниц, между ними - полость носа, ниже - костную основу полости рта. На боковой поверхности черепа выделить парные ямки: височную, подвисочную и крыловидно-небную (крылонебную).
Далее следует рассказать о соединениях костей черепа между собой. Подчеркнуть, что все они соединяются друг с другом, кроме нижней че- люсти, посредством швов и синхондрозов и практически неподвижны. С возрастом швы и синхондрозы постепенно замещаются синостозами. Показать на черепе различные по форме швы: зубчатые, чешуйчатые и плоские (гармоничные), а также височно-нижнечелюстной сустав, парный, комплексный по строению (внутрисуставной хрящевой диск), комбинированный по функции, мыщелковый (эллипсовидный) по форме.
Кратко охарактеризовать возрастные особенности черепа.
Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).
Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).
Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом.














Приложение №4

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Задание 1.
1. Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите строение костей мозгового черепа (затылочной, клиновидной, лобной, решетчатой, височной, теменной). При этом обратите внимание на участие названных костей или их частей в формировании определенных полостей, отверстий, каналов, ямок, возвышений и других анатомических образований черепа.
При изучении непарной затылочной кости, расположенной в задненижнем отделе мозгового черепа, найдите в ней четыре части: базилярную (основную) часть, две латеральные части и затылочную чешую. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом. На внутренней поверхности базилярной части выделите желоб, который вместе с телом клиновидной кости образует скат - опору для продолговатого мозга и моста. На нижней поверхности латеральных частей кости покажите затылочные мыщелки для сочленения черепа с атлантом, а над каждым мыщелком (в их основании) - канал подъязычного нерва (для одноименного нерва).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1.

На клиновидной кости, находящейся в основании черепа и напоминающей по форме бабочку, определите тело и три парных отростка: большие, малые крылья и крыловидные отростки. Найдите на верхней части тела ямку для гипофиза - турецкое седло, внутри тела - клиновидную пазуху (на сагиттальном распиле черепа), в основании малых крыльев - зрительный канал, а у основания больших крыльев - 3 отверстия: круглое, овальное и остистое, служащие для выхода нервов из мозга и входа сосудов в мозг. На крыловидных отростках выделите латеральную и медиальную пластинки, служащие для фиксации жевательных мышц.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рисунок 2.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рисунок 3.

Изучите строение лобной кости, найдите лобную чешую, носовую и глазничные части. На чешуе рассмотрите лобные бугры - след от ядер окостенения, ниже их - надбровные дуги, а между ними гладкую площадку – надпереносье. На глазничной части определите нижнюю поверхность, обращенную в полость глазницы, и верхнюю - в полость черепа. На сагиттальном распиле черепа найдите лобную пазуху и проследите ее сообщение с полостью носа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 4.

На отдельном препарате решетчатой кости, которая лежит в глубине черепа и участвует в образовании стенок полости носа и глазниц, выделите горизонтальную (решетчатую) пластинку, перпендикулярную пластинку и два лабиринта. На внутренней поверхности лабиринтов найдите верхнюю и среднюю носовые раковины, а в самих лабиринтах - множество воздухоносных ячеек, сообщающихся с полостью носа (воздухоносная кость). Перпендикулярная пластинка участвует в образовании перегородки полости носа (вместе с сошником). Кверху она заканчивается петушиным гребнем. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 5.
При изучении височной кости, расположенной на боковых поверхностях и основании черепа, найдите три ее части: пирамиду (каменистую часть), барабанную и чешуйчатую. Выделите на пирамиде 3 поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. На передней поверхности пирамиды найдите тройничное вдавление (для узла тройничного нерва) и дугообразное возвышение. Участок между этим возвышением и чешуйчатой частью височной кости составляет крышу барабанной полости, где расположен орган слуха и равновесия. На задней поверхности пирамиды почти в центре определите внутреннее слуховое отверстие, ведущее во внутренний слуховой проход (через него проходят лицевой и преддверно- улитковый нервы). На нижней поверхности пирамиды выделите наружное отверстие сонного канала (в котором проходит внутренняя артерия), шиловидный отросток, шилососцевидное отверстие (через которое из черепа выходит лицевой нерв). Затем рассмотрите барабанную часть височной кости - немного изогнутую кольцевидную пластинку, ограничивающую с трех сторон (спереди, снизу и сзади) наружное слуховое отверстие й продолжающуюся в наружный слуховой проход до барабанной полости. Позади наружного слухового прохода обратите внимание на сосцевидный отросток, ячейки которого сообщаются с барабанной полостью среднего уха. Далее рассмотрите чешуйчатую часть, отходящий от ее наружной поверхности вперед скуловой отросток, у основания которого расположена овальная нижнечелюстная ямка, а впереди ямки - суставной бугорок.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рисунок 6.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 7.
На теменной кости, имеющей вид четырехугольной пластинки и образующей верхнебоковой отдел свода черепа, найдите ее поверхности (внутреннюю, наружную), теменной бугор (по этим буграм определяют ширину черепа), ее края (лобный, затылочный, сагиттальный, чешуйчатый) и углы (лобный, клиновидный, затылочный, сосцевидный).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 8.

2. Пользуясь препаратами костей черепа, муляжами, сагиттальным распилом черепа, черепом в целом и рекомендованной литературой, изучите строение костей лицевого черепа (верхней челюсти, скуловой, носовой, слезной, небной костей, нижней носовой раковины, нижней челюсти, сошника и подъязычной кости). При этом отметьте участие указанных костей в формировании полостей, ямок, возвышений и других анатомических образований лица.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 9.

При изучении верхней челюсти, участвующей в образовании стенок полости носа, рта и глазницы, найдите ее тело с четырьмя поверхностями: глазничной, передней, подвисочной, носовой и 4 отростка: лобный, скуловой, альвеолярный и небный. Альвеолярный отросток содержит 8 ямок - зубных альвеол для верхних зубов. В теле кости выделите верхнечелюстную (гайморову) пазуху и проследите ее сообщение с полостью носа. На передней поверхности тела найдите клыковую ямку с подглазничным отверстием, скуловой отросток, отделяющий переднюю, поверхность от подвисочной, а на носовой поверхности - раковинный гребень, к которому прикрепляется самостоятельная кость - нижняя носовая раковина. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 10.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 11.

На скуловой кости, которая своими размерами определяет ширину и форму лица, определите ее поверхности: латеральную, височную и глазничную и отростки: лобный и височный. Вместе со скуловым отростком височной кости последний участвует в образовании скуловой дуги.
Далее рассмотрите костную спинку носа, состоящую из двух носовых костей - тонких четырехугольных пластинок, продольный размер которых больше поперечного.
На передней медиальной стенке глазницы найдите слезную кость - очень тонкую и хрупкую четырехугольную пластинку, участвующую в образовании носослезного канала и ямки слезного мешка. Покажите в ней слезную борозду и задний слезный гребень.
Затем рассмотрите небную кость, состоящую из двух пластинок: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная пластинка дополняет твердое (костное) небо, а перпендикулярная - латеральную стенку полости носа и дно глазницы (глазничный отросток).
На сагиттальном распиле натурального черепа найдите нижнюю' носовую раковину - самостоятельную костную пластинку, находящуюся в полости носа и прикрепляющуюся одним своим краем к ее латеральной стороне (к раковинному гребню верхней челюсти и небной кости). Другой край нижней носовой раковины свободно свисает в просвет полости носа.
На нижней челюсти (единственной подвижной кости черепа) выделите тело и две ветви с венечным (впереди) и мыщелковым (сзади) отростками, разделенными вырезкой. На наружной и внутренней поверхности угла нижней челюсти найдите жевательную и крыловидную бугристости, к которым прикрепляются одноименные мышцы. На верхнем крае"' тела (альвеолярной части) рассмотрите зубные альвеолы (для 16 зубов), разделенные межальвеолярными перегородками, на внутренней поверхности каждой ветви - нижнечелюстное отверстие, ведущее в одноименный канал тела кости, который открывается на наружной поверхности подбородочным отверстием (в нем проходит нижний альвеолярный нерв, одноименные артерия и вена).
На целом черепе найдите непарную лицевую кость - сошник, представляющий собой четырехугольную пластинку, участвующую в образовании перегородки носа. Задний край сошника отделяет одну хоану от другой, передний край вверху соединяется с перпендикулярной пластинкой решетчатой костей, а внизу - с хрящевой перегородкой носа.
Изучите строение подъязычной кости, которая расположена отдельно между нижней челюстью и гортанью. Рассмотрите ее тело и отходящие от него назад большие и вверх - малые рога. При помощи мышц и связок подъязычная кость подвешена к костям черепа и соединена с гортанью.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 12.
Задание 2.
Переходя к изучению черепа как целого, используйте внутреннее и наружное основание черепа, целый череп и рекомендованную в задании 1 литературу.
На внутреннем основании черепа определите переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки, покажите их границы и образующие их кости. В передней черепной ямке рассмотрите глазничную часть лобной кости с многочисленными мозговыми возвышениями и пальцевидными вдавления- ми, решетчатую пластинку, петушиный гребень, малые крылья клиновидной кости и зрительный канал. Найдите границу между передней и средней черепными ямками (по заднему краю малых крыльев).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 13.
В средней черепной ямке, образованной телом и большими крыльями клиновидной кости, передними поверхностями пирамид и чешуей височных костей, найдите гипофизарную ямку тела клиновидной кости, спинку турецкого седла, верхнюю глазничную щель, круглое, овальное, остистое и рваное отверстия.
В задней черепной ямке, отделенной от средней верхним краем пирамид височных костей, обратите внимание на расположенное в центре большое затылочное отверстие, впереди которого лежит скат, а также на расположенные по бокам от большого затылочного отверстия каналы подъязычного нерва и яремные отверстия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 14.
На наружном основании черепа, начиная с переднего отдела, найдите и покажите твердое (костное) небо, хоаны, крыловидные отростки клиновидной кости, рваное, овальное, остистое отверстия, глоточный бугорок, наружное отверстие сонного канала, большое затылочное, яремное отверстия, мыщелки затылочной кости, шиловидный, сосцевидный отростки, шилососцевидное отверстие, височно-нижнечелюстную ямку, наружное слуховое отверстие и т.д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 15.
На передней поверхности черепа рассмотрите полости двух глазниц, имеющих форму четырехгранной пирамиды. Покажите сообщение глазницы с полостью носа (через носослезный канал), средней черепной ямкой (через верхнюю глазничную щель и зрительный канал), крыловидно - небной и подвисочной ямками (через нижнюю глазничную щель, расположенную между латеральной и нижней стенками глазницы).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 16.
Изучая полость носа, рассмотрите входное (грушевидное) отверстие и два выходных (хоаны), костную перегородку, разделяющую полость носа на две, чаще неравные половины, а также 3 носовые раковины (верхнюю, среднюю и нижнюю) на боковых стенках носа. Под каждой из раковин образуется носовой ход: верхний, средний и нижний. Затем изучите костную основу полости рта, которая представлена сверху твердым небом, спереди и с боков альвеолярными отростками верхней и нижней челюстей, а также зубами.
После этого рассмотрите на боковой поверхности черепа парные ямки: височную, подвисочную и крыловидно-небную. Границей между первой и второй является скуловая дуга. В них находятся жевательные мышцы, сосуды и нервы. Проследите на черепе, как, углубляясь, подвисочная ямка переходит в крыловидно-небную ямку и как последняя сообщается с полостями черепа, глазницы, носа и рта через отверстия, щели и каналы. В этом заключается большое клиническое значение крыловидно-небной ямки при воспалительных процессах в ней и соседних областях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 17.


Задание 3.
1. Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите соединения костей мозгового и лицевого черепа. Непрерывные соединения между костями черепа представлены, главным образом, фиброзными соединениями в виде швов у взрослых и межкостных перепонок (синдесмозов) у новорожденных. На уровне основания черепа имеются хрящевые соединения - синхондрозы. Большинство костей свода черепа соединяется друг с другом при помощи зубчатых швов, лицевого черепа - плоских (гармоничных) швов. Найдите и покажите швы черепа: зубчатые (венечный - между лобной и теменными костями, сагиттальный - между двумя теменными костями, ламбдовидный - между теменными и затылочной костями), чешуйчатый (височно-теменной), плоские, или гармоничные (между лицевыми костями). Швы формируются к 3-5 году жизни. Рост черепа заканчивается к 25- 30 годам. Окостенение швов происходит примерно к 30 годам и даже позже. В процессе окостенения иногда образуются отдельные, непостоянные небольшого размера кости швов. Чаще их обнаруживают в сагиттальном и ламбдовидном швах. Реже встречается межтеменная кость, заменяющая верхний угол затылочной чешуи и располагающаяся между двумя теменными костями. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 18.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 19.
Затем на целом черепе изучите височно-нижнечелюстной сустав, парный, комбинированный, по форме мыщелковый. Рассмотрите его суставные поверхности: головку мыщелкового отростка нижней челюсти и нижнечелюстную ямку с суставным бугорком височной кости. Обратите внимание на наличие в этом суставе хрящевого диска, который делит полость сустава на два этажа: верхний и нижний (комплексный сустав). Благодаря этому в суставе возможны опускание и поднимание нижней челюсти, боковые движения вправо и влево, смещение челюсти вперед и назад.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 21.

2. Изучите возрастные особенности черепа. На рисунках черепа новорожденного расположенных в атласе нормальной анатомии человека, рассмотрите роднички: передний (лобный), задний (затылочный), клиновидные и сосцевидные и определите сроки их зарастания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 22.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 23.

Задание 4.
Зарисуйте в альбомы внутреннее, наружное основание черепа и височно- нижнечелюстной сустав. Работу по зарисовке основания черепа и височно-нижнечелюстного сустава можно закончить дома.
Задание 5.
Зарисуйте в альбомы внешний вид затылочной, клиновидной, височной, лобной костей, верхней и нижней челюсти. Работу по зарисовке в альбомы внешнего вида костей можно закончить дома.
Задание 6.
Проверьте по тестам, терминологическому диктанту, ситуационным и морфофункциональным задачам насколько прочно Вы усвоили знания.
Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы и к тестовому контролю.




Приложение №5
Задания для входного контроля

Продемонстрируйте знания строения и видов соединения костей туловища при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
Найдите один верный ответ:
1) Кость по форме похожая на бабочку:
А. решётчатая
Б. затылочная
В.скуловая
Г. клиновидная
2) Череп человека включает .костей:
А.20
Б.18
В.32
Г.23
3) Кость по форме напоминающая букву «Т»:
А. верхняя челюсть
Б. сошник
В. решетчатая
Г. лобная
4) Кость, содержащая трёхгранную пирамиду:
А. скуловая
Б. теменная
В. лобная
Г. височная
5)Петушиный гребень, впадающий в полость черепа, является частью кости:
А. скуловой
Б.затылочной
В. лобной
Г.решётчатой
6) Турецкое седло находится на кости:
А. затылочной
Б. решетчатой
В.клиновидной
Г. лобной
7) Клыковая (собачья) ямка находится на кости:
А. затылочной
Б. верхней челюсти
В.клиновидной
Г. лобной
8) У новорожденных между костями находятся . родничков:
А.5
Б.6
В. 3
Г.4
9) Ромбовидную форму имеет родничок:
А.сосцевидный
Б.задний
В. клиновидный
Г. передний
10) Верхняя и средняя носовые раковины отходят от кости:
А.решетчатой
Б. затылочной
В.клиновидной
Г. лобной















Приложение №5
Критерии оценивания:
Точно определены строение и виды соединения костей туловища при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10.
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 -100
9 баллов - 5
отлично

80 - 89
8 баллов - 4
хорошо

70 -79
7 баллов - 3
удовлетворительно

менее 70
6 баллов - 2
не удовлетворительно

Эталоны ответов для задания тестового контроля
1
Г

2
Г

3
В

4
Г

5
Г

6
В

7
Б

8
Б

9
Г

10
А


Приложение №6

Контрольные вопросы
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Охарактеризуйте функции и отделы черепа.
Опишите строение костей мозгового черепа.
Опишите строение костей лицевого черепа.
Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения костей черепа.






















Приложение №6
Критерии оценивания контрольных вопросов

Вопрос 1.Охарактеризуйте функции и отделы черепа.
Критерии оценивания:
-Охарактеризованы правильно функции и отделы черепа. Да \нет
-Перечислены не менее 2 функций черепа. Да \нет
- Охарактеризованы в полном объеме функции и отделы черепа. Да \нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 баллов
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 1 балл.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 2 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 3 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Скелет головы называется черепом (cranium). Он представляет собой комплекс костей, прочно соединенных швами, служащий опорой и защитой некоторым органам. В полостях черепа расположены головной мозг, органы зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса и начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем. В зависимости от положения и происхождения все кости черепа делят на кости мозгового черепа и кости лицевого черепа (лица).
В состав мозгового черепа входят 8 костей, из которых две парные
(височная, теменная) и четыре непарные (лобная, клиновидная, решетчатая, затылочная).Все кости головы по форме плоские и состоят из двух пластинок компактного вещества, между которыми находится губчатое вещество с большим количеством венозных сплетений. Наружная пластинка компактного вещества толстая, прочная, внутренняя - тонкая и хрупкая (поэтому при травмах головы она повреждается чаще, чем наружная пластинка).
Лицевой череп располагается под мозговым черепом. Он представляет собой костную основу лица и начальных отделов пищеварительных и дыхательных путей. К костям лицевого черепа прикрепляются жевательные мышцы.
В состав лицевого черепа входят 15 костей, из которых шесть - парные (верхняя челюсть, скуловая, носовая, слезная, небная, нижняя носовая раковина) и три непарные (нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость).
Череп – одна из важнейших частей скелета. Он выполняет следующие функции:
1) опорную, служит опорой для начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем, мимических мышц;
2) защитную, образуя полость для головного мозга, а также органов чувств;
Вопрос 2. Опишите строение костей мозгового черепа
Критерии оценивания:
- Даны правильно определения всех анатомических понятий в полном объёме. Да \нет
-Охарактеризовано правильно строение костей мозгового черепа. Да\ нет
-Охарактеризовано не менее 6 костей мозгового черепа. Да \нет
- Воспроизведена требуемая информация в полном объёме. Да \нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
В состав мозгового черепа входят 8 костей, из которых две парные (височная, теменная) и четыре непарные (лобная, клиновидная, решетчатая, затылочная).
1) Затылочная кость (osoccipitale) непарная, расположена в задненижнем отделе черепа. Состоит из четырех частей: базилярной (основной) части, двух латеральных частей и затылочной чешуи. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом.
2) Клиновидная кость (ossphenoidale) расположена между затылочной и лобной костями в основании черепа. Кость воздухоносная, по форме напоминает бабочку. Состоит из тела и трех парных отростков: больших, малых крыльев и крыловидных отростков. Верхняя часть тела, имеющая ямку для гипофиза, называется турецким седлом. Внутри тела имеется воздухоносная клиновидная пазуха, сообщающаяся с полостью носа.
3) Лобная кость (osfrontale) занимает передненижнюю часть черепа, состоит из лобной чешуи, двух глазничных частей и носовой части. Внутри кости расположена воздухоносная пазуха, сообщающаяся с полостью носа.
4) Решетчатая кость (osethmoidaie) - воздухоносная кость, лежит в глубине черепа и принимает участие в образовании стенок полости носа и глазниц. Состоит из горизонтальной (решетчатой) пластинки, двух лабиринтов и перпендикулярной пластинки. На внутренней поверхности лабиринтов имеются верхняя и средняя носовые раковины. Перпендикулярная пластинка участвует в образовании перегородки полости носа (вместе с сошником). Кверху она заканчивается петушиным гребнем.
5) Височная кость (ostemporale) - самая сложная из костей черепа, является вместилищем для органа слуха и равновесия, в ее каналах проходят сосуды и нервы, образует сустав с нижней челюстью. Состоит из трех частей: пирамиды (каменистая часть), барабанной и чешуйчатой. На 3-7 году жизни эти части полностью срастаются. Каменистая часть напоминает по форме трехгранную пирамиду, в которой выделяют три поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю.
Барабанная часть височной кости - самый небольшой ее отдел, представляет собой немного изогнутую кольцевидную пластинку, ограничивающую с трех сторон (спереди, снизу и сзади) наружное слуховое отверстие и продолжающуюся в наружный слуховой проход до барабанной полости. Чешуйчатая часть височной кости расположена кверху и впереди от наружного слухового прохода.
6) Теменная кость (osparietale) имеет вид четырехугольной пластинки, выпуклой снаружи и вогнутой изнутри. На внешней выпуклой поверхности хорошо заметен теменной бугор (по этим буграм определяют ширину черепа). Три края теменной кости: лобный (передний), затылочный (задний), сагиттальный (верхний) зазубрены, четвертый чешуйчатый (нижний) край косо срезан и прикрыт чешуей височной кости.
Вопрос 3. Опишите строение костей лицевого черепа.
Критерии оценивания:
- Даны правильно определения всех анатомических понятий в полном объёме. Да \нет
-Охарактеризовано правильно строение костей лицевого черепа. Да \нет
-Охарактеризовано не менее 15 костей лицевого черепа. Да \нет
- Воспроизведена требуемая информация в полном объёме. Да \нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Лицевой череп располагается под мозговым черепом. Он представляет собой костную основу лица и начальных отделов пищеварительных и дыхательных путей. К костям лицевого черепа прикрепляются жевательные мышцы.
В состав лицевого черепа входят 15 костей, из которых шесть - парные (верхняя челюсть, скуловая, носовая, слезная, небная, нижняя носовая раковина) и три непарные (нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость).
1) Верхняя челюсть (maxilla) участвует в образовании стенок полости носа, рта и глазницы. В ней различают тело, имеющее 4 поверхности: глазничную, переднюю, подвисочную и носовую, и 4 отростка: лобный, скуловой, альвеолярный и небный. В теле кости находится воздухоносная полость - верхнечелюстная (гайморова) пазуха, открывающаяся в средний носовой ход.
2) Скуловая кость своими размерами определяет ширину и форму лица. Имеет латеральную, височную, глазничную поверхности, а также лобный и височный отростки.
3) Носовая кость примыкает к лобной кости и лобному отростку верхней челюсти, образуя спинку носа с костью противоположной стороны.
4) Слезная кость - маленькая кость, расположенная на медиальной стенке глазницы. Имеет слезную борозду и гребень
5) Небная кость состоит из двух пластинок: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная пластинка дополняет твердое (костное) небо, а перпендикулярная - латеральную стенку полости носа.
6) Нижняя носовая раковина - самостоятельная тонкая костная пластинка, находится в полости носа, прикрепляясь одним краем к латеральной стороне. Другой край свободно свисает в просвет полости носа.
7) Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Развивается из двух половин, которые срастаются на первом году жизни. Имеет форму подковы, состоит из тела и отходящих от него под углом 110-130° двух ветвей. Верхний край тела образует альвеолярную часть, которая содержит в себе зубные альвеолы (для 16 зубов).
8) Сошник - четырехугольная костная пластинка, принимающая участие в образовании перегородки носа.
9) Подъязычная кость - подковообразная кость, состоит из тела и двух пар рогов: больших и малых. Расположена в области шеи, между нижней челюстью и гортанью. При помощи мышц и связок подъязычная кость подвешена к костям черепа и соединена с гортанью.
Вопрос 4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения костей черепа
Критерии оценивания:
-Охарактеризованы правильно виды соединения черепа. Да \нет
-Перечислены не менее 3видовсоединениячерепа. Да \нет
- Охарактеризованы в полном объеме виды соединения черепа. Да \нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 баллов
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 1 балл.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 2 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 3 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Все кости черепа соединены между собой в основном посредством швов и практически неподвижны (за исключением нижней челюсти). Кости основания черепа соединяются синхондрозами. С возрастом швы и синхондрозы черепа постепенно замещаются синостозами. В зависимости от формы различают зубчатые, чешуйчатые и плоские (гармоничные) швы. Большинство костей свода черепа соединяется друг с другом при помощи зубчатых швов, лицевого черепа - при помощи плоских (гармоничных) швов. Название швов происходит от наименования соединяющихся костей. Однако некоторые швы имеют собственные оригинальные названия. Так, шов между лобной и теменными костями называется венечным, между двумя теменными - сагиттальным (стреловидным), между теменными и затылочной - ламбдовидным.
Височно-нижнечелюстной сустав парный, комбинированный, по форме мыщелковый (эллипсовидный), образован головкой мыщелкового отростка нижней челюсти и нижнечелюстной ямкой с суставным бугорком височной кости. Внутрисуставной хрящевой диск делит полость сустава на два этажа: верхний и нижний (комплексный сустав). Благодаря этому в суставе возможны опускание и поднимание нижней челюсти, боковые движения вправо и влево, смещение челюсти вперед и назад.













Приложение №7
Задания для тестового контроля
Продемонстрируйте знания строения и видов соединения костей туловища при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
1) Воздухоносная кость черепа:
А. теменная
Б. затылочная
В.скуловая
Г. лобная
2) Мозговой отдел черепа включает . костей:
А. 6
Б. 3
В. 5
Г. 8
3) Подвижная кость в черепе:
А. верхняя челюсть
Б. решетчатая
В. нижняя челюсть
Г. лобная
4) Выберите непарную кость мозгового отдела черепа:
А. скуловая
Б. теменная
В. височная
Г.лобная
5)Выберите парную кость мозгового отдела черепа:
А. скуловая
Б.затылочная
В. лобная
Г.височная
6) Выберите кость черепа, содержащую гайморову пазуху:
А. нижняя челюсть
Б. решетчатая
В. верхняя челюсть
Г. лобная
7) Между теменными костями находится шов:
А. ламбдовидный
Б. стреловидный
В.венечный
Г. чешуйчатый
8) Выберите кость лицевого отдела черепа:
А.затылочная
Б. скуловая
В. лобная
Г.височная
9) Выберите подковообразную кость черепа:
А. верхняя челюсть
Б. решетчатая
В. верхняя челюсть
Г.подъязычная
10) Кость, выполняющая важную роль в формировании рельефа лица:
А. скуловая
Б.верхняя челюсть
В. лобная
Г.сошник
11) Височно-челюстной сустав имеет форму:
А. шаровидную
Б. эллипсовидную
В. плоскую
Г. цилиндрическую
12) Лицевой отдел черепа включает . костей:
А.15
Б.10
В.12
Г. 8
13) Верхняя стенка глазницы образована костью:
А.лобной
Б. решетчатой
В.верхней челюстью
Г. подъязычной
14) Полость носа открывается кпереди отверстием:
А. шаровидным
Б. грушевидным
В. квадратным
Г. треугольным
15) Самый крупный родничок у новорожденных:
А.передний
Б.задний
В. клиновидный
Г. сосцевидный


























Приложение №7

Критерии оценивания:
Точно определены строение и виды соединения костей туловища при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Точно определены строение и виды соединения костей черепа при решении тестовых заданий. Да/нет
Система оценивания:
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -15.
Оценка:

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 -100
14 баллов - 5
отлично

80 - 89
12 баллов - 4
хорошо

70 -79
10 баллов - 3
удовлетворительно

менее 70
9 баллов - 2
не удовлетворительно

Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками




Эталоны ответов:
1
Г

2
Г

3
В

4
Г

5
Г

6
В

7
Б

8
Б

9
Г

10
А

11
Б

12
А

13
А

14
Б

15
В












Приложение №8
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

Морфофункциональные и ситуационные задачи квазипрофессиональной направленности

Текст задания: Уважаемые студенты, найдите решение ситуационной задачи с использованием знаний анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Задача№1
Ситуационная задача: В здравпункт завода доставлен больной с сопровождающим. Больной сам лишен возможности говорить, т.к. его рот непроизвольно открыт, нижняя челюсть выдвинута вперед, выраженное слюнотечение, но больной не может закрыть рот даже при применении усилия (при этом определяется пружинистое движение челюсти), а на вопрос “где болит?”, больной указывает на область височно-нижнечелюстных суставов. Щеки у больного упрощены. Как объяснил сопровождающий, причиной данной патологии явилось широкое открывание рта во время торопливой еды в столовой.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о дополнительных симптомах для уточнения диагноза и методике их выявления.

Задача№2
Ситуационная задача: В ФАП обратился молодой мужчина с жалобами на сильную боль в области нижней челюсти. От сопровождавшей его жены фельдшер узнал, что удар нанесен кулаком около часа назад.
Объективно: Состояние средней тяжести. Пульс – 90 ударов в минуту, ритмичный, АД 120 мм.рт.ст. Нижняя челюсть деформирована, рот полуоткрыт и зафиксирован в этом положении. Прикус нарушен за счет смещения нижних зубов кзади. В области подбородка кровоподтек. Пальпация подбородочной области болезненна. В области углов нижней челюсти болезненность усиливается, определяются отек и крепитация костных отломков. Речь и глотание нарушены. Изо рта подтекает слюна с примесью крови.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

Задача№3
Ситуационная задача: В ФАП доставлен мальчик 12 лет. Жалобы на головную боль, головокружение, шум в ушах, тошноту. При спуске на санках с горы ударился о глыбу земли, была кратковременная потеря сознания, рвота. О случившемся не помнит.
Объективно: состояние средней тяжести, возбужден, кожа бледная, зрачки узкие, равномерной ширины, прямая и содружественная реакции на свет не нарушена, температура 36,6 град. С. Пульс 57 ударов в одну минуту, слабого наполнения. В теменной области рана размером 0,5х1,5 см, с неровными краями и кровоизлияниями в мягкие ткани, кровотечение умеренное.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположенный диагноз.

Задача№4
Ситуационная задача: Вызов фельдшера на стройку к рабочему 25 лет, упавшему со второго этажа.
Объективно: состояние тяжелое, сознание отсутствует, изо рта и носа выделяется кровь, на лице и одежде следы рвотных масс. Дыхание поверхностное, прерывистое, 20 в минуту. Кожные покровы бледные, зрачки узкие, веки опущены, пульс 60 в минуту, слабого наполнения, АД 100/60 мм рт. ст.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

















Приложение №8
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи:
Задача №1
Эталон ответа:
1. Диагноз: закрытый передний двухсторонний вывих нижней челюсти.
Диагноз подтверждается характерными клиническими симптомами: открытый рот, выдвижение нижней челюсти вперед, слюнотечение, уплощение щек и др.
2. Дополнительные симптомы для уточнения диагноза
При пальпации в области височно-нижнечелюстных суставов можно определить углубление; также при двухстороннем вывихе подбородок смещается вниз, при одностороннем – в здоровую сторону.

Задача №2
Эталон ответа:
1. Диагноз: Закрытый перелом нижней челюсти.
Ставится на основании:
а) жалоб и данных анамнеза: сильная боль, возникшая после травмы;
б) данных объективного исследования: деформация нижней челюсти, боль и крепитация, выявляемые пальпаторно, кровоподтек в подбородочной области, выделяемая слюна окрашена кровью.
Точный диагноз может быть поставлен только в ЛПУ после выполнения Ro..-графии.

Задача №3
Эталон ответа:
Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана лобной области.
Диагноз поставлен на основании:
а) анамнеза: характерного для сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания и ретроградная амнезия;
б) наличия жалоб: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, шум в ушах (общемозговых симптомов, указывающих на повышение внутричерепного давления);
в) данных объективного исследования: возбуждение, сужение зрачков, замедленный, слабый пульс (подтверждающих серьёзное нарушение функций головного мозга), рана в лобной области.
Задача №4
Эталон ответа:
1. Диагноз: Перелом основания черепа.
Диагноз поставлен на основании данных:
а) анамнеза – падение с высоты;
б) характерных данных объективного исследования: потеря сознания, кровотечение изо рта и носа, поверхностное, прерывистое дыхание, частый слабый пульс, пониженное артериальное давление, миоз, двухсторонний птоз, повторная рвота.























Приложение №9

Критерии оценки
При оценке практического задания используются следующие критерии оценки результата:
-Определено правильное решение предложенных ситуационных задач. Да/Нет
-Самостоятельное формулирование выводов с верным анатомо-физиологическим обоснованием. Да / Нет
- Выполнены все задания в полном объёме. Да / Нет
- Применены знаний анатомии и физиологии человека при решении задач. Да/Нет
- Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний. Да/ Нет

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний

Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 -100
5
отлично

80 - 89
4
хорошо

70 -79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно








Приложение №10

Задание на дом к следующему занятию
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Стр. 60 - 75 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 51-61. Лекция. Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости черепа;




















Анатомия и физиология человека

ПМ. 01 Диагностическая деятельность


Биология


ПМ. 02 Лечебная деятельность


ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе


ПМ. 05 Медико-социальная деятельность


ПМ. 04 Профилактическая деятельность


Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека


Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов



°