Конспект урока Мышечные и нервные ткани животных


Тема урока: «Мышечная и нервная ткани животных».
Цель: сформировать знания учащихся об особенностях строения мышечной и нервной тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).
Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Актуализация опорных знаний
Ребята, какой большой раздел в биологии мы сейчас изучаем?
Какие виды тканей вы уже знаете?
- Покровные, проводящие, основные, образовательные, соединительные.
А какую ткань мы изучили на прошлом уроке?
- соединительную ткань.
А теперь, кто желает пойти к доске и сделать задания?
1.На экране четыре вида тканей.
Задание: определить ткань по рисунку.
2. Работа с карточками
покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная - …..(ткани растений);
эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная – …..(ткани животных);
кровь, жировая, хрящевая, костная - …..(соединительная);
функции механической ткани: (опора, прочность);
главные проводящие элементы древесины - …(сосуды);
главные проводящие элементы луба - … (ситовидные трубки);
только у зеленых растений есть ... ткань (фотосинтезирующая);
основная функция образовательной ткани - … (деление);
образовательная ткань не содержит - … (вакуоль);
кровь состоит из … и … (плазма и форменные элементы крови);
Все остальные работают со мной
3. Фронтальный опрос
Определить название тканей по описанию.
Клетки этой ткани очень плотно прилегают друг к другу (покровная);
Ткань образована живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки образуют этой ткани образуют семенную кожуру, скорлупу орехов, косточки плодов (механическая);
Только у зеленых растений есть эта ткань. Она состоит из тонкостенных живых клеток, цитоплазма которых имеет большое количество хлоропластов (фотосинтезирующая);
Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. Выполняет опорную и защитную функции в животном организме (соединительная);
Эта ткань находится в местах соединения костей, что придаёт скелету гибкость. Клетки этой ткани поодиночке или группами погружены в упругое межклеточное вещество (хрящевая);
В основном эта ткань располагается в подкожном жировом слое. Она состоит из большого количества жира (жировая);
В состав этой ткани входят минеральные вещества, придающие ей прочность и органические, обеспечивающие эластичность – все это позволяет выполнять опорную функцию (костная).
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Вступительное слово учителя
Фотосинтезирующая ткань характерна только для растений, а есть ткани, которые характерны только для животных? (эпителиальные (покровные), соединительные ткани).
Мир животных находится в непрестанном движении. Двигаются стаи животных, отдельные организмы. Движение — очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц — до 4000.
Сообщение темы. Записывают число и тему урока.
И так, тема нашего урока: «Мышечная и нервная ткани животных».
- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся) Познакомиться с особенностями строения и функционирования мышечной и нервной тканей.
Представим себя микроскопическими человечками и продолжим путешествие по животному организму. Мы приближаемся с вами к мышечной ткани.
И так, Мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью, обеспечивает движение тех органов, в которых находится. Различают 2 типа мышечной ткани. Давайте найдем в учебнике на с.66, какими бывают мышечные ткани.
Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань состоит из вытянутых мышечных волокон (10-12 см), каждое из которых содержит много ядер и имеет поперечную исчерченность за счет чередования темных и светлых участков. Волокна объединяются в пучки, из которых состоит мышца. Одно волокно может содержать около 100 ядер!
Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма.
Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от желания человека), их мы можем сокращать по своему желанию. При желании мы можем согнуть руку в локтевом суставе. Поперечно-полосатые мышцы быстро сокращаются и быстро утомляются.
Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань. В этой ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивание крови через камеры сердца. Сердечная мышца, как и скелетная, имеет поперечно-полосатое строение, но, подобно гладкой, сокращается непроизвольно.
Гладкая мышечная ткань образована одноядерными клетками (длина около 0,1 мм) с заостренными концами и не имеет поперечной исчерченности. Гладкие мышцы медленно сокращаются и медленно утомляются. Гладкую мускулатуру называют еще непроизвольной. Мы не можем побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение кровеносных сосудов происходит независимо от нашего сознания и обеспечивается сокращением или расслаблением гладкой мускулатуры. Она образует стенки кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов, мочевого пузыря, мышцы кожи. Функции - сокращения стенок внутри полых органов, например перистальтика кишечника, поднятие волос на коже. 
Нервная ткань – ткань с уникальными клетками. Ткань, которая обеспечивает взаимодействие организма как с внешней средой, так и взаимодействие всех внутренних составляющих.
Нервная ткань образует головной и спинной мозг и отходящие от них нервы.
Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны, каждая из которых состоит из тела с ядром и отростков (коротких – дендритов и длинного – аксона).
 Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглию образуют вспомогательные клетки или  клетки спутницы. Они выполняют опорную, защитную и питательную функции.
Главные свойства нервной ткани – возбудимость (способность вырабатывать нервные импульсы – электрохимические сигналы, регулирующие работу органов) и проводимость (способность передавать возбуждение одного нейрона на другой).
С возрастом, со стрессами нейроны погибают. Поэтому нервную ткань надо беречь…
Ребята, мы с вами выяснили теоретически, какое строение имеет мышечная ткань, но мы же с вами исследователи, поэтому я предлагаю сейчас провести исследование, а для этого выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.
Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.
Вспоминаем правила работы с микроскопом.
Тема: Особенности строения гладкой мышечной ткани.
Цель работы: познакомиться со строением гладкой мышечной ткани.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
Ход работы:
1. Настроить микроскоп.
2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой мышечной ткани.
3. Сделать рисунок гладкой ткани, подписать его, пользуясь учебником.
4. Сделать вывод: какое строение имеет мышечная ткань. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
IV. ЗакреплениеИтак, давайте вспомним:
Какие типы мышечной ткани мы изучили?
О каких функциях мышечной ткани вы узнали?
Чем отличаются мышечные ткани?
Какова цель нашего урока?
Мы ее достигли?
V. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание
§25
Вопросы после параграфа
Список использованных источников:
http://festival.1september.ru/articles/527403/http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=13613&tmpl=Thread&BoardId=13616&ThreadId=457604http://www.openclass.ru/lessons/169015Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова«Биология. Живой организм» Поурочные методические рекомендации. 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.