Урок Мышечная система. Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Строение мышц.


Урок
Мышечная система. Мышечные ткани.
Механизм мышечного сокращения. Строение мышц.
Цель урока – формирование понятий об особенностях строения и свойствах мышечной ткани; особенностях строения и функциях скелетных мышц; основных групп мышц и их предназначения; формирование умений: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Задачи
Познавательные
- изучить строение и функции мышц; определить основные группы мышц; показать единство строения и функций опорно-двигательной системы.
Развивающие
- развивать знания о связи строения и функций скелета и мышц, развить умение добывать знания опытным путём; оказывать доврачебную помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах костей; развить лаконичную эмоциональную биологическую речь и владение научной медицинской терминологией.
Воспитательные
- формирование положительного отношения к физическим упражнениям; к здоровому образу жизни; воспитание патриотического сознания – гордость за великих российских учёных, врачей.
Оборудование: таблицы «Ткани», «Скелетные мышцы»; модели скелета и торса человека; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.
Ход урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин)
Сообщение темы и целей урока. (2 мин).
Проверка домашнего задания. (6 мин).
Тестирование.
I –вариант
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
А) доставить пострадавшего к врачу;
б) обездвижить конечность;
в) наложить холод на повреждённое место;
г) плотно забинтовать повреждённый сустав.
Ответ: б – в – г – а
II- вариант
Ваши действия при переломе локтевой кости:
А) наложить шину;
Б) отправить пострадавшего к врачу;
В) обернуть конечность мягким материалом;
Г) прибинтовать шину к конечности.
Ответ: в – а – г – б
Биологический диктант.
Дать определение следующим понятиям.
I –вариант:
надкостница;
швы;
компактное вещество кости;
череп;
грудная клетка.
II- вариант:
сустав;
эпифиз;
губчатое вещество кости;
костный таз;
крестец.
Надкостница – тонкая соединительная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость.
Швы – неподвижное соединения лобной, теменной, затылочной костей.
Компактное вещество кости – костное вещество, костные пластинки которого имеют форму полых цилиндров и как бы вставлены друг в друга;
Череп – скелет головы.
Грудная клетка – часть скелета, образованная 12-ю парами рёбер, подвижно соединённых с грудным отделом позвоночника, а 10 пар из них и с грудиной.
Сустав – подвижное соединение костей.
Эпифиз – концевые утолщения длинных трубчатых костей.
Губчатое вещество кости – костное вещество, костные пластинки которого располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.
Костный таз – пояс нижних конечностей.
Крестец – часть скелета, образованная сросшимися крестцовыми позвонками.
Изучение нового материала (5 мин).
Актуализация знаний в форме фронтальной беседы.
- Что является составными частями опорно-двигательной системы?
(Скелет и мышцы).
- Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? (Скелет).
- Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы).
- Какие виды мышечной ткани вам известны?
( скелетная (поперечно-полосатая), сердечная и гладкая).
- Каковы особенности их строения и расположения в организме?
(Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10-12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечно-полосатое строение, но, подобно гладкой мышечной ткани, состоит из мышечных клеток и сокращается непроизвольно.
Из гладкой мышечной ткани образованы стенки внутренних органов (желудок, кишечник, мочевой пузырь, кровеносные сосуды).
Какие функции они выполняют?
(Скелетная мышечная ткань – приводит в движение скелет, сердечная – обеспечивает сокращение сердца. За счёт гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов). Демонстрация рисунков, таблиц с изображением различных видов мышечной ткани, рассматривание под микроскопом микропрепаратов гладкой, поперечно-полосатой и сердечной мышечной ткани.
Строение и свойства мышечной ткани. Строение мышц (4 мин).
Рассказ учителя с элементами беседы, работа с микроскопами, индивидуальные сообщения.

30 – 35% массы тела взрослого человека приходится на скелетную мускулатуру. Насчитывается более 600 скелетных мышц.
- Вспомним, как устроена мышца?
(Мышца = тонкая соединительная оболочка + пучки поперечно-полосатых мышечных волокон в соединительнотканных оболочках + кровеносные сосуды + нервы = сухожилия).
Мышечное волокно – это видоизменённая мышечная клетка. Внутри мышечного волокна находятся тонкие сократительные нити – миофибриллы и большое количество ядер. Мышечные волокна бывают двух типов:
- красные; сокращаются медленно, но могут долго находиться в сокращённом состоянии;
- белые; сокращаются быстро, но и быстро устают.
Красные и белые мышечные волокна различаются составом и количеством миофибрилл. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов:
- толстых, образованных белком миозином;
- тонких, образованных белком актином.
Рассматривая микропрепараты под микроскопом вы видите, что тонкие и толстые нити миофибрилл видны на поперечном разрезе как чередующиеся тёмные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая.
Сообщения учащихся (9 мин).
Послушаем сообщения учащихся о двух формах мышечной ткани.
Сообщение 1.
Гладкие мышцы. Кроме скелетных мышц в нашем организме в соединительной ткани находятся гладкие мышцы в виде одиночных волокон, в отдельных местах они собраны в пучки.
Где же находятся гладкие мышцы в нашем теле?
В коже много гладких мышц они расположены у основания волосяной сумки.
В глазу вокруг зрачка расположены гладкие кольцевые и радиальные мышцы. Они всё время, незаметно для нас, работают: при ярком освещении кольцевые мышцы вызывают сужение зрачка, а в темноте сокращаются радиальные мышцы и зрачок расширяется.
Гладкая мускулатура под влиянием нервных импульсов сокращается. Например, гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи в желудок.
Сложные сплетения гладких мышечных волокон образуются в органах с широкой полостью – желудке, мочевом пузыре, матке. Сокращение этих волокон вызывает сдавливание и сужение просвета органа. Величина сокращения и сила каждого волокна ничтожна, поскольку они очень малы. Однако сложение сил волокон может создать движение огромной силы.
Сообщение 2.
Мышцы скелета. Название «мышца» произошла от слова «мускулис», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей. Свойство ярко выраженного сокращения мышц связано с их строением.
Мышца состоит из длинных клеток, достигающих у человека 12 см. Их называют мышечными волокнами.
Под оболочкой мышечной клетки располагаются многочисленные палочковидные ядра. По всей длине клетки тянутся тончайшие нити цитоплазмы – миофибриллы, способные сокращаться. В свою очередь миофибриллы содержат 2,5 тысячи белковых нитей. Таким образом, строение мышечной клетки соответствует основной её функции – сокращаться и расслабляться, производя при этом работу.
Концы мышцы переходят в сухожилия. Каждый мускул окутан соединительной тканью – плёнкой-фасцией, смягчающей их трение. Мышечное волокно распадается на несколько сотен волоконец, или фибрилл. В них чередуются светлые и тёмные диски, и под микроскопом мышечное волокно видно поперечно исчерченным.
Сообщение 3 (продолжение).
Сравним их с гладкими мышцами. Оказывается, поперечнополосатая мускулатура меньше растягивается, чем гладкая. Скелетные мышцы «проворные», быстрее сокращаются, чем мышцы внутренних органов.
Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка, дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительность движений пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращений поперечнополосатой мускулатуры.
Толщина мышечных волокон у разных людей не одинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их большая, а значит, и сила сокращения тоже большая. Ограниченность в движении значительно сокращает толщину волокон и вес мышц в целом, влечёт и уменьшение силы сокращения.
Всего в теле человека 656 скелетных мышц. За исключением двух, все остальные мышцы парные. Положение мышц, их форма, способ прикрепления к костям подробно изучены анатомией. Топографию и строение мышц особенно важно знать хирургу.
Вот почему хирург прежде всего анатом, а анатомия и хирургия – родные сёстры. Мировые заслуги в развитии этих наук принадлежат нашей отечественной науке, и прежде всего одному из блестящих её представителей – Николаю Ивановичу Пирогову.
Закрепление знаний (8 мин).
Итак, прослушав сообщения, попробуем ответить на вопрос:
- Какое значение для организма имеет прикрепление мышц к костям скелета или коже?
(Чтобы придать телу различные положения, мы включаем в работу мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Благодаря мышцам у человека бьётся сердце и работают внутренние органы).
- Каков же механизм сокращения мышц?
(Мышцы способны сокращаться под влиянием нервных импульсов).
По функциональным признакам мышцы подразделяются в соответствии с производимыми ими движениями на сгибатели и разгибатели, поднимающие и опускающие, и др. Большинство движений туловища осуществляется благодаря одновременному сокращению сразу нескольких мышц и расслаблению других.

Самостоятельная работа. Рассмотрим рис. 81 на с.154.
- Какие группы мышц различают у человека?
( Мышцы головы, шеи, туловища, Мышцы верхних и нижних конечностей).

Самонаблюдение.
Задание 1. Найдите у себя икроножную мышцу, определите, в каком движении она участвует? (сгибатель).
Задание 2. Сделайте глубокий вдох и выдох. Определите, какие мышцы участвуют в этом акте? (межрёберные).
Задание 3. Поднимите руку на уровень плеча и подержите её несколько секунд неподвижно. Определите, какие при этом сокращены мышцы? (мышцы предплечья).
Ответьте на вопросы:
Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локтевом суставе?
Какие мышцы сгибают и разгибают кисть руки?
Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?
Работа с карточками в группах.
Домашнее задание (2 мин): § 49, составление таблицы «Мышцы человека»

п/п Название групп мышц Расположение мышц в организме Функции мышц
Комментирование оценок (1мин)
Рефлексия (2 мин)
Организую внимание класса. Настраиваю детей на серьёзную, вдумчивую работу.
Выявляю степень понятой по пройденному материалу темы, добиваюсь осмысленности. Это способствует лучшему запоминанию материала и прочному его усвоению.
Выявляю уровень усвоения теоретического материала. Развиваю логическое мышление, коммуникативные навыки, активность. При помощи вопросов побуждаю учащихся к уяснению предложенной информации.
Учу овладевать методами анализа ответов одноклассников.
Побуждаю к осмыслению информации через наблюдение и сопоставление мышечных тканей, их признаков и свойств.
Активирую полученные ранее знания.
Излагаю новый материал, акцентирую внимание на новых терминах. Демонстрирую излагаемое на и таблице. Развиваю память, стимулирую стремление к знаниям.
Развиваю умение и навыки учащихся работать дополнительной литературой; умение школьников выделять в тексте главное.
Обучаю логически связному рассказу.
Побуждаю к осмыслению информации через сопоставление предметов, явлений их признаков, свойств.
Развиваю выразительность речи, дикцию.
Повышаю внимание к докладу товарища.
Развиваю умственную активность.
Воспитываю чувство гордости за российских ученых.
Учу овладевать методами анализа ответов одноклассников.
Нацеливаю на постановку вопроса по существу изложенного в ответе товарища.
При помощи вопроса побуждаю учащихся к уяснению предложенной информации.
Сообщаю материал и привлекаю учащихся к участию в поиске нужной информации.
Подвожу итоги изучения новой темы, осмысления новой информации.
Учу работать с дополнительной литературой, выделять главное в прочитанном тексте. Развиваю интерес к предмету. Укрепляю чувство ответственности за самостоятельную домашнюю работу.
Учитель задает вопросы:
-Что вы сегодня узнали нового?
-Что еще хотели бы узнать?
Учащиеся успокаиваются, организуют своё внимание: готовы к занятию, записывают дату и тему урока.
Усваивают и закрепляют пройденный материал.
Ищут пути решения проблемы, применяют при этом ранее приобретенные умения.
Находят и самостоятельно закрепляют взаимосвязи, применяют знания, делают выводы.
Дают определения, опираясь на ранее изученный материал.
Вопросом учителя учащиеся нацеливаются на осознание восприятия материала.
Ответ учащихся даёт возможность осуществить обратную связь, формирует познавательный интерес.
Осмысливают приёмы анализа ответа.
Анализируют, делают выводы.
Приобретают уверенность в собственных силах. Стимулируется дальнейшая работа по теме.
Вспоминают и применяют знания.
Развивают способность слушать монологическую речь и концентрируют внимание на демонстрации и рассказе. Развивают зрительное восприятие, умение самостоятельно работать с микроскопом.
Записывают новые термины в тетрадь.
Развивают способность слушать монологическую речь; концентрируют внимание на рассказе одноклассника.
Развивают мыслительные способности, логическое мышление, память.
Воспроизводят и поясняют услышанное, осмысливают приёмы анализа ответа. Находят и самостоятельно определяют взаимосвязи, применяют знания, делают выводы.
Активно участвуют в поиске нужной информации. Ставят уточняющие вопросы.
Ищут пути решения проблемы, применяют при этом приобретённые знания.
Участвуют в обсуждении результатов самонаблюдения.
Осмысливают, выделяют опорные пункты, составляют таблицу.
Учащиеся записывают в свою тетрадь новые вопросы и источники информации