«Деятельность организаций образования по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, организации инклюзивного образования»


Доклад
«Деятельность организаций образования по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, организации инклюзивного образования»

Спасение одного ребёнка не изменит Мир… Но Мир, несомненно,
изменится для этого одного ребёнка… Задумайтесь…
Алексей Топсек
Специальное образование является частью системы общего образования и государство создаёт условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений   Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан.
Инклюзивное образование термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование (от лат. Include - заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается я разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В основе инклюзивного образования лежат:
Равное отношение ко всем людям;
Исключение любой дискриминации детей;
Создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности
В качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей с ограниченными возможностями являются следующие направления:
Первое направление - выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребёнка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Начальным звеном системы специального образования является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребёнка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях.
Второе направление – создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учётом их психофизических особенностей. Специфическими целями образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются:
- с нарушением слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;
- с нарушением зрения – овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;
- с нарушением интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;
- с тяжёлыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.
Обеспечение качества образования детей с ограниченными возможностями в развитии зависит от учебно-материальной и технической базы школы. В нашей школе оба учащихся, получающих образование на дому, имеют компьютеры с выходом в сеть Интернет.
Третье направление – развитие интегрированного инклюзивного образования. Перспективой развития системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средством выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.
Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями строится на основе Типового и рабочего учебных планов и регламентируется годовым, календарным учебным графиком и расписанием занятий. Образовательный процесс осуществляется на основе принципов индивидуального подхода, обусловленного данными психолого – медико - педагогического обследования. На основе государственных общеобязательных стандартов образования и специальных образовательных учебных программ учителями, на основании рекомендаций ПМПК, разрабатываются индивидуальные образовательные и коррекционно-развивающие программы, которые утверждаются на педагогическом и методическом совете школы. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей программой для учащихся с ограниченными возможностями в развитии организуются индивидуальные занятия, которые проводятся специалистами, входящими в штат школы. Количество часов, отводимых для проведения индивидуальных коррекционных занятий, определяется учебным планом, с учётом типа нарушения у ребёнка с ограниченными возможностями в развитии. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными возможностями в развитии осуществляется совместно с учащимися обычных классов.
Для удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями в развитии в получении качественных образовательных услуг продолжается работа по:
Реализации статей законов Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в части оказания образовательных услуг путём обеспечения специальными учебниками и оборудованием;
Совершенствование системы ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки;
Созданию условий для развития инклюзивного образования с разработкой концепции сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии;
Внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальный образовательный процесс в целях улучшения качества управления специальным образованием;
Реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности обучающегося с ограниченными возможностями в развитии, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.