Урок литературы.ВВЕДЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА XX ВЕКА. МНОГООБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СТИЛЕЙ, ШКОЛ, ГРУПП

Урок 1 ВВЕДЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА XX ВЕКА. МНОГООБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СТИЛЕЙ, ШКОЛ, ГРУПП.
Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Ход урока
Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их.
М. Горький
I. Вступительная беседа.
На лето была предложена литература для самостоятельного чтения. Расскажите о прочитанных книгах по плану:
1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?
2) Какие проблемы в нем ставит автор?
3) По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед классом?
Прослушать ответы 3–5 человек.
Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать атмосферу начала XX века.
Заранее подготовленный  ученик  читает  стихотворение А. Блока наизусть.
ДВА ВЕКА
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий,
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люцеферова крыла).
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
II. Лекция. (Ход лекции конспектируется учащимися.)
Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России.
Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).
Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.
Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.
Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте  реформы  (введение  золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.
Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки  называют  сельское  хозяйство  ахиллесовой  пятой  тогдашней России.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.
Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.
Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.
Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было  тяжелым.  Длинный  рабочий  день,  плохие  бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2. Культура в России начала XX века.
Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.
Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный  расцвет  культуры  –  героический и трагический одновременно.
Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.
В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.
Еще  звучит  голос  корифея  русской  реалистической  литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»,  «Вишневый  сад»),  по-прежнему  авторитетно  мнение В. Г. Короленко.
Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.
А в поэзии торжествуют  декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.
В русской культуре – серебряный век.
3. Серебряный век русской литературы.
1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты  не  на  вчера,  не  на  сегодня,  а  навсегда.  Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.
3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
                           К. Бальмонт
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.    В. Брюсов
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
6) Поэты-футуристы  провозглашают  решительное  «нет»  наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
III. Итог урока.
– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века?
Домашнее задание:
1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».
2. Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):
I вариант (с. 8–14).
– Каков смысл определения «серебряный век»?
– Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?
II вариант (с. 15–19).
– Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?
– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
III вариант (с. 20–22).
– Что отличает модернизм от реализма?
– Что сближает разные течения модернизма?
IV вариант (с. 28–32).
– Каковы особенности прозы начала века?
– В  чем  причины  возникновения  различных  литературных  группировок?









13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 115