Поурочный план на тему Пищеварение в ротовой полости.Строение и функции зубов…


Урок №45: « Пищеварение в ротовой полости.Строение и функции зубов,смена молочных зубов на постоянные.Уход за зубами.Роль слюны в переваривании пищи.Глотание»
Цель: Сформирование знании о пищеварении в ротовой полости;с оздать условия для изучения новой темы, стимулировать развитие познавательного интереса.
ЗАДАЧИ урока:
1.Образовательная: учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, глотание, зубы , лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости, свойства ферментов слюны. Раскрывают механизм пищеварения в ротовой полости.
2.Развивающая: учащиеся смогут сравнивать условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости. Развиваются навыки работы в группе. Выделяют главное в увиденном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
3.Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: 1. словесные 2. наглядные 3.практические
Средства обучения: 1. учебно-материальные (компьютер, ИД, карточки);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические (тесты, дидакт. игры).
Оборудование: компьютер,слайды рисунков ротовой полости…
Этапы урока и стратегии Деятельность учителя Деятельность учащихся
( ожидаемый результат)
1.Организационный момент-1мин Организационный момент: 1-2 мин. приветствие;
учёт посещаемости учащихся
Приветствие «Доброе слово» Настраиваются на урок.
Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания
2 этап
Актуализация изученного
материала
Прием «Да -Нет» -5 мин
Логическая цепочка
Деление на группы
Горячий стул
1 конкурс «Да - нет». Слайд с вопросами
В этом задании необходимо найти правильные утверждения. Выписать цифры с правильным ответом
1.Пищеварительный канал у человека имеет длину около 8-10м (ДА)
2. Стенка пищеварительного канала состоит из 2-х слоев (НЕТ)
3. Ротовая полость спереди образована губами и щеками (ДА)
4. Язык делят на зоны: корень, тело и кончик (ДА)
5.Аппендикс это червеобразный отросток слепой кишки (ДА)
6. Печень это самая крупная железа (ДА)
7. Глотка это мышечный орган длиной 15 см (НЕТ)
8. Желудок самая длинная часть пищевого канала (НЕТ)
9.Отделы тонкой кишки- 12-перстная ,тощая,подвздошная10. Толстая кишка –слепая,ободочная и прямая? (Да)
Правильные утверждения: 1,3,4,5,6,9,10 Слайд с ответом
2. Конкурс «Логическая цепочка»
Учащимся 3 групп раздаются одинаковые карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка; и предлагается пронумеровать и выстроить в логическую цепочку по типу "Что за чем?".
Слайд с ответом
Делит класс на группы для игры Проводит плавный и нестандартный вход в изучение нового материала урока
3. конкурс «Горячий стул». Работа в группе
Вызывает одного ученика к доске. На доске записано слово, связанное с темой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово но не называть его вслух а участник на стуле угадать тем самым принесет группе дополнительные смайлы
Слайд со словом «Слюна», «Зубы», «Язык», «Зубная щетка», «Пища» Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку и за 1-правильный ответ получают веселый красочный смайлик

(Да)
Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку
Проверяют правильность своего ответа по образцу на слайде
За правильный ответ получают смайлики
Делятся по названию любимых фруктов.
Ученики делятся на группы и предлагают свои ассоциации для своего участника.
Ученик отвечает и тем самым переходит класс к изучению новой темы.
3 этап
Осмысления
Проблемный вопрос
Слайд презентация
Мозговой штурм Учитель озвучивает тему урока.
Учитель предлагает мотивацию к учебному процессу
Мотивация к учебному процессу: Проблемный вопрос: «Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»
(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)Прежние группы обсуждают заданную проблемную задачу. Я прошу высказать своё мнение группам.
Слайд с презентацией урока Рассказ учителя
«Действие слюны на крахмал»-
После просмотра ролика учитель задает следующие вопросы: КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПРИ РАСЩЕПЛЕНИИ КРАХМАЛА?
КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАСЩЕПЛЕНИЯ КРАХМАЛА В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ?
ПРЕДПОЛОЖИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА СО СЛЮНОЙ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?
Первичное закрепление материала
Организуется работа учащихся «Вопросы на засыпку»
1. Где образуется слюна?
2.Как называются три пары крупных слюнных
желёз?
3. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
5.При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости? (t 36-37С во рту ,измельчение пищи)
6.Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз? (в продолговатом мозге)
7. - Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
8. - Что происходит с пищей в ротовой полости?
( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)
Ученики записывают в тетрадях
Группа, которая отвечает правильно получает смайлики
Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости
Ученики смотрят видео и отвечают на вопросы учителя тем самым приходя к ответу на проблемный вопрос если не смогли ответить самостоятельно
У человека пищеварение начинается в ротовой полости, где пища пережёвывается. Этот процесс стимулирует экзокринные железы, выделяющие фермент амилазу . На этом этапе происходит расщепление полисахаридов." Измельчение пищи и обвалакивание слюной
никотин снижает активность ферментов.
4. Закрепление
Тест. Работа по уровням
Отвечают на готовых бланках
Осуществляется взаимопроверка по критерию
1-уровень- «3»
2-уровень- «4»
3-уровень- «5»
5. Рефлексия
«Шесть шляп»
«Светофор»
Прием: «Шесть шляп» Итоги к уроку высказывают сами учащиеся
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд
Прием «Светофор»
Прием «Райтинг» по критериям, по количеству смайликов учащихся , учитывая активность учащихся на уроке выставляет оценку в бланк
Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока
Учащиеся показывают цвета красный- урок не понравился
Желтый- узнал много интересного
Зеленый –урок понравился я многое узнал на уроке
Ученики выставляют себе оценку за урок рядом с оценкой учителя
6. Домашнее задание – 2 мин.
Учитель подводит итоги урока:
1.Изучить параграф 44 , Ответить на вопросы в конце параграфа
2.Индивидуальное задание:
Эссе «Влияние алкоголя и никотина на пищеварение».
Составить кроссворд,ребус … по теме «Пищеварение», Оценки выставляются по количеству смайлов заклеенными учениками, напротив своей фамилии
Записывают задание в дневник
Ссылки:
Учебник биология Е.А. Очкур изд. «Мектеп». 2012. 3-е издание .Поурочный план составила учитель биологии и химии
КГУ ош № 157 г.Алматы МУХАНОВА К.А.