ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЛЕЖАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА


«Создает человека природа,но развивает и образует его общество»В. Г. Белинский
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЛЕЖАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VШ ВИДА (слайд 1)
Воспитание прилежания, у обучающихся вспомогательной школы, является очень важной задачей. Вспомогательная школа признана воспитать грамотного человека, подготовить его к участию общества, сформировать у него необходимые для этого качества, среди которых центральное место должно принадлежать добросовестному отношению к труду на уровне, соответствующем возможностям ученика вспомогательной школы.
Добросовестное отношение к труду воспитывается у ученика вспомогательной школы, прежде всего в процессе учебной деятельности. Прилежание же является одним из его существенных компонентов.
Особое значение воспитания прилежания состоит в том, что, оказывая определенное воздействие на продуктивность учебного процесса, оно содействует корригирующему влиянию учебной деятельности на дефект и личность умственно отсталого ученика в целом.
Чтобы определить уровни прилежания, необходимо знать показатели, которые являются критериями для определения этих уровней. Такими критериями являются: (слайд 3,4)
1. Направленность отношения к учебной деятельности, под которой подразумевается положительный или отрицательный характер этого отношения, наличие или отсутствие установки на учебную деятельность, определяющей общий характер отношения к ней.
2. Осознанность и целенаправленность отношения к учебной деятельности, избирательность и активность, характеризующие добровольный или вынужденный характер этих отношений и их зависимость от различных внешних и внутренних факторов.
3. Устойчивость отношения к учебной деятельности.
(слайд 5,6)
4. Объём отношений, под которым подразумевается то количество объектов, с которым учащиеся имеют дело в процессе учебной деятельности и на которое распространяется это отношение.5. Мотивы учебной деятельности.
(слайд 5)
Рассмотрим некоторые особенности перечисленных показателей.
Отношение к учебной деятельности умственно отсталых учеников по своей общей направленности может быть положительным или отрицательным. Каждый из этих видов делится ещё на несколько разновидностей.
Так, отрицательное отношение может быть:
а) пассивно-отрицательным,
б) активно-отрицательным.
(слайд 6)
Пассивно-отрицательное отношение к учению характеризуется тем, что ученик отрицательно относится к школе и знаниям, но не оказывает активного сопротивления учителям, а просто безразлично и равнодушно игнорирует их требования.
(слайд 7)
При активно-отрицательном отношении поведение ученика характеризуется активным, часто даже агрессивным сопротивлением требованиям школы, учителя, что может проявляться в эффективности, негативизме и т. д.
У умственно отсталых учеников пассивно-отрицательное отношение встречается гораздо чаще, чем активно-отрицательное. Случаи активно-отрицательного отношения к учебной деятельности в старших классах, как правило, отсутствуют, в младших также встречаются редко. Чаще всего можно наблюдать только отдельные элементы этого отношения, вызванные определенной ситуацией, с исчезновением которой они утрачиваются.
Пассивно-отрицательное отношение и его элементы встречаются несколько чаще и являются более стойкими, особенно в младших классах.
Положительная направленность отношения к учебной деятельности также может быть двух видов:
а) внешне положительная,
б) осознанно положительная.
(слайд 8)
Внешне положительное отношение выражается в том, что ученик положительно относится к учению и к школе, в основном выполняет все предъявляемые к нему требования, но делает это не из-за стремления овладеть знаниями или по какому-то собственному внутреннему побуждению, а исключительно под воздействием внешних стимулов (требований учителя, родителей, коллектива класса и т. д.)(слайд 9)
Осознанно положительное отношение выражается в том, что ученик положительно относится ко всем учебным предметам или к большинству из них, к школьным требованиям, к своим обязанностям школьника и делает это с целью усвоения знаний и навыков, которые дает ему школа, понимая, что это необходимо ему для будущей жизни и работы.
Внешне положительное отношение к учебе является наиболее характерным для умственно отсталых всех возрастов и классов, что объясняется характером дефекта, нарушениями познавательных интересов и эмоционально-волевой сферы и другими индивидуально-типологическими особенностями.
Осознанно положительное отношение требует специальной систематической учебно-воспитательной работы и проявляется в основном у учеников старших классов.
Необходимо также отметить, что резкой границы между различными видами отношения к учебной деятельности провести нельзя.
Положительное или отрицательное отношение ученика к учителям, к предметам, изучаемым в данном классе, характеризует объём его отношения к учебной деятельности, который также является одним из важнейших показателей уровня прилежания учащегося.
(слайд 10)
Объём отношения к учебной деятельности может быть широким, узким и ограниченным. Широкий характеризуется соответствующим отношением к большинству изучаемых предметов, узкий - к минимальному их числу и ограниченный - примерно в одной трети учебных предметов.
По объёму отношения к учебной деятельности ученики в значительной мере отличаются друг от друга, но наиболее характерным для умственно отсталых, является ограниченный объём положительного отношения к учебе, реже встречается узкий. Широкий объём положительного отношения к учебе возникает в результате специальной работы с учениками.
Чтобы иметь определенный критерий для выявления уровней прилежания и определить влияние уровня прилежания на качество знаний учащихся, необходимо систематически оценивать прилежание, причем оценка должна учитывать перечисленные выше параметры отношения к учебной деятельности (особенно роль мотивов учебной деятельности).
(слайд 11,12,13,14) Прилежание в процессе обучения может находиться на различных уровнях. (слайд 15)
Низкий уровень: прилежание вынужденное, неосознанное, побуждаемое исключительно учителем и родителями.
Средний уровень: прилежание продолжает оставаться вынужденным, но проявляется не только под воздействием учителя и родителей, но и классного коллектива. Продолжая быть внешне положительным, оно выступает как элементарное осознание обязанностей школьника.
Высокий уровень: прилежание проявляется не только под воздействием внешних факторов, но и под воздействием осознанного отношения к учебной деятельности, под влиянием внутренних мотивов (интерес к учебным предметам, стремление к знаниям как к общественно значимому и необходимому условию будущей профессиональной и общественной деятельности).
Уровень прилежания определенным образом влияет на качество знаний умственно отсталого школьника. Прилежание играет соответствующую роль в обеспечении успеваемости учащихся. Но его влияние проявляется у учеников вспомогательной школы несколько иначе, чем у учеников массовой школы.
В процессе воспитания прилежания необходимо создать условия для наиболее эффективного влияния всех внешних и внутренних факторов и сделать это влияние одновременным и целеустремленным. Все это обеспечит повышение уровня прилежания.
Следует помнить, что поощрение за успех будет сильнее эмоционально и тем самым прилежание будет усилено стремлением ученика к выполнению работы. Малопривлекательную учебную деятельность для умственно отсталых учащихся нужно сделать привлекательной и желанной. Надо сделать так, чтобы то, к чему мы побуждаем учащихся, казалось им нетрудным. Школьник должен испытывать удовлетворение оттого, что, преодолев трудности, поступил подобно взрослому человеку. Воспитывая прилежание, педагог должен умело использовать различные ситуации, причём в любой неожиданной ситуации он должен увидеть стимулы, оценить их возможности и умело применить. Следует помнить, что действия учащихся, их интенсивность и результативность является следствием настроения. Поэтому учитель должен внимательно следить за его колебаниями и своевременно влиять на него.
(слайд 16)
Повышение уровня прилежания у учащихся вспомогательной школы возможно только при условии:
а) наиболее эффективного использования всех внешних и внутренних факторов, содействующих формированию прилежания и обеспечения единства их действия;
б) наличия классного коллектива как необходимой предпосылки формирования общей коллективистской направленности и общественно значимой деятельности каждого ученика, при обязательном активном участии в работе коллектива каждого учащегося;
в) формирования у учеников понимания необходимости знаний в их будущей жизни и работе;
г) использования индивидуального подхода с учётом психических особенностей, характера и структуры дефекта каждого ученика.
(слайд 17, 18)
Процесс воспитания прилежания проходит через три основных этапа.
На I подготовительном этапе выявляются уровни отношения учащихся к учебной деятельности, у учащихся формируются представления о прилежании и о критериях отметок.
На II этапе создается положительное отношение к учебной деятельности, организуется эффективное влияние на прилежание всех внешних и внутренних факторов. Наряду с этим формируются мотивы учебной деятельности и интерес к знаниям, учащиеся овладевают способами учебной деятельности. На этом же этапе происходит формирование классного коллектива и вовлечение каждого ученика в его жизнь и деятельность.
На III этапе у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей и на основе достигнутого положительного отношения к учебной деятельности воспитывается наиболее высокий уровень прилежания, побуждаемого мотивами широкого социального значения.
Таким образом, процесс воспитания прилежания, у учащихся вспомогательной школы, зависит от умения учителя обеспечить наиболее эффективное влияние факторов, участвующих в формировании прилежания, и умения учесть глубину и характер дефекта ученика.