Конспект урока (коррекц.инд.занятие-пластилинография) по предмету технология на тему: Черепаха на скейте


Автор-составитель: учитель индивидуального обучения
МБОУ НСКШИ (VIII вида) г. Ногинска, Московской области,
Свечник Алла Эдуардовна.
Урок-занятие по предмету ручной труд на тему: «Черепаха на скейте».
Цели занятия:
1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образа жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Материал для занятия:
- плотный картон голубого цвета, размер А4;
- пластилин желтого, розового, синего, бордового, коричневого и зеленого цветов;
- салфетки для рук;
- живая черепаха или игрушка;
- стека;
- палочка или карандаш;
- доска для лепки.
Ход занятия:
Организационная часть
Педагог. Угадай, кто к нам в гости пришел?
Загадка
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет…
Ребенок. Черепаха.
П – Молодец, угадал.
Педагог приносит на занятие черепаху, кладет ее на пол, чтобы можно было хорошо ее рассмотреть.
П – Черепахи мирные, спокойные животные. Они никогда не обижают и не кусают. Едят траву, листья одуванчиков, подорожника, сочные овощи и фрукты. Черепахи – самые медлительные и неповоротливые животные на земле (рассматриваем картинки с изображением черепах).

Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Идет спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому.

П – В отличии от животных, которые живут в норках и дуплах, черепаха носит свой дом на спине. Называется он панцирь. В нем она отдыхает, когда устает. Если слегка дотронуться палочкой до головы или ног черепахи, то можно узнать еще об одной ее особенности – она прячет голову и ноги под панцирь. Так она спасается от опасности.
Педагог проводит эксперимент с палочкой, делает это крайне осторожно, чтобы не навредить животному.
П – Когда черепаха прячется в свой домик, то напоминает лежащий на дороге камень. Так однажды лягушки спутали черепаху с камнем. Послушайте, как это произошло.
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил,
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПА!
Это – ХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
Это – ПАПА!
ПАПАХА!»
К. Чуковский.

Педагог берет черепаху (имеется ввиду животное) на руки и подходит к ребенку, давая возможность поближе рассмотреть черепаху и погладить ее по панцирю. (Если нет живой черепахи, то берем игрушку-черепаху).
П – Но не все черепахи ведут одинаковый образ жизни. Есть черепахи, которые живут в воде: в море или пруду, а на сушу выходят только для того, чтобы погреться на солнышке. Это водные черепахи. Ты бы хотел с ними поплавать?
Р – Да.


Педагог кладет черепаху в безопасное место.
Физминутка«Черепаха»
Кто так медленно бредет,
Кто так медленно ползет (ходьба на месте).
Это черепаха в каменной рубахе.
Черепаха приползла,
В море синее вошла.
Даже панцирь не сняла (руки на поясе, наклон туловища вперед, потянуться и развести руками в стороны, делать круговые движения руками вперед «брасс»).
Удивились рыбки: кто?
Кто здесь плавает в пальто?
Кто, кто, кто, кто
В море плавает в пальто? (повороты головы вправо, влево, руки в стороны, поднять плечи и опустить).
Н. Бурмистрова.
П – Наша черепаха сухопутная, она живет и передвигается только по земле. Как мы видим, панцирь у черепахи не совсем гладкий, на нем как-будто нарисован узор. Голова и ноги похожи на толстые короткие колбаски. На ногах у нее есть коготки. А еще имеется короткий заостренный хвостик, который торчит сзади панциря. Черепашка пришла к нам в гости только на время, она живет у других детей, которые ее любят и заботятся о ней. Поэтому, чтобы запомнить нашу гостью, мы сделаем ее портрет. А портрет ее будет необычным смешным. Наша черепаха будет на скейте.

Практическая часть
За основу мы возьмем рисунок «Черепаха на скейте» (изображение черепахи на картонном листе).
Этапы выполнения работы:
1. Скатать шарик из коричневого пластилина, положить его на картонную основу, надавить сверху и растянуть края, сделать большую лепешку – панцирь.
2. Скатать шарик из пластилина желтого, розового, бордового цветов, с одной стороны вытянуть шею. Голову черепахи положить шеей к панцирю, прижать пальчиками к основе.
3. От оставшегося пластилина отщипнуть маленькие кусочки и оставить их для оформления и отложить его на время в сторону, а из большей части скатать толстую колбаску. Стекой разделить ее на две части, и каждую часть еще пополам, это будут ноги. Каждую колбаску слегка сплющить с одного конца, широкой стороной положить к панцирю: две спереди, рядом с головой, две сзади, по обе стороны панциря. На каждой ноге стекой нарисовать полоски – коготки.
4. Из оставшегося кусочка пластилина скатать очень маленькие шарики, сделать глаза и шляпку.
5. Острым концом стеки сделать две симметрично расположенные точки глаза с обеих сторон головы и точки на месте носа.
6. Стекой нарисовать сначала полоски вдоль панциря (от головы до хвостика), а затем поперек, чтобы получился узор из клеточек (украсить пластилином разного цвета).
7. Далее подобрать пластилин яркого цвета (голубой, синий, салатовый) для скейта, колес и дорожки.
Физкультурная разминка для пальчиков во время работы.
«Черепаха»
Черепаха в пруд ползет –
Домик на спине везет.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези! (показать ладошками и пальчиками черепашку, ее передвижения-шажки – постукивания пальчиками по столу).
Заключительная часть
По окончании работы рассматриваем и оцениваем труд ребенка. Слушаем аудиозапись «Песенка черепахи» (слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова).
Итоги занятия. Рефлексия. Что тебе понравилось на уроке? (ответы ребенка). Педагог хвалит ребенка за хорошо выполненную работу, говорит, что теперь и у него есть черепашка. Мы сегодня узнали много нового о жизни черепах и среде их обитания.
Приложение: рисунки черепашек.




Рисунок-основа: «Ререпаха на скейте».

Пластилинография «Черепаха на скейте».