Урок математики в 4кл. на тему Составление и решение задач с использованием граф-схем

Тема: Составление и решение задач с использованием граф-схем.

Цели урока:
1) закрепить умения и навыки применения правила о связи между компонентами и результатами арифметических действий при выполнении различных деформированных упражнений, при решении простых и составных прямых и обратных задач, при нахождении Р и S квадрата и прямоугольника;
2) продолжить знакомство детей с сокровищницей устного народного творчества – со священным, грандиозным героическим эпосом «Джангар»;
Оборудование: портреты богатырей, рисунки детей о цветущей стране Бумба, цветные мелки, компьютерная презентация урока.

Ход урока:
Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побывали в стране вечной молодости и бессмертия. Страна эта – Бумба. Жители её живут в довольстве и, ничего не деля на моё и твоё, славят в напевах сладостное бытиё:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда – весна;
Где неизвестна смерть, где бессмертны все;
Где неизвестна старость, где молоды все;
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна
.
Представление богатырей на калмыцком языке.

- Учитель: Богатыри эпоса будут гостями на нашем уроке и много нового вы узнаете о них.

5. Устный счет с самым умным богатырем Алтн ЧееG – ясновидец.
а) таблица умножения и деления

б) умножение на 11, 101
в) 25 25, 45 45, 65 65, 95 , 95 и т.д.

6. Работа в тетрадях.

- Самый сильный огромный богатырь Г_з‰н Г_мб‰ в кругу занимал место 52 человек, а сжавшись – 25 человек.
Чистописание с заданием. У первого числа единица увеличивается на 1, а у второго числа единица уменьшается на 1. (52, 25)
- Что вы можете сказать о этих числах?
- На какие две у группы можно разделить?
- Назовите числа, записанные одной цифрой.
б) Повторить состав числа и сумму разрядных слагаемых.
- Защита страны Бумба, единение и благополучие народа – основная идея эпоса, где одних богатырей – 6.012.

6.012 = 6т.1д.2ед. 6.012 = 6 000 + 10 + 2

7. Задача №1.
а) Мудрый Джангар восседал на столе с 44 ножками, и на каждую ножку приходилось по 3 кг веса. Сколько килограммов весил Джангар?

3 н., по 3 кг,






б) Составление и решение обратной задачи

8. Задача 2. Самый меткий и храбрый богатырь Хонгор.

Праздник затеяли богатыри и состязания начали. Бумбы 30 сынов выпустили по 8 стрел из лука, бросили по 2 ножа. И все попали в цель. Джангаровой стороной была одержана победа! Сколько всего стрел и ножей потребовалось для победы?
30 б., по 8 с., по 2н., с. и н.

I сп а) 8 30 2 30


+











II сп. б) 8 30 = 240 8 240
30
2 60
2 30 = 60







IIIсп. в) (8 + 2) 30 =300 (с. и н.) – всего

10. 300 : 30 – 2 = 8 (с.) – у 1 богатыря
20. 300 : 30 – 8 = 2 (н.) – у 1 богатыря
30. 300 : (8+2) = 30 (б.) – у сына Бумбы

9. Физкультминутка (релаксация)
Хаара Джилкан – Джангара сын (к™в_н)
Хошун Улан – Хонгора сын (к™в_н)
Аля Шонхор – Алтан Чееджи сын (к™в_н)

10. Разряды и классы многозначных чисел.


1 000 000 000 – млд. (Gува)
1 000 000 – млн. (сай)
100 000 – сто тысяч (бум)
10 000 – десять тысяч (т_мн)
1 000 – тысяча (миSkн)

Тяжелорукий Бесстрашный Савр не боялся многочисленных противников и один справлялся с ними.

11. Решение задачи №3

Свирепый богатырь Санл из 8 000 000 000 табуна врага один мог угнать 80 000 отборных вороных лошадей. Сколько лошадей осталось в табуне?





999 9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· (л.) - осталось 8 000 000 000 (л.) – всего

12. Геометрическая задача №4.

Богатыри страны Бумба устраивали игрища и состязались в меткости, сноровке, быстроте. На кошмах из верблюжьей шерсти квадратной формы со стороной 3 м и прямоугольной формы, где длина в 2 раза длиннее проводили «Б™к ቉рлkн» (борьба). Найдите Р и S?





В 3 см С В в 2 р. > С




А Д А Д

- Свойства квадрата и прямоугольника
- Р и S, сравни
- Кто по- другому нашел S прямоугольника?

13. Рефлексия (подведение урока)

- Что мы делали на уроке?
- Что понравилось?

14. Клятва богатырей.











Уважаемые гости!
В день осенний, когда у порога
Задышали уже холода,
Школа празднует День педагога-
Праздник мудрости, знаний, труда.
День учителя! Вслушайтесь сердцем
В эти звуки, что дороги нам.
Всем, что связано с юностью, с детством
Мы обязаны учителям.
Всем, кто сегодня в этом зале, имеет отношение к школе. В год семьи, в год калмыцкого языка праздничный концерт, посвященный Дню учителя, открывает 4 класс вместе с богатырями из эпоса «Джангар».
Край мой красив,
Где мир и покой.
Красив он и звучен.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовет, и зовет за собой.
Наша программа называется:
«Дуунд орсн Бумбин орн!
Седкл авлсн мини Т™рскн!
Воспетая в песнях Бумба страна!
Пленивший сердце край мой родной!
И каждому из вас мы хотим пожелать своей счастливой страны Бумбы.





















Дунд орсн Бумбин орн!
Седкл авлсн мини Т™рскн!

Вступительное слово учителя.
Все хором:
^кл уга м™Sкин орта,
^рглGд 25 насни д_р‰р ቉дг,
^вл уга хаврин кев‰р,
Зун уга намрар,
Даарх киитн угаkар,
Халх халун угаkар,
Сер-сер гисн салькта,
Б_р-б_р гисн хурта
Бумбин орн болна.

Песня – восхваление – учитель калмыцкого языка Манджиева Б.В.
Представление богатырей (все сидят по кругу, посередине FаSkр)
Вика:
Алдр нойн FаSkр
Алтн ቉шS дундан
Д™чн д™рвн к™лт‰
Д__вр м™Sгн шир‰ деер
Д__рS kарх арвн тавна Сар мет
Мандлад сууна.
Санджи:

Т‰к Зула хаани _лдл,
ТаSkс .умб хаани ач,
^зS Алдр хаани к™в_н
^йн ™нчн FаSkр бил‰.

Аk Шавдл (Саглр):

Цуснас улан халхта,
Цаснас цаkан саната,
Хулсн дунд ™ндглсн
Хунын дун kарад,
Нур дунд ™ндглсн
Нуkсна дун kарад,
Арвн хойр айсар
Чашкурдад хуур татдг
Арвн зурkата Аk Шавдл.


Дима:

Ийрн йисн Gил‰ юмиг
ТууG келдг,
Ир‰д уга юмиг тааG келдг
Байн К_Sк‰н Алтн ЧееG.

Алина:

Бум болв гиG
Буцл уга ордг,
Т_мнн болв гиG
Т_дл уга ордг
АрслSгин Арг Улан ХоSkр.

Хвича:
Т™вш_н Ширкчин ач,
Б™к М™Sкн Шигшрkин ууkн к™в_н
Шилт‰ Зандн Герл хатни
Х™рн хойртад kарсн
Эркн бодS АрслSгин Арг Улан ХоSkр.

11.Лусара:

Сарва баk наснднь
С‰н болх гиG
Сай ™рк‰р авсн к_мни начн
К_нд jарта Савр.

Игорь:

Залу ямр чиирг болв чигн
М™рн деер к_ торkдго
К_нд jарта савр.

13. Баина

Н‰‰мн Gува адунас
Н‰‰мн т_мн хар kалзн адуkинь
Нарн kарх _зг‰н темц_л‰д
Элд‰д kардг Догшн Хаар Санл.

Эрдни:

Буйн т™гс ааван
К™в_н уга хаяд,
Бурхн с‰‰хн ээGд‰н
.уй уга хаяд,
Бум ™рк алвтан
Нойн уга окад,
€Sгр улан хатан
jанц бийнь хаяд,
Буурл jалзнарн ирG
Эзн богдыг дахсн
БульSkрин к™в_н
Догшн Хаар Санл.

Сережа:
Эркн с‰н с™Sч
Олн одна герлт‰.
Санаkас делм хурдн
Салькнас алд хурдн
Алтн Шарk м™рт‰
ОрчлSгин С‰‰хн МиSгиян.

Артем:
Тавлад суухларн
Т‰вн хойр к__ни 牉д суудг,
Т‰киk‰д суухларн
Х™рн тавн к__н‰ з‰‰д суудг,
МиSkн нег Gил‰
Т™р шаGн хойриг
Булалдн келдг Г_з‰н Г_мб баатрю

Слово учителю – о защите Родины.
Клятва богатырей (все хором):

Fил насн хойран
Fидин _з_рт ™лгий,
Fилв бах хойран
jанцхн FаSkртан ™гий.

Песня «Насндан» - Дюдешева саглара
Благопожелания:

Валера:
Йовсн __л‰н к_ц‰G,
Алтн Gола з™в эрг_лG,
Алдр нойн FаSkрин __днд
Х‰р_ ирG буутн!
Маша:
Керг‰н к_ц‰k‰д,
Амр тавта,
МаSна тиньнр,
Менд амулS иртн!

Габиб:
Не, йовсн йовдлан
Номин йосар к_ц‰k‰д,
Ар Бумбин орндан
Эр_л-менд ирG буутн!

Песня «ХоSkрин ачнр, уралан!
(запевают девочки)

Игрище богатырей:
- «Цалм хайлkн» (забрасывание аркана)
- «Шаkа халkн» (метание на меткость)

Танец богатырей.
песня «Иньг мини» - Д.Баина
Песня «Д‰н керго» - все.
Товчлгч багшин _г. Й™р‰л. Заключительное слово учителя. Благопожелание














132

44

44

:

132

30 0

=

=

60

240

=

300

=



=



=

=

300

300



15