Предметные недели — одна из форм внеурочной деятельности

Предметные недели - одна из форм внеурочной деятельности
учителя – логопеда.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе является внеурочная деятельность. Она позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального образования и строится на следующих принципах:
связи обучения с жизнью
коммуникативной активности обучающихся
преемственности внеурочной работы с учебным процессом
учета возрастных особенностей обучающихся
Внеурочная деятельность учителя – логопеда может быть представлена в разных формах:
Тематические недели (школьная декада по русскому языку)
Проектная деятельность совместно с другими специалистами школы
Реализация дополнительных образовательных программ
В нашей школе традиционным стало проведение предметных недель по разным дисциплинам. Учитель – логопед может принять активное участие в неделе русского языка. В 2014-2015 учебном году в рамках тематической недели по русскому языку мною были проведены занятия в нестандартной форме для обучающихся начальной школы. Хочу подробнее остановиться на структуре и содержательной составляющей данных занятий.
Для обучающихся 1 классов была представлена игра по станциям «Пословица недаром молвится». Игра началась с небольшой вводной беседы, из которой ребята узнали, что такое пословица, что она относится к устному народному творчеству. Потом была проведена игра «Наоборот». Ребятам предлагалось закончить предложение, вставив противоположное по смыслу слово. Например, есть пословицы о добре и, о родителях и ) Следующая станция «Назови тему пословицы». Дети должны правильно выбрать тему пословицы из предложенных вариантов.
Третья станция «Пословицы в рисунках». Ребята читали пословицу на карточках и соотносили с нужными рисунками, объясняя прямой и переносный смысл пословицы.
Последняя станция «Собери пословицу из частей». Были даны геометрические фигуры, на которых записаны части пословицы. Задача детей – выбрать все круги и построится по порядку номеров, указанных на обратной стороне фигуры. Остальные ребята прочитывают собранную пословицу и объясняют её смысл. В этой игре участвовали все первоклассники. Игра получилась динамичной, интересной и познавательной.
Для обучающихся 2 классов была проведена командная игра по теме «Пословицы».
Ребята каждой команды должны были выполнить пять заданий:
«Узнай пословицу по рисунку»
«Буква заблудилась» (исправить ошибку в пословице)
«По двум словам» (отгадать пословицу по двум словам: дело – потеха)
« Кто быстрей» (собрать пословицу из слогов)
«К рассказу – пословица» (прочитать рассказ, закончить его нужной пословицей).
Для обучающихся 3, 4 классов было подготовлено занятие по теме «Наши помощники – словари», цель которого – научить пользоваться бумажными носителями информации, работать в команде, уметь грамотно и лаконично представить собранную информацию о данном слове. Каждая команда должна была собрать как можно больше информации о слове, используя четыре типа словаря: «Толковый словарь», «Словарь синонимов», «Фразеологический словарь», «Этимологический словарь». И как итог данной работы презентация слова. Я считаю, что занятие достигло поставленной цели. Ребята поняли, что, хотя и сложно работать с бумажными источниками, но увлекательно и полезно.
В заключении хочу отметить насколько важно участие учителя – логопеда в предметных неделях. Это не только сопровождение школьной методической работы, но и эффективная форма внеурочной деятельности специалиста.
Список литературы:
1.Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2009.
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
3.Мали Л.Д. «Речевое развитие младших школьников»-Пенза, 1993 г.
4. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000.

15