Вычисление значений величин по формулам


ГБОУ СОШ № 2097
Учитель математики
Родионова Анна Николаевна
Образовательный сценарий учебной ситуации по математике в 5 Н классе.
Раздел «Формулы»
В разделе урок № 1.
Тема учебной ситуации «Вычисление значений величин по формулам».
Какая технология используется: задачная форма организации учебного процесса.
Что будут осваивать учащиеся: уч-ся будут осваивать способ нахождения значения неизвестной величины с помощью формулы.
Чем владеют учащиеся: уч-ся знают понятие формулы, владеют способами решения уравнений.
На каком предметном материале будет реализовываться освоение нового способа действия:
Учебник «Математика» 5 класс, авторы Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
Дидактический материал к учебнику «Математика» 5 класс, авторы Чесноков А. С., Нешков К. И.
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Математика» 5 класс, автор Попова А. П.
Карточки для индивидуальной и групповой работы учащихся, составленные учителем в соответствии с уровнем учащихся и осваиваемым способом деятельности, на основе методических рекомендаций и учебника математики.
Система заданий, обеспечивающая освоение учащимися заявленного содержания:
Групповая коммуникация на этапе актуализации знаний о способах решения уравнений. (Задание №1)
Групповая и межгрупповая коммуникация по обсуждению систематизации способов решения уравнений.
Групповая и межгрупповая коммуникация по написанию формулы пути и обсуждение смысла каждой входящей в нее величины.
Групповая коммуникация по практическому применению формулы пути.
Групповая и межгрупповая коммуникация по написанию формулы периметра прямоугольника и обсуждение смысла каждой входящей в нее величины.
Индивидуальная работа учащихся по освоению способа деятельности – написание формул и практическое их применение для вычисления неизвестных величин.
Групповая и межгрупповая коммуникация по фиксации способа вычисления неизвестных величин с помощью формул.
За счет чего учащиеся включены в деятельность:
Межгрупповая коммуникация по определению учебной задачи, отражение предположений на доске, обсуждение в группах.
Межгрупповая коммуникация по обсуждению способа действия для определения места величины в формуле, рассмотрение вариантов учащихся, выявление достоинств и недостатков этих вариантов.
Межгрупповая коммуникация по обобщению, схематизации и использованию способа определения места известных величин в формулах и вычисление неизвестных величин.
Индивидуальная работа на карточках (учащиеся, руководствуясь коллективно составленным способом, самостоятельно используют способ действия на этапе итоговой рефлексии).
Этапы учебной ситуации.
Задание №1. – 4 мин.
Каждая группа получает по 4 карточки с уравнениями, на обороте карточек сделана цветная рамка, в которую учащиеся должны будут вписать ответ. Учащимся предлагается решить уравнения. . Можно предложить группам разделить уравнения между членами команды для того, чтобы команда сэкономила время на выполнении задания, и в выполнении задания были заняты все участники команды.
Уравнения:
35x=175;168 :v=4;m-94=18;z ;35=70.Ответы: 1) 5; 2) 42; 3) 112; 4) 2450.
По истечении отведенного на выполнение задания времени один представитель от каждой команды вывешивает листки с выполненным заданием на доску (столбиком по номерам уравнений), на доске получается картина в виде таблицы, в которой каждая строка имеет один цвет и есть ответы на одно и то же уравнение . Сравниваем решение уравнений построчно. За каждое правильно решенное уравнение команда получает один балл.
Задание №2. – 4 мин.
На карточке продублированы только что решенные уравнения и листочки с написанными на них компонентами уравнений. Командам предлагается определить, к какому компоненту относится неизвестная величина в каждом уравнении (названий компонентов больше чем нужно).
35x=175;168 :v=4;m-94=18;z ;35=70.Компоненты уравнений:
1 Неизвестное слагаемое
2 Неизвестный делитель
3 Неизвестный множитель
4 Неизвестное уменьшаемое
5 Неизвестное вычитаемое
6 Неизвестное делимое
7 Неизвестное частное
По истечении отведенного на выполнение задания времени один представитель от каждой команды записывает на доске номера компонентов, соответствующие уравнениям. Ответы команд сравниваются, оцениваются.
Задание №3. – 3 мин.
На чистом листе бумаги командам предлагается написать формулу пути и объяснить, что обозначает каждая величина, входящая в формулу.
Правильный ответ: S=v*t, S – путь, v – скорость, t – время.
По истечении времени, отведенного на задание, представители от каждой группы вывешивают на доску листочки с формулами и объясняют их (по необходимости, если есть неправильные). Работа команд оценивается.
Задание №4. – 7 мин.
Листочки с формулами возвращаются в команды. Учащимся предлагается прочитать, обсудить и выполнить задание № 675 с. 103 учебника. На том же листочке с формулой ученикам необходимо выписать: что дано в задаче, что надо найти, составить уравнение и решить его.
По истечении времени, отведенного на задание, представители от каждой группы вывешивают на доску листочки с решением и объясняют их (по необходимости, если есть неправильные). Работа команд оценивается.
Задание №5. Интеллектуальное затруднение. – 5 мин.
Учащимся предлагается прочитать, обсудить задание № 677 с. 104 учебника. На чистом листе бумаги командам необходимо написать формулу периметра прямоугольника и объяснить, что означает каждая входящая в нее величина.
По истечении времени, отведенного на задание, представители от каждой группы вывешивают на доску листочки с формулами и объясняют их (по необходимости, если есть неправильные). Работа команд оценивается.
Итоговая рефлексия.
Задание №6. . – 7 мин.
Задание выдается в виде теста.
Вопрос 1: Каким способом мы можем вычислить неизвестную величину?
Отметьте правильные ответы галочкой.
Вычислить
Спросить у мамы
Решить уравнение
С помощью формулы
Списать у товарища или подруги
Подумать
Вопрос 2: Расставьте по порядку действия, как вычислить неизвестную величину с помощью формулы.
Подставить известные величины в формулу
Прочитать задачу
Определить какие величины из формулы нам известны
Записать формулу
Записать ответ
Решить уравнение
Вычислить
Задание №7- Индивидуальная работа учащихся. – 7 мин.
Учащимся предлагается индивидуально, в своих рабочих тетрадях выполнить задание № 677 с. 104 учебника по вариантам: вариант 1 – а); вариант 2 – б). По истечении времени, отведенного на задание, учащиеся сдают тетради для проверки.
Устное обсуждение (межгрупповая коммуникация) по подведению итогов урока (содержательная и качественная стороны проделанной работы). Слово учителя (качественная и количественная оценка работы групп).
- С каким способом нахождения неизвестной величины вы сегодня познакомились? (Вычисление с помощью формул).
- Зачем нам нужны формулы? (Чтобы задать закон, по которому связаны разные величины. Чтобы вычислить то, что нам не известно.)Учитель подводит итог урока, дает домашнее задание, выставляет оценки за урок.