Итоговый урок «Расчет физических величин в спортивных достижениях»


Учитель физики: Митина Марина Анатольевна
Итоговый урок в 9 классе по предмету физика
«Расчет физических величин в спортивных достижениях»

Цель урока:
Образовательная:
Формировать знания о спортивных достижениях, научить производить расчеты физических параметров с помощью формул.
Развивающая:
Развивать познавательный интерес обучающихся к спорту;
Формировать навыки работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.
Воспитательная:
Создать условия для обучающихся с целью развития интереса к спорту.
Тип урока: применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний
Форма проведения урока: урок защиты проектов
Формы организации урока: групповая, индивидуальная
Методы проведения урока:
Частично-поисковый (эвристический);
Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
Алгоритмизация.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные (фронтальный опрос, беседы);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация);
Практические (выполнение заданий);
Дидактические средства и оборудование:
Мультимедийная установка;
Презентация преподавателя;
Музыкальное сопровождение.
Методическая литература:
Петров В.А., Гагин Ю.А. Механика спортивных движений. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006.- 381 с.:ил.
3. http://class-fizika.narod.ru/tren7.htm
Структура урока
Организационный момент - 1 мин;
Мотивация учебной деятельности- 4 мин;
Обобщение и систематизация знаний
Решение общей задачи - 10 мин;
Работа в группах – 15 мин;
Защита проектов (работ) в группах – 10 мин;
Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Мотивация учебной деятельности.
Рассказ сопровождают картинки или слайды действия спортсменов различных видов спорта

Преподаватель:
Citius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!) – эти три латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях. Однако на пути к спортивным достижениям и к олимпийскому золоту стоят преграды, определяемые прежде всего проявлением тех или иных физических явлений и закономерностей. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха. Таким образом, знание законов физики необходимо даже спортсменам, тренерам, и даже спортивным врачам .
Основной целью профессионального спортсмена является его участие в соревнованиях, в частности в Олимпийских играх. Подготовка к состязаниям данного уровня должна проходить довольно серьёзно. Помимо тренировок, для достижения наилучшего результата, спортсмену нужно учитывать множество внешних факторов, принимать во внимание физические законы.
Тема сегодняшнего урока: «Расчет физических величин в спортивных достижениях»
Достижения спортсменов в состязаниях любого ранга, будь то всесоюзные или международные соревнования, первенства мира или олимпийские игры, предопределены всей историей, тренеров, самих спортсменов. Постоянное усовершенствование спортивной техники, модернизация спортивных сооружений - вот основные условия высоких достижений
Обобщение и систематизация знаний.
3.1. Решение общей задачи
Преподаватель: Представьте, что вы находитесь в тренерской команде мирового и мы будем готовиться к зимним олимпийским играм, например в Сочи. Этот спортсмен занимается таким видом спорта, как прыжки с трамплина.
Лыжник скатываясь с трамплина из состояния покоя за 1с прошел путь 10м, какой путь он пройдет за 3с? Какой формы должен быть трамплин и какое положение при движении должен иметь спортсмен, чтобы его результаты были наилучшими?
Постановка цели
Преподаватель: ваша цель - рассчитать с учётом известных вам законов механики путь. Это очень важная работа, т.к. анализ ваших расчётов будет учтён в тренировках, а значит, окажет влияние на спортивные достижения спортсмена, в тренерской команде которого вы находитесь, т.е. вы можете ему помочь завоевать олимпийскую награду.
Определение основных задач
Для достижения поставленной цели давайте поставим перед собой основные задачи, последовательное решение которых приведёт нас к достижению главной цели. Итак, для этого Вам необходимо:
Определить основные физические законы, и подборку основных формул.
Используя полученные формулы, задать начальные условия соответствующие реальной физической ситуации.
Вывести результат решения при заданных внешних условиях.
3.2. Работа в группах
А сейчас вам необходимо поработать в группах. Каждая группа должна придумать и решить задачи к карточкам-картинкам. Первая группа придумает и решит задачу на расчет скорости движения велосипедиста-спортсмена, фигуриста.

Вторая группа: на расчет времени движения выполняющих спортивные упражнения пар.

Третья группа: рассчитывает путь движения спортсменов.


Все полученные результаты необходимо занести в тетрадь. Доказательством ваших доводов должны быть, составленные условия ДАНО и РЕШЕНИЕ. Эти задачи должны отражать процесс изменения основных выбранных параметров под действием изменения основных начальных условий. Задачи должны содержать демонстрацию не только качественного изменения параметров, но и количественного.
Качественное изменение параметров должно быть отражено в изменении длины векторов, соответствующих скорости, или силам.
Количественное изменение должно быть отражено в непосредственной демонстрации меняющихся численных значений изучаемых параметров.
Самостоятельная работа в группах над проектами (в это время включается аудиозапись, для ритма работы в группах)
Защита проектов обучающихся в группах.
Далее, каждая группа демонстрирует полученные результаты остальным одноклассникам и мы совместно обсуждаем их.
Анализ решения каждой группы заносится в рабочую тетрадь.
Всю информацию, полученную по окончанию решения, делаем основной вывод с помощью вопросов учителя:
Какие параметры важно учитывать при расчетах скорости, пути и времени движения спортсмена?
Какие основные физические параметры влияют на спортсмена при прыжке с трамплина?
Какое влияние оказывает на спортсмена, увеличение или уменьшение массы и размеров тела спортсмена?
Подведение итогов, рефлексия
Таким образом, мы можем убедиться, что учёт параметров для достижения каких-либо спортивных результатов очень важен. Необходимо не только учитывать законы физики, но и применять их в свою пользу. Например, в прыжках с трамплина очень важна начальная скорость. Она должна быть достаточно высокой, чтобы достигнуть наилучшую дальность полёта, но и при этом достаточно оптимальной, чтобы сила сопротивления среды находилась в допустимых границах. Также очень важно, под каким углом спортсмен отрывается или кидает спортивный снаряд. С увеличением угла полёта при отрыве увеличивается высота подъёма, а значит часть кинетической энергии, приобретённой при разгоне, переходит в потенциальную, связанную с высотой. Т.е. аэродинамика очень важна.
Ну и наконец, важны размеры спортсмена, спортивного снаряда. Эта ситуация подобна ситуации с начальной скоростью. Увеличение размеров, а значит и массы, приводит к увеличению дальности полёта, но до определённых приделов, так как при этом увеличиваются также силы сопротивления.
Таким образом, техника спортсмена опирается на научный опыт. Надеюсь, что кто-нибудь из вас заинтересовался данной работой, и в дальнейшем вы будете заниматься спортом научными разработками в области спорта на основе современных технологий, и ваши расчёты помогут российским спортсменам на пути к завоеванию наград на Олимпийских играх.
А сейчас я Вам предлагаю проанализировать свою работу и продолжить одну из фраз:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (РИСУНКИ-КАРТИНКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАЧ)