Методический материал.строение голосового аппарата


Тема «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Цель: представление о строении и составе голосового аппарата.
Задачи:1.Научить учащихся свободному владению голосовым аппаратом.2. Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время занятий (ансамблевое звучание, звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции, точность интонирования).3. Подготовить голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально- технических упражнений.4. Овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания .5. Сформировать мотивацию к пению.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, музыкальный центр, компьютер, презентация.
Ход мастер - класса.
План занятия:
Организационный момент (2 мин)
Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (5мин)
Выполнение задания (10 мин)
Подведение итогов (3 мин)
Рефлексия (2 мин)
I. Актуальность.
II. Сообщение темы и цели мастер-класса.
Поэтому тема нашего занятия: «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений».
III. Предоставление новой информации.
Этап занятия Содержание занятия Примечания
1.Организационный момент (2 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (5 мин)
3.Выполнение задания (10 мин)
Подведение итогов (2 мин.)
Список литературы
- Здравствуйте, ребята! Я рада снова встретиться с вами на нашем занятии. Для начала, как всегда посмотрим, насколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки.
-Ребята, предлагаю вам прослушать музыкальные фрагменты и попробовать угадать, о чем же сегодня пойдет речь на нашем занятии? (слушание музыкальных фрагментов, детский, женский, мужской голос)
-Итак, что же вы услышали в прослушанных фрагментах?
-о чем же сегодня мы с вами будем говорить? (ответы детей)
-Правильно, о голосе.
-Какую цель мы можем себе сегодня поставить (понятие голоса, его воспроизведении, для чего нужен голос в пении, представление о строении и составе голосового аппарата …).
-Как вы думаете, что мы можем назвать голосом (издаваемые нами звуки или животным)
-Итак, голос- это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.
В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки.
Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые работают с органами голосового аппарата.
Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.
Для того, чтобы человек мог издавать определенные звуки, должен участвовать не один орган, а целый аппарат. Как раз о нем сейчас и пойдет речь.
Итак, знакомьтесь - Голосовой аппарат!
Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:
1) Дыхательный аппарат;
2) Гортань с голосовыми связками;
3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).
Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.
-Итак ребята! Чтобы начать работу с голосовым аппаратом, сначала нужно его разработать, давайте выполним несколько упражнений.
- Начнём с дыхательной гимнастики по системе Александры Николаевны Стрельниковой. Создавалась она как способ восстановления певческого голоса. А помимо этого, способствует улучшению красоты тембра, расширению диапазона у тех, кто не имеет особых природных данных.
-Перейдем к практической части нашего мастер-класса. Познакомимся с правилами дыхательной гимнастики.
Правила: Вдох – шумный, резкий, короткий, предельно активный носом.
Выдох – осуществляется после каждого вдоха, не задерживая и не выталкивая воздух, абсолютно пассивный через рот.
-А теперь выполним несколько упражнений, которые мы можем использовать в качестве профилактики оздоровления голосового аппарата не только у учащихся, но и у взрослых. Делать их нужно четыре раза по восемь.
Первое упражнение называется «Ладошки».
Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях и покажите ладони зрителю. Сделайте шумный, короткий вдох носом, при этом сожмите ладони в кулак. Выдохнув, разжав кулаки.
Второе упражнение – «Маятник».
Исходное положение: встаньте прямо локти сожмите к животу на уровне пояса правая рука сверху, левая внизу в момент вдоха резко толкните руки к себе, на выдохе от себя, на следующем вдохе руки поменяли местами. Плечи расслаблены.
Третье упражнение – «Кошки» (приседание).
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте небольшое приседание и одновременно– резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами сами непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание лёгкое, пружинистое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса.
Таким образом, если систематически выполнять эти упражнения, то результаты не замедлят сказаться.
Гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- укрепляет дыхательную систему;
- положительно влияет на обменные процессы;
- способствует укреплению нервной системы и так далее.
Упражнения дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание, что является практической профилактикой в развитии и охране детского голоса, и готовят голосовой аппарат к исполнению музыкального материала.
2. Логоритмическая гимнастика
Следующий вид деятельности – логоритмическая гимнастика.
Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения.
Одним из видов логоритмической гимнастики являются голосовые игры. Игры с голосом помогают выполнить массаж голосовых связок, что является самым простым и доступным способом профилактики и оздоровления голосового аппарата, и подготовке детей к исполнению музыкального произведения. Некоторые из них мы сейчас разучим.
Часики
  Рот закрыт, губы то расходятся в улыбку, то собираются вместе.
Лошадка.
На лошадке верхом дети щёлкают языком,
Все поскачем мы потом. изменяя форму губ как при часиках
Звонко цокают копытца. (поцокали цы-цы-цы).
Не пора ль остановиться? Тпру-у-у-у
Следующий вид логоритмической гимнастики – артикуляционные игры.
Прокусывает губа губу.•   Прокусываем язык.•    Челюстью вправо, влево.
Таким образом, эти упражнения –разогрели наш артикуляционный аппарат, а именно: губы, язык, голосовые связки, а самое главное эти упражнения – игры сделали наш мастер – класс разнообразным и занимательным.
6. Исполнение музыкального произведения
Наш голосовой аппарат готов к исполнению музыкального произведения. Сейчас мы все вместе исполним песню «Разноцветный мир». Пусть она поможет нам восстановить положительное настроение.
VIII.Рефлексия. -Вам понравился сегодняшний урок? Перед вами цветные нотки, предлагаю вам, оценить наш урок и приклеить их на доску.
• Мне было легко и интересно (красная) • Мне было трудно, но интересно (синая) • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черная) Учитель оценивает работу учащихся на уроке .
8. Итог.
-Я надеюсь, что потраченное время не прошло для вас даром, и вы получили полезную информацию. Спасибо за внимание!
Дмитриев Л. Основы вокальной методики — М., 2000
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., Изд-во «Лань», 2006
«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.
Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1999.
О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1995г.